От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь»
От образования «на всю жизнь»
к образованию «через всю жизнь»
«Обучение – это превращение
знания о поступке в поступок,
основанный на знании. Другими
словами, обучение – это
изменнение»
Джон Миллер
«В современном мире образованный человек
должен адекватно ориентироваться в
информационном пространстве».
Д.А. Медведев
Каждый раз смотря в окно я ловлю себя на мысли, насколько быстро меняется жизнь! От былой размеренности и незамысловатости не осталось и следа. Всё вокруг стремительно кружится и несётся, как частички в андронном коллайдере. Все мы слышали, что на смену аграрной и индустриальной эпохе пришла эпоха информационная. Причём не только слышали, но и постоянно ощущаем на себе постоянное увеличение объёма всевозможной информации, который можно сравнить с Ниагарским водопадом мгновенно оглушающим и сбивающим с ног. Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни (повышение квалификации).
Непрерывное образование («образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») – одна из ведущих современных идей развития образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, университет и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на всех этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений научного, культурного и социального прогресса; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразование.
Этого очень сложно достичьдействительно сложно, так как прежде всего прийдётся изменить полностью мышление человека, его отношение к жизни и самое главное, его отношение к образованию. Привычный, традиционный уклад жизни: детский сад – школа – приобретение профессии – работа отходит в прошлое. В прошлом осталось время, когда мы могли проработать всю жизнь на одном месте, используя знания, полученные ещё в студенчестве, современный мир слишком динамичен, стремителен как бурный поток, и так же стремительно устаревают наши знания и навыки, делая нас анахронизмом на рынке труда.
Кроме личных интересов мы не должны забывать и о интересах своего государства, своего родного края. Сможет ли наша страна быть конкурентноспособной? Сможет ли стоять на одном уровне со странами с высоко развитыми наукой и экономикой? Ведь потенциал России позволяет не просто стоять рядом на одном уровне, но и пойти далеко вперёд. И тут, чтобы соблюсти и личностные, и государственные интересы и появляется идея о непрерывном образовании, которое проходит красной линией, через всю жизнь человека, делая его мобильным и способным самостоятельно преобретать необходимые ему новые знания.
Именно в данный момент времени каждый учитель должен осознать, что он может многое сделать для будущего своей страны! Ведь нам доверено самое дорогое, что есть у каждого государства, его будущеедети! Именно от нас зачастую зависит каким ребёнок выйдет из школы, сможет ли он применить полученные знания и умения на практике. Научим ли мы его самостоятельно добывать информацию? Будет ли он получать радость от учёбы? Зачастую мы, учителя, требуем от ребёнка механического запоминания материала, который со временм полностью стирается из сознания и получается, как говорил Альберт Эйнштейн: «Единственное, что мешает мне учиться, это полученное мной образование».
Результаты ученика ( это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На мой взгляд важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания, применять их в различных жизненных ситуациях, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений. Формирование личностного знания необходимо начинать с заинтересованного отношения к предмету познания, мотивации на успех, кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности обучаемого в процессе познания. Наиболее результативным приемом формирование личностного знания считаю создание проблемной ситуации в виде учебной задачи, пробуждающей интерес учащегося, вовлекающей его в самостоятельный поиск решений, поиск новой информации – добывание знаний.
Качество образования не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это заказ необходимо, прежде всего, сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур, культуросообразность, духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность , коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.
В настоящее время лишь единицы обучаемых соответствуют требованиям времени, большая часть детей находится на репродуктивном уровне. И с этим должны справиться мы – педагоги! Но мы не боимся трудностей, ведь к нам идут только сильные люди, для которых в слове учитель вся жизнь!
Учитель биологии Фадеева Ю.В.