Урок-телемост по литературному чтению « Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» 3 класс
Литературное чтение
3 «В» класс МКОУ СОШ №4 -3 «Б» класс МКОУ СОШ №11
г. Хасавюрт
« Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Подготовила и провела учит нач кл Муртаханова Э.А. (СОШ №4)
8.10.16г.
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»"
Цели:
Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Оборудование: ПК, проектор, презентация индивидуальные листы
Ход урока.
I. Чтение дополнительной литературы.2 мин. - жужжащие чтение1 мин. - на время – посчитайте сколько слов прочитали
II. Речевая гимнастика. (слайд 2)1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!
- Прочитайте вслух.- Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)- Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)- Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.- Попытайтесь прочитать с чувством радости.
2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.
- Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.
III. Проверка домашнего задания.- Сегодня на уроке мы продолжаем совершать « путешествие в весну».- Перечислите признаки весны. ( солнце светит, снега становится меньше, ручейки звенят и т.д.)- Дома вы подбирали пословицы о весне, прочитайте.( Весна красна цветами, а осень – плодами.Март – с водой, апрель – с травой.Увидел грача – весну встречай)- А теперь вернёмся в мир поэзии. Что такое поэзия?( Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме.Поэзия – красота и прелесть чего- либо.)- с каким замечательным русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? ( ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ) (слайд 3)- Что вы знаете о Ф.И.Тютчеве? - Давайте послушаем стихотворение, которое вы дома учили наизусть.
IV. Знакомство с новым стихотворением.- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза». Послушайте его ( подготовленный ученик читает наизусть).- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину? - Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат)- А какие запахи «живут» ? ( после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут)- Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.
V. Словарная работа. (слайд 4)
Объясняют дети Объясняет учитель
РЕЗВЯСЯ - играя, веселясьРАСКАТЫ - грохотПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.НЕ МОЛКНЕТ- не молчитГАМ-гул, гудение, крик птиц.ВТОРИТ - повторяетШУМ НАГОРНЫЙ -гул, шум воды в горах. ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.ЗЕВС-самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.ЗЕВЕСОВАГРОМОКИПЯЩИЙ- с громом опрокинулся из рук Гебы.КУБОК-питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.
VI. Физминутка.
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -ветер сбивает росу.
В сторону руки -плавно помашем -это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем -крылья сложили назад.
VII. Анализ стихотворения.
Читаем 1 строфу.- Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)- Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.- Кто может резвиться и играть? (ребёнок)- Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.Читаем 2 строфу.- Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.( раскаты молодые, гром молодой – первый)- Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)Читаем 3 строфу.- Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).Читаем 4 строфу.- Люди древней Греции верили в богов, которые как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс ( слайд 5) – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба (слайд 6)– богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. - Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.(Ветреная Геба)- А почему он её назвал ветреной? (ветреная - легкомысленная, шаловливая)- Прочитайте, как Геба пролила кубок. («смеясь, на землю пролила»)- Боги-люди были исполинами, т.е. великанами, огромными, очень большими, могучими.- Какой же кубок пролила Геба? ( очень большой, такой, что пошёл очень сильный дождь)- Почему кубок «громокипящий»? (Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром. Вода с силой стала биться о землю. Потекли быстрые ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)- В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, весёлое, восторженное. («смеясь»- Геба смеялась, когда пролила кубок)- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите их и прочитайте.( перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок)- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)
А сейчас мы проведем художественную минутку. Я приготовила ватман белой бумаги и цветные мелки.А ваша задача – за короткое время нарисовать на ватмане, как вы видите в качестве иллюстрации к этому стихотворению..(2-3 мин)- группа учеников рисует на общем ватмане.
VIII. Работа над выразительным чтением.- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /Графический анализ (Приложение 2.)- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.- Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)
IX. Итог урока. - Какие мысли, чувства пробудил в вас урок? - Что узнали для себя нового? - Что понравилось?
X. Домашнее задание. Дифференцировано.
Выучить стихотворение наизусть.
Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.