Романтический герой в поэме Лермонтова Мцыри

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок литературы в 8 классе.
Цель:
-  ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Задачи:  1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.  2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.  3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).
Планируемые результаты
Ученики научатся:
- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;
-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.
Тип урока: урок формирования знаний.  Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.  Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).                                         
                                     Ход урока  1.Организационный момент     Создание групп, выявление спикеров.
2. Актуализация знаний  - На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).
Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века.  Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.
3.Операционно- деятельностный  этап.         Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»
  А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава .
 Этот приём позволяет  «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
       
-Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки ,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. (См. приложение 2).
        После окончания работы и обсуждения делаем вывод.
-  Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
 Б) Работа с иллюстрациями.
- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?
- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это
кульминация трех «вольных» дней героя.  - Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 
- Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. 
- Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими?                                                                               (См. приложение 3)              
 Слово учителя:
 - М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.       Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?        44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.         Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом,  художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов.  И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным. В чем причина появления совершенно разных образов героя? Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.  Мцыри, как отмечали разные исследователи, это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами; Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.  Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».
Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы: - каждый художник воплотил свое понимание образа героя; - многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.; -в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. 
- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
Предполагаемые ответы. 1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.  2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.  3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.  4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.  5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя. 
-  Составление синквейна по теме «Мцыри»
Пример.  
Мцыри
Свободолюбивый, страстный,
Страдает, мечтает, борется,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
  5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника.
                                     2. Письменно ответить на вопрос: «Что                                                                 привлекает меня в характере Мцыри?»
                                     3. Перспективное задание – выучить наизусть
                                         отрывок из поэмы.
                                          

15