Учебно-методическая разработка Многоаспектный анализ текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Многоаспектный анализ текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
(учебно-методическая разработка)
Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.
При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению).В первой части:
орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний);
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
синтаксические нормы русского языка;
стилистические нормы русского языка.
морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности.
Во второй части:
композиционное оформление сочинения;
логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
теория аргументации
Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса.
Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи.
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы.
Комплексный анализ текста помогает учащимся исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Его значимость подчёркивается ещё и тем, что он наряду с математикой является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ предъявляет особые требования: учащимся необходимо иметь не только прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса, но и умение правильно использовать лексический состав языка, разнообразные его грамматические конструкции, провести анализ предложенного текста, создать творческую работу-сочинение.
Перед педагогом стоит задача обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам школьного курса русского языка, при этом в первую очередь учитывать специфику предмета и конечную цель обучения - формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции. В процессе подготовки к ЕГЭ учащимся необходимо разъяснить, что назначение экзаменационной работы - оценка уровня общеобразовательной подготовки выпускников по русскому языку. Это определяет наличие знаний различного уровня сложности. Для достижения качественных результатов возникает потребность в использовании различных способов и приёмов на уроках русского языка.
Готовить учащихся нужно постепенно, начиная с 5 класса. В среднем звене для развития познавательной и творческой активности на уроках русского языка необходимо уделять большое внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся: проводить диктанты с творческим заданием, обучать редактированию текста и творческому использованию языковых средств при создании собственного высказывания.
В целях качественной подготовки учащихся к экзаменам можно использовать разноуровневое обучение. Во всех классах проводится (начиная с 5-го) многоаспектный анализ текста:
-композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);
-стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
- типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор). При этом не стоит брать для анализа слишком большие тексты: небольшие отрывки, 5-7 предложений, вполне достаточны, чтобы провести данную работу. Начиная с седьмого класса задания усложняются: дается задание из деформированного текста создать цельный отрывок, а затем уже проводить его комплексный анализ. Таким образом одновременно учащиеся будут готовиться к выполнению заданий А6 – А11.На уроках русского языка уделяется внимание использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, необходимых для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.
Образцы текстов для многоаспектного анализа
5 класс
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки. Распускают…ся ее ш…лковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в ветвистой в…ршине и с любопытством смотрит на землю. Зал…ваются птицы: малиновки, зяблики. Самый г…лосистый певец в это время — ч…рный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поет.
Чудес…но переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свис…нет в последний раз и ул…тит. Внезапно заговорит тор…пливый ручеек. Чарующий миг лесной т…шины!
Прочитать текст.
Озаглавить текст.
Определить тип речи
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить значение слов сгущаются, аромат, макушка, заливаются.
В первом абзаце подчеркнуть основы предложений.
6 класс
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. З…ря едва разг…рается и природа еще пр…спокойно дремл…т. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой реч…нке. Покрытая росой трава к…сается наших ног. Серебря…ые р…синки переливаются в лучах солнца
Речка неширокая но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водор…сли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Заб…раемся в камыш….вые зар…сли и распол…гаемся там с удочками.
Прочитать текст.
Озаглавить текст.
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
Найти слова, образованные приставочным способом.
Определить способ связи между предложениями второго абзаца.
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
Укажите глаголы I спряжения.
7 класс
Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все (во)время. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему теплый день. Сначал… справ… и слев…. тянулись поля но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.
Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой з…мляники а внутри леса кустики черники сплош… покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали соб…рать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.
Один мальчик устремился в глубь лес но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные в чаще им почему-то было жутко.
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поез…ку в лес.
Прочитать текст, озаглавить его.
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Определить стиль, тип речи.
Указать способы связи предложений 3 абзаца.
Объяснить значения слов жутко, опушка, сплошь, устремился. Подобрать к ним синонимы.
Определить способы образования слов: справа, прогулка, выехать, чудесной, остальные.
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
Укажите разряды местоимений.
8 класс
Конец сентября. С этой поры сады пустеют погода круто меня…тся. Ветер трепл..т деревья и дожди не прекраща…сь поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами проб…вается трепещ…щий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо а из-за этих туч медле….о выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад рвёт (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск закрыва…тся окошечко в голубое небо и в саду становит….ся пустынно и скучно. Снова се….тся дождь.
Прочитать текст, озаглавить.
Определить тип речи, стиль
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Подчеркнуть грамматические основы предложений.
Указать обособленные определения.
Определить способы образования выделенных слов.
Какие средства выразительности использованы в тексте: эпитет, олицетворение, антонимы, антонимы.
9-11 классы
Текст 1
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Выпишите действительное причастие.
Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
Укажите слова, образованные приставочным способом
Укажите слова, образованные суффиксальным способом
Укажите слова, образованные приставочно-суф. способом
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.
Подчеркните основы предложений.
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
Текст 2
Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.
Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь
Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Тип текста
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6.
Подчеркните основы предложений.
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
Выпишите все местоимения, укажите разряд