Разработка открытого урока русского языка. Тема: Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании (214 КА)


Клышбаева Акик Тугеловна преподаватель русского языка и литературы
Гуманитарного колледжа г.Астаны
Тема: "Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании"
Цели:

Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о
способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки
изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
3. Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих
знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе,
внимательно слушать речь других.
Задачи студентов:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Тип урока: урок-повторение, урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока: урок практических работ;
Межпредметные связи: русский язык, русская литература,
самопознание
Внутрипредметные связи: русская литература, самопознание
Методы: словесный, поисково-проблемный;
Ожидаемый результат: качественное выполнение заданий
Обучающиеся должны уметь: соблюдать языковые нормы
(орфоэпические); опознавать языковые единицы, проводить различные
виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска, презентация к уроку;
- на столах задания для групповой самостоятельной работы;
-дидактический материал: тесты, тексты для анализа
Словарь С.И.Ожегова
Ход урока
І. Орг. момент
Приветствие преподавателя, организация аудитории на урок.
ІІ. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2 и 3)
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Преподаватель: Чтобы определить, к какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке, предлагаю разгадать кроссворд.
(Слайд 4)
Вопросы к кроссворду:
Состав словосочетания: "Главное слово + ...".

2. Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
3. Вид связи в следующих словосочетаниях: идем
разговаривая, посмотрел направо, пришел
учиться. 4. Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
5. Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
6. Как называется разряд числительных, которые частовыступают в роли главного слова в словосочитаниях с согласованием?
7.Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
8.Вид связи в следующих словосочитаниях:вышли из школы,будем у вас, букет из роз.
9. Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Приложение
1. Найдите в кроссворде ключевое слово и назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока. Синтаксис 2. Дайте определение этому понятию Синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис- греч."составление", "построение" (Слайд 5) определение
3. Какие умения формирует синтаксис? Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. 4. Вот сейчас вы все правильно сказали, но почему -то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чем тут проблема? В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно опрделять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи. 5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока. Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании 6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях. IV. Работа по теме урока.
1. Повторение и обобщение ранее изученного материала.
Виды словосочетаний. (слайд 6)

сочинительные
слова равноправные (однородные члены) зависимое дождь и снег

подчинительн одно слова подчинено другому главное слово осенний дождь

Преподаватель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания. Сейчас наша задача -рассмотреть способы связи слов в словосочетании.
Работа в технике графического моделирования (фишбоун):
Способы связи слов в словосочетании.


Управление
Примыкание
Согласование

Запомни ! (слайд 8)
Грамматическая основа ≠ Словосочетание
Слово с произ.предлогом ≠ Словосочетание (возле стола; сравни: стоять возле)
2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. (3 мин.)
У каждого из вас есть на столе листок с надписью "Практикум №1". Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой ( С, У,П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шепотом, ночевка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светить ярче.
2вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
3вариант: первый учитель, желание учиться, наше государство, заниматься любимым делом,
Словарная работа:навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом. (слайд 9)
Способ проверки-взаимопроверка. (2мин.)
Поменялись листочками , я диктую- студенты проверяют.
2. Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин)
Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.
Задание для первой группы
1. С помощью толкового словаря С.И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи согласование. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
2. В предложенно тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните ее. Ответ аргументируйте.
Словосочетание Строение Вид связи Тип связи
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет как гордая, величественная река- шумит и гремит -и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Задание для второй группы
1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи управление. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
2. В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните ее. Ответ аргументируйте.
Словосочетание Строение Вид связи Тип связи
Задание для третьей группы
1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи примыкание. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
2. . В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните ее. Ответ аргументируйте.
Словосочетание Строение Вид связи Тип связи
V. Проверка самостоятельной работы (Слайд 10)
Преподаватель: с какими трудностями вы столкнулись?
Студенты заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.
Преподаватель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?
Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.
Преподаватель: какую проблему помогает решить данная цель?
Ученик: предупредить ошибки по данной теме.
VI. Физминутка_(упражнение для профилактики нарушения зрения) (слайды 11-14)
VII. Распределительный диктант.
1.Работа по учебнику стр.227,упр.329.(с комментированием у доски)
VIII. Групповая работа учашихся с тестами
Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание ?
( Записываем их в тетрадь) (слайд15)
- выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
- исходя из заданного задания обращаем внимание на главное или зависимое слово (ищем нужные части речи).Не забываем, что слова в словосочетании могут быть разорваны другими словами!
- проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание
( смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью "Практикум №2".
1.Из предложения выписать словосочетание со связью примыкание:
Недавно кто-то- не помню кто -сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
Первая основа-кто-то сказал; вторая основа -не будь; третья- не было бы. Так как при примыкании зависимое слово -неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении -недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4.Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование:
Но тогда на чем мы должны строит свои суждения о жизни общества?
5.Из предложения выпишите словосочетание со связью управление:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью примыкание:
Другие подходят к детективу серьезнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остается безнаказанным.
2.Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью примыкание:
10 Мы говорим зто в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. 11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши словосочетание со свзью согласование:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со свзью управление:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложениий 11, 12 выпиши словосочетание со свзью согласование:
11 А глянет солнце -свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со свзью управление:
Мое увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со свзью примыкание:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши словосочетание со свзью примыкание:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
Способ проверки по "ключу"
Каков процент выполнения данного задания?
IX. Подведение итогов урока.
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесемся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: "Каковы ваши успехи?" (Листочки потом сдаются учителю).
Оценивание работы студентов.
X. Домашнее задание.
Стр.20-21(правило), упр.26,28.