Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности на уроках технологии»


МАОУ СОШ № 148ф
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности на уроках технологии»

Автор: Тиванова Людмила Юрьевна
учитель технологии, обслуживающего труда
г. Челябинск
2013г.
Содержание
Раздел 1. Обоснование необходимости проекта Раздел 2. Цели и задачи проекта Раздел 3. Содержание проекта Раздел 4. Механизмы реализации педагогического проектаРаздел 4.1 Диагностирование учащихся. Раздел 4.2 Реализация программ основного образования Раздел 4. 3 Использование проектного метода обучения Раздел 5. Самостоятельная работа учащихся при выполнении проекта Раздел 6. Результативность педагогического проекта Раздел 7. Ресурсы Раздел 8. Целевая аудитория Раздел 9. План реализации проекта Раздел 10. Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта Раздел 11. Результативность педагогического проекта Раздел 12. Источники информации Приложение № 1 «Диагностика направленности учебной мотивации» Приложение № 2 «Диагностика мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи» Раздел 1. Обоснование необходимости проекта
Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед школой ряд новых организационных, экономических и педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в   избранной области интеллектуально-творческой деятельности.
Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
На сегодняшний день в школах преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые, должны быть, заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулировать природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Раздел 2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.
Объект – развитие творческой самостоятельности у учащихся в образовательной области «Технология».
Предмет – организация проектного обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.
Гипотеза: эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету и определить уровень мотивации достижения успеха и боязни неудачи, используя специальные диагностические методики.
2. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
3. Использовать различные виды проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
5. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Ожидаемый результат: повышение уровня творческой самостоятельности на уроках технологии, самостоятельные творческие проекты школьников.
Раздел 3. Содержание проекта
Положительный результат образования зависит от желания ребенка обучаться, от его активности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.
Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности к достижению цели.
Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, которое раскрывает во имя чего, человек реализовывает познавательную активность.
Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Основные развивающие педагогические задачи по формированию положительной мотивации:
- способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности;
- способствовать формированию у учащихся умения выполнять отдельные учебные действия последовательно (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
- обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки.
Оценка учителя повышает мотивацию, если она:
- относится к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания, а не к способностям ученика в целом;
- сравнивает успехи с его прежними результатами, а не с успехами других учеников.
Формирование положительной мотивации коллективной учебной работы.
При подборе группы необходимо:
- учитывать желание детей работать именно друг с другом;
- учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом (где сильный учащийся хочет помочь слабому, а слабый учащийся обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным);
- учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы.
Положительная мотивация создаёт потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении. Поэтому, считаю, что создание благоприятной и мотивирующей на учебу психологической атмосферы на уроке, является залогом успеха и развития творческой самостоятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Система творческого воспитания обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Проектный метод в учебной деятельности, наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Проектируя значимый для себя продукт, обучающиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут.
Преимущества проектного метода обучения.
Формируются умения добывать и работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
Формируются умения постановки цели и планирования работы.
Значительно повышается качество знаний учащихся, уровень активности школьников на уроке;
Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу и такие черты характера как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции.
Изменение функции учителя:
координация процесса;
помощь ученикам в поиске нужной информации;
сам учитель - источник информации;
отслеживание результатов работы.
Раздел 4. Механизмы реализации педагогического проекта
Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:
1. Проведение диагностик: «направленности учебной мотивации», «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи», необходимых для определения заинтересованности учащихся предметом «Технология» и уверенностью в своих творческих способностях.
2. Использование проектного метода обучения, направленного на развитие творческой самостоятельности.
Раздел 4.1. Диагностирование учащихся.
Для определения начального уровня мотивации учащихся к предмету, совместно с психологом в начале учебного года на каждой параллели проводится «диагностика направленности учебной мотивации».
Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении предмета «Технология». Приложение №1.
Данная диагностика позволяет проследить динамику роста (снижения) мотивации учащихся к предмету, а также дает возможность оценить правильность подбора содержания и методов преподавания предмета.
В начале изучения каждого раздела общеобразовательной программы «Технология» проводится диагностика «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи».
Методика предназначена для диагностики преобладающего типа 
 мотивации личности:
- яркая выраженность мотивации достижения успеха;
- яркая выраженность мотивации избегания неудачи;
- невыраженный мотивационный полюс. Приложение №2
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Поэтому, наша работа построена таким образом, чтобы снизить количество учащихся, настроенных на «боязнь неудачи».
С помощью вышеперечисленных диагностик, уже в самом начале изучения нового материала, возможно, спрогнозировать учащихся, кому понадобится помощь в преодолении трудностей. Соответственно создать условия для успешной самореализации каждого ребёнка.
Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
1. Разнообразие материала и способов овладения им.
2. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Опора на полученные ранее знания учащихся.
4. Обучение должно быть трудным, но посильным, ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.
5. Отношение учителя к предмету, его заинтересованность, эмоциональность учебного материала.
6. Неформальная атмосфера учебных занятий.
Для проявления интереса к творчеству на практике использую следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности.
2. Принцип толерантности. Работы учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Учащийся, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру.
4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках технологии. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел.
5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах.
Раздел 4.2. Реализация программ основного образования.
В целях повышения уровня мотивации к предмету технология, а также повышения качества знаний и умений учащихся мною используются:
Технология. 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений /Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010,
Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла: учебное пособие /Ф.А. Зуева – Челябинск, ЧИППКРО, 2012.
Основы профессионально самоопределения и карьера: учебное пособие для учащихся 9-11 классов/ Ф.А. Зуева – Челябинск, ЧИППКРО, 2012. – 72 с.
Работа с одаренными детьми в рамках технологической подготовки (инструментарий оценивания предметных результатов): учебное пособие/ Ф.А. Зуева – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – Ч.1 – 120 с.
Инструментарий оценивания предметных результатов в рамках технологической подготовки (работа с одаренными детьми): учебное пособие/ Ф.А. Зуева – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 88 с.
Раздел 4.3. Использование проектного метода обучения.
Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Педагогический процесс выстраиваю на личностно-ориентированном подходе, применяя проектный, проблемный, игровой \методы обучения. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, положительное отношение к предмету, доминирующим в деятельности является проектный метод обучения.
Проектный метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Технология сотрудничества и ИКТ в проектной деятельности помогают выстроить учебный процесс таким образом, что в центре находится ученик, его познавательная и самостоятельная творческая деятельность. Роль учителя чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении, педагог становится помощником, единомышленником.
Проектный метод обучения усиливает межпредметные связи (литература, математика, информационные технологии, черчение, графика, экономика, экология, биология, история, МХК, изобразительное искусство). Межпредметные связи проходят через все предлагаемые проекты, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных наук.
Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
В ходе обучения по методу проектов каждый учащийся выполняет 3 проекта. Какой он будет исследовательский, творческий, социальный выбирает сам ученик.
Проектная деятельность на уроках технологии
Осознание проблемы.
Социальный проект
(активная жизненная позиция гражданина общества) Исследовательский
проект
(проявление профессиональных качеств) Творческий проект
(выражение творческой активности)
1.Проблемы класса, школы, города1.Исследование свойств материалов и их практическая значимость 1. Подарок школе2.Проблемы асоциальных проявлений учащихся2.Дизайн – анализ товаров промышленного производства 2. Подарок родным3.Поддержка людей нуждающихся в помощи 3. Актуальная значимость тех или иных товаров и услуг 3. Подарок другу4.Разработка мероприятий для малышей начальной школы 4. Состав товаров и их качество 4. Оформление интерьера квартиры
5.Сохранение и развитие национальных культур (создание костюмов, игрушек, мероприятий) 5. География производства товаров народного потребления. Себестоимость товаров. 5. Оформление интерьера своей комнаты2.Постановка цели
Открытая цель: не направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию Закрытая цель: направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию
3.Постановка задач (составления алгоритма решения данной проблемы)
4. Работа с источниками информации (интернет – ресурсы, книги, учебники, соц. опросы учащихся)
1. Выявление проблем 1.Проведение опроса (интервью) 1.Изучение материалов
2. Определение сложности решения проблемы 2.Исследование проблемы2.Изучение технологий3. Определение путей решения3. Пути решения проблемы3.Выбор технологии изготовленияТехнологическая карта дальнейшей работы (составление карты)
Практическая реализация проекта Оформление проектной документации
Создание презентации проекта в редакторе Microsoft Power Point
В 5 классе учащиеся только знакомятся с понятием технология, современными технологиями производства, анализируют развитие строительных, транспортных технологий, познают процесс проектирования.
Каждый модуль программы предполагает мини-проект, где учащиеся показывают уровень своих знаний и умений.
В 6, 7, 8, 9 классах учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности, и поэтому качество работ возрастает, что дает возможность шире охватить процесс проектирования. Возможности свободного выбора в процессе обучения не только стимулируют их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказываются на улучшении качества обучения.
Время, отводимое на проектную деятельность учащихся:
Класс Количество часов
(по программе Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, 5-9 класс)
5 класс 12
6 класс 12
7 класс 12
8 класс 12
9 класс 10
В каждом разделе программы обучающиеся применяют элементы проектирования. Учащиеся выполняют исследования материалов, знакомятся с современными технологиями обработки, видами отделки, решая промежуточные задачи.
№ Практические работы Исследовательские работы
1. Определение потребностей по теме Исследование: проведение опроса интервью, наблюдение
2. Составление краткого перечня критериев, предъявляемых к изделию Исследование: диаграмма «Паучок»
3. Набор первоначальных идей Метод «Мозговой штурм»
4. Изучение свойств материалов Эксперимент.
Раздел 5. Самостоятельная работа учащихся при выполнении проекта
Организационный этап:
- актуальность проблемы, определение темы проекта (опираясь на собственные знания, учащиеся анализируют, исследуют потребности семьи, школы в определенных изделиях).
- дизайн – анализ изделий, существующих прототипов их достоинств и недостатков
- постановка цели и задач проектной деятельности;
-разработка идей, выбор наиболее оптимального варианта;
-разработка эскиза при помощи компьютерных программ (разработка рабочего эскиза с описанием, детальное исследование и оценка возможностей для создания изделия, выбор инструментов, материалов, оборудования, предварительные экономические расчеты себестоимости, конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек);
-выбор технологии изготовления. Новизна технологии (разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна, уточнение и построение точных планов, определение критериев контроля);
- историческая справка (использование дополнительной литературы);
- знания технологии изготовления.
Технологический этап:
- составление технологической карты;
- применение технологии при изготовлении изделия (организация рабочего места, раскладка, раскрой, технологическая обработка, текущий самоконтроль и корректировка деятельности);
-самоконтроль качества работы;
- окончательная отделка, оформление работы.
Заключительная часть
- эколого-экономические расчёты (проведение экологической экспертизы изделия, подсчет себестоимости, разработка рекламы, товарного знака изделия);
- окончательная оценка проекта (самоанализ);
- оформление проектной документации;
- презентация проекта.
В процессе проектирования учащиеся используют ИКТ:
-нахождение информации в поисковых системах интернета;
-выполняют при помощи графического редактора Paint;
- при помощи автофигур создаётся сетка, вставляются в неё фотографии тканей по заданному эскизу, таким образом, выполняется компьютерный эскиз лоскутного изделия; Приложение №3
-используя Word, выполняют оформление проектной документации;
-при помощи Power Point создают слайдовые презентации своих проектов.
Раздел 6. Результативность педагогического проекта
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
№ Показатели 2011-2012 2012-2013 2013-2014 (I четверть)
1. Позитивная динамика уровня обученности учащихся (%) 100 100 100
2. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся (%) 87% 95% 95%
Формы организации учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
1. Учебное занятие – усвоение новых знаний, проводится в форме объяснения, рассуждения, ознакомления с новыми технологиями,
- самостоятельная работа учащихся: подготовка сообщений, кроссвордов, нахождение интересных фактов.
2. Практическое занятие – отработка умений и навыков, реализация конкретной задачи с применением учебного материала;
- самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников над своей частью задания, обучение работе с новыми технологиями обработки, дополнительными техническими устройствами и программными средствами.
3. Коллективный урок – обсуждение возникших проблем во время практической деятельности;
- самостоятельная работа учащихся: разработка идей для решения возникших проблем, пути достижения цели, планирование работы.
4. Урок – защита проектов;
- самостоятельная работа учащихся: подготовка документации, презентации, выступление.
Раздел 7. Ресурсы
Временной ресурс: 5 лет
Информационные
Технология. Обслуживающий труд. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Технология. Обслуживающий труд. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Технология. Обслуживающий труд: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Книги по декоративно-прикладному творчеству: «Солёное тесто», «Пэчворк», «Бисероплетение», «Вышивка шёлковыми лентами», «Объёмная вышивка», «Вышивка гладью» и др.
3. Сайты
Ресурсы ИнтернетЭлектронные библиотеки.
http://www.gnpbu.ruРусская виртуальная библиотека.
http://www.rvb.ruОбщий текст.
http://www.text.net.ruДекоративно-прикладное искусство.
http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/Вязание крючком.
http://klubokdel.ru/kruchkom/Вязание спицами.
http://klubokdel.ru/spicami/Шить и крой.
http://www.burdastyle.ru/Кулинария.
http://www.kulinariya.su/Сервировка столов.
http://kedem.ru/serving/Проектная деятельность.
http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/library/tvorcheskie-proekty-po-tekhnologiiПрезентации.
5-9 класс.
Инструктаж по ТБ. Материаловедение. Цветоведение. Конструирование и моделирование фартука. Конструирование и моделирование юбки. Конструирование и моделирование платья. Конструирование и моделирование брюк. Конструирование основы легкого женского платья. Моделирование основы. Методы конструирования одежды. Способ рисования человеческой фигуры. Синтетические волокна.
Программы
Технология. 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений /Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010.
Кадровый ресурс:
- учителя технологии, методическая служба школы, педагоги-организаторы по воспитательной работе, психологи.
Материально-техническое оснащение
1.Кабинет технологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровье сберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.
2.Комплекты рабочих инструментов для работы с соленым тестом, кожей, бисером, тканью, краски витражные, кисточки, сюжетные стекла.
3.Мультимедийный проектор, ноутбук, электрические плиты, швейные машины, утюг, гладильная доска.
Учебно-дидактические материалы
Технологические карты, инструкционные, тесты по всем разделам, карточки - задания, коллекции наглядных образцов по темам, шаблоны, лекала, схемы по темам, образцы поэтапной обработки, образцы готовых изделий, образцы лучших проектных работ.
Раздел 8. Целевая аудитория
Девочки 5-9 классов (образовательная область «Технология. Обслуживающий труд»).
Раздел 9. План реализации проекта
Проект реализуется в соответствии с учебно-методическим комплексом основного образования.
Этапы, мероприятияСроки реализации1.Подготовительный этап- Изучение и анализ существующих программ.
- Разработка рабочей программы основного общего образования по технологии 2011 г.
–Аккредитация 2013 г.
2. Практический этап 2011-2014г.:
1. Реализация рабочей программы.
2. Реализация проектного метода обучения на уроках технологии.
Ответственные: учителя технологии.
Класс Сроки реализацииМероприятия5класс Сентябрь
Декабрь
Январь-Апрель
Март 1.Познавательная игра «Что я умею».
2.Поделки к Новому году.
3. Тематические творческие выставки (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта, Пасха).
4.Представление на методическом объединении творческих проектов.
6класс Октябрь, ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь-Апрель
Март
1. Исследовательская работа «Особенности предметов одежды женского костюма XVI-XVIIIвв. на Урале.».
2. Познавательная игра «Новый год в разных странах».
3. Поделки по теме: «Волшебная Рождественская сказка».
4. Тематические творческие выставки (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта, Пасха).
5. Представление на методическом объединении творческих проектов.
7 классСентябрь
Январь-Апрель
Март
Апрель,
май 1. Мастерская. Коллективная работа. «Национальные костюмы народов Урала. Рубаха в русском народном женском костюме Урала».
2.Тематические творческие выставки (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта, Пасха).
3. Представление на методическом объединении исследовательских, творческих, социально – направленных проектов.
4. Выставки учащихся.
8 класс Сентябрь
Ноябрь
Январь-
Март- апрель
1.Исследовательская работа. «Разработка моделей современной одежды с использованием элементов народного костюма».
2. Исследовательская работа. «Вязание старинный вид рукоделия на Урале».
3.Тематические творческие выставки (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта, Пасха).
5. Представление на методическом объединении исследовательских, творческих, социально – направленных проектов.
9 классНоябрь,
Март
Февраль, апрель
Май 1.Исследовательская работа. «Элементы старинного рукоделия в современном костюме».
2. Авторские выставки учащихся.
3. Исследовательская работа.
«Все работы хороши. Кем стать.».

Раздел 10. Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта
Результаты обученности и «качества знаний» 5-9 классы
Год Кол-во учащихся % успеваемости %
«4 и 5»
2011 - 2012 113 чел. 100% 87%
2012 - 2013 125 чел. 100% 95%
2013 – 2014
(II четверть) 130 чел. 100% 95%
Раздел 11. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В процессе использования проектного метода обучения:
- повышается качество обученности учащихся;
- расширяется кругозор, так как у учащегося возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации;
- возрастает интерес к предмету, так как каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности, начиная с идеи и заканчивая конечным продуктом.
- возрастает технологическая грамотность учеников, что даёт возможность учащимся вносить элементы новизны в конкретную технологию, а это в свою очередь формирует политехнические умения и навыки.
- формируются умения и навыки работы с компьютерными программами Excel, Power Point, office Word, что способствует грамотному оформлению и ведению проектной документации.
Планируемым результатом является самостоятельный проект учащихся (творческий, социальный, исследовательский).
Учащиеся должны научиться:
1.Определять потребности в каком-либо изделии.
2.Формулировать цель и задачи.
3. Составлять спецификацию изделия.
4. Находить и отбирать необходимую информацию по интересующей теме, используя элементы исследовательской деятельности.
5. Использовать информацию для отбора идей.
6. Делать предварительный экономический подсчет.
7. Планировать и организовывать свою деятельность.
8. Подбирать инструменты и материалы к работе.
9. Изготавливать изделие декоративно-прикладного характера.
10. Определять качество изделия.
11. Подводить итоги творческой проектной деятельности.
Заключение
В процессе работы над проектом решаются все поставленные задачи. Результатом проекта будет являться:
- устойчивая положительная мотивация к развитию творческой самостоятельности,
- формирование умений и навыков проектной деятельности.
Использование проектной технологии обучения обеспечивает оптимальные условия для формирования навыков самообучения и самоорганизации, которые позволят обеспечить выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.
Раздел 12. Источники информации
Технология. 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений /Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010.
Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла: учебное пособие /Ф.А. Зуева – Челябинск, ЧИППКРО, 2012.
Основы профессионально самоопределения и карьера: учебное пособие для учащихся 9-11 классов/ Ф.А. Зуева – Челябинск, ЧИППКРО, 2012. – 72 с.
Работа с одаренными детьми в рамках технологической подготовки (инструментарий оценивания предметных результатов): учебное пособие/ Ф.А. Зуева – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – Ч.1 – 120 с.
Инструментарий оценивания предметных результатов в рамках технологической подготовки (работа с одаренными детьми): учебное пособие/ Ф.А. Зуева – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 88 с.
Интернет-ресурсы.
Приложение №1
«Диагностика направленности учебной мотивации»
Общая характеристика.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.
Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Содержание тест-опросника
Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемому предмету «Технология», проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам ответ, используйте для этого указанные в скобках обозначения:
- верно - (++);
- пожалуй, верно - (+);
- пожалуй, неверно - (—);- неверно - (— —).
Содержание суждений
Изучение предмета «Технология» дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
В изучении предмета «Технология» мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
Приложение №1.1
Учебные задания по предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
Трудности, возникающие при изучении предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
При изучении предмета «Технология», кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.
Считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать.
Если что-то не получается, стараюсь разобраться и дойти до сути.
На занятиях по предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
Материал, изучаемый по предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
Считаю, что все знания по предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать как можно больше.
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
Приложение №1.2
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с предметом «Технология».
18. Предмет «Технология» дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы это было возможно, то я исключил бы предмет «Технология» из расписания (учебного плана).
Бланк ответов
Школа МАОУ СОШ № 148ф
Класс ______
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18 9 19 10 20 Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где:
«Да» - означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно);
«Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да 1 2 5 6 8 11 12 14 17 19
Нет 3 4 7 9 10 13 15 16 18 20
Приложение №1.3
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Для определения уровня внутренней мотивации, могут быть, использованы следующие нормативные границы:
0 - 5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6 -14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15 - 20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
Приложение №2
Диагностика «мотивации на достижение успеха и боязнь неудачи» А.А. РеанаИнструкция.
Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.Вопросы:
1.Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.2. Обычно я действую активно.3. Я склонен к проявлению инициативы.4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.10. Я обычно настойчив в достижении цели.11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.
Приложение №2.1
12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.Ключ к опроснику.
Да 1 2 3 6 8 10 11 12 14 16 18 19 20
Нет 4 5 7 9 13 15 17 Обработка и критерии.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.Если количество набранных баллов колеблется в пределах:
- от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.- от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.- от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.
Приложение №2.2
При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.
Диагностика проводится в процессе изучения каждого раздела программы (кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, творческие, проектные работы).