Конспект урока окружающего мира в технологии развития критического мышления
Урок окружающего мира 3 класс
в технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
разработан учителем начальных классов Щербич Галиной Васильевной
(УМК «Школа России»)
Тема: «Тела и вещества»
Планируемые результаты.
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся, умение планировать собственную поисковую деятельность);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка вопросов и выводов);
- способствовать развитию интереса к изучению предмета, познавательной активности
- закреплять представления учащихся о телах и веществах, о трёх состояниях веществ,
о молекуле как мельчайшей частице вещества
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формировать самооценку;
- развитие общеучебных умений
Приёмы ТРКМ: ЗХУ; сравнительная таблица; кластер
Оборудование: видеофильм « Физические свойства веществ», фрагмент,
для опыта: вода, краски, предметный столик, вазы: стеклянная, глиняная,
учебник, рабочая тетрадь компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями для групповой работы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организация урока
Определяет готовность учащихся к уроку
- Подарите мне свои добрые улыбки и мы начинаем урок
Готовятся к уроку
Стадия «Вызов»
а) Актуализация
имеющихся знаний
б) Пробуждение интереса к получению новой информации
1:- Ребята! С какими новыми понятиями мы познакомились на прошлом уроке?
- Запишем в таблицу ЗХУ в первую колонку эти понятия.
- Из следующих слов назовите вещества и тела отдельно (на доске: дом, велосипед,вода, гвоздь, телевизор, древесина, кислород)
-Что учёные называют телами?
Из чего состоят тела?
-Вспомните, мы строили кластер, какие могут быть тела?
- Внесём в таблицу «ЗХУ», то, что мы уже знаем.
-Обратите внимание на вторую колонку
-Подумайте, что нам еще неизвестно, чтобы вы хотели узнать?
Что мы уже знаем
Тела, вещества
П/о: Тела: дом, велосипед, телевизор, гвоздь
Вещества: вода, древесина, кислород
П/о: предметы, которые нас окружают, ученые называют телами. Тела состоят из веществ.
П/о:
У каждого ученика лежат заготовки с таблицей «ЗХУ»
Что мы уже знаем
Что бы
хотели
узнать
Что вы узнали
Тела, вещества
Природные
Живые
Неживые
Искусственные
(Ответы учащихся и добавляют запись в 1 колонку)
П/о: мы знаем, что тела состоят из веществ. Из чего же состоят вещества? Как называется то, из чего они состоят? Какими выглядят тела из разных веществ?
( Записывают во вторую колонку всё, то, что их интересует)
Что мы уже знаем
Что бы
хотели
узнать
Что вы узнали
Тела, вещества
Природные
Живые
Неживые
Искусственные
Из чего же состоят вещества? Как называется то, из чего они состоят?
Стадия
« Осмысления»
а) Получение новой информации
Постановка проблемы
1.-Назовите тела, которые вы видите на предметном столике. Определите сходство и различие между ними.
-Почему мы видим различие между одинаковыми телами?
- А чем различаются разные вещества?
П/о: это вазы.
П/о: у них одинаковая форма.
Одна из стекла, другая из глины.
П/о: состоят из разных веществ.
П/о: цветом, формой, размером, и тем из каких состоят веществ.
Совместное открытие знаний
б) Корректировка поставленных задач
2.Работа с учебником.
Рассмотрите иллюстрацию на с.60
-Назовите одинаковые тела из разных веществ.
-Назовите разные тела, но из одинаковых веществ.
3.Можете ли вы сделать самостоятельно вывод о различии веществ? Достаточно ли у вас уже информации.
Просмотр учебного фильма 3 мин. (рассказ о молекулах-мельчайщих частиц вещества)
-Что вы узнали нового о веществах?
-Добавим в таблицу то, что нового узнали о веществах.
- Обратимся к таблице «ЗХУ». Что мы хотели узнать?
-Что мы уже знаем?
-Посмотрите на рисунок в тетради на с. 21, задание №47.
- Какие тела вы видите?
-Есть ли у вас еще вопросы, на которые бы вы хотели получить ответ?
-Чтобы ответить на ваши вопросы, нужно знать о трёх состояниях веществ. (Предлагаю учащимся прочитать текст)
Чтение текста со слов « Вещества могут быть »
с. 60
Прием
« Сравнительная таблица»
-Обобщение по тексту и заполнение на карточке сравнительной таблицы
-Что мы еще можем записать в таблицу «ЗХУ»?
П/о: живая мышь
и искусственная (резиновая)
П/о: газеты и книги,
стеклянная ваза и стекло керосиновой лампы
П/о: Недостаточно знаний, чтобы сделать вывод, чем отличаются вещества.
Что мы уже знаем
хотим
узнать
узнали
Тела, вещества
Природные
Живые
Неживые
Искусственные
Из чего же состоят вещества? Как называется то, из чего они состоят?
П/о: мельчайшие частицы вещества называются –молекулами.
Они очень малы.
Молекулы разнообразны, от них зависит свойства веществ, и поэтому вещества разные.
Делают записи в третьей колонке.
П/о: чайник, вода, облака, деревья, горы, газ, пар, плита
П/о: Почему из чайника идёт пар? Почему над морем плывут облака? Почему море не растекается?
У каждого ученика лежат заготовки для заполнения таблицы
Состоние вещества
Свойства в различном состоянии
Располож
ние
молекул
твердое
сохраняют свою форму
сильно притягиваются друг к другу
жидкое
текучи, но упруги
промежутки между молекулами немного больше и молекулы могут перемещаться
газообраз
ное
летучи и занимают весь предоставленный объём
молекулы свободно и очень быстро движутся
узнали
Мельчайшие частицы вещества называются – молекулами.
Они очень малы.
Молекулы разнообразны, от них зависит свойства веществ, и поэтому вещества разные.
Твердые, жидкие, газообразные
(окончательный вариант таблицы приема «ЗХУ»
Физкультминутка
Самостоятельное применение знаний
Запись М.Пляцковского
«Тануем сидя»
I.Групповая работа.
На интерактивной доске записаны слова: пар, молоко, сахар, металл, бензин, воздух, пластмасса, керосин, кислород, древесина, вода, углекислый газ
(3 группы)
1 группа: из следующих слов выбирает те вещества, молекулы которых плотно прижаты друг другу, и назовет их свойства
2 группа: из слов выбирает те вещества, молекулы которых расположены рядом и назовет их свойства
3группа: из слов выбирает те вещества, молекулы которых далеки друг от друга и назовет их свойства
II.Работа в тетради с.22, № 49 с проверкой в классе
Вот вы устали
Готовя уроки
И не понятны
В учебнике строки.
( выполняют упражнения под слова и музыку)
П/о: металл, пластмасса, древесина, кость, мел, стекло, сахар
Постоянная форма;
молекулы сильно притягиваются друг к другу
П/о: молоко, бензин, керосин, вода
Текучи, но упруги;
промежутки между молекулами немного больше и молекулы могут перемещаться
П/о: углекислый газ, кислород, воздух, пар
Летучи и занимают весь предоставленный объём;
молекулы свободно и очень быстро движутся
Еще раз закрепляются знания на состояние веществ от расположения молекул
Стадия «Рефлексия»
Подведение итогов
Суммирование изученного материала. Прием «Кластер»
Постановка новых вопросов на будущее
Оценивание деятельности учащихся
-Что нового вы узнали о веществе?
- Какие три состояния вещества вы узнали?
- А теперь предлагаю вам составить кластер.
- Скажите, какое главное ключевое понятие сегодня мы исследовали на уроке?
2.- Тела состоят из веществ - вещества состоят из молекул, а как вы думаете , из чего могут состоять молекулы?
Предлагаю детям оценить свою работу на уроке по «Шкале успеха»
П/о: вещества состоят из молекул
П/о: вещества бывают жидкими, газообразными, твёрдыми
П/о: ключевое - вещество
1 уровень: состоит из молекул, газы, жидкости, твердые
2 уровень: твердые - имеют постоянную форму; жидкости - имеют постоянный объём, но не имеют постоянной формы;
газы - не имеют постоянной формы и объёма.
(смотреть в приложении)
П/о: каждая молекула-невидимка состоит из ещё более мелких частиц - атомов
Самооценка своей деятельности
Дети оценивают свою работу на уроке по «Шкале успеха»
Домашнее задание
Тетрадь с.21, № 46, 48;
Ответить на воросы по учебнику, с. 64
Дополнительный материал для любознательных с. 134
Записывают задание в дневник
Приложение. Приём «Кластер»
тела
искусств.
природные
неживые
живые
Состоит из молекул
Вещество
жидкости
газы
твердые
Не имеют постоянный объём и постоянную форму
Постоянный объём и постоянная форма
Постоянный объём, но не постоянная форма
Заголовок 315