Урок на тему: Мцыри-романтический герой поэмы
БОУ «Вышне-Ольшанская
средняя общеобразовательная школа»
Должанского района
Орловской области
\
Черемухина Марина
Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
с. В-Ольшаное2014 год
Тема урока: «Мцыри – романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»»
Цель урока: выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Задачи урока:
1. Обучающие: закрепить знания о романтизме, особенностях романтического характера, проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивающие: развивать навыки аналитической работы с текстом, творческого мышления, речи, мировоззрения, жизненной позиции; развивать умение формулировать и отстаивать собственную позицию, участвовать в диалоге на литературную тему; повышать мотивацию учащихся к изучению литературы.
3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Вид урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», портрет М.Ю. Лермонтова, компьютер, презентация, иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова, аудиозапись
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Психологическая минутка.
Настроение – важный момент в нашей жизни.
Улыбнитесь друг другу,
Подарите хорошее настроение другим.
III. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
- На прошлом уроке мы познакомились с поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Давайте вспомним основной материал, который будет положен в основу нашего сегодняшнего разговора.
- Каков жанр этого произведения? Когда оно было написано? Каков смысл названия поэмы? Какова история создания? В чём особенность композиции?
2. Индивидуальное творческое задание. Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.
3. Проверка знания текста.
- Перед вами картины из поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри». Восстановите хронологию изображенных событий. Перескажите (сжато) понравившийся эпизод. (Иллюстрации прилагаются.4. Разгадывание кроссворда. А чтобы более эффективно поработать на уроке, нам необходимо ещё повторить некоторые термины. В течение 3 минут разгадайте кроссворд, который лежит у вас на партах.
701675115570
1.Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.
2.Художественное преувеличение.3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
4. Перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства.
5. Столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета.6. Образное определение7. Общий главный смысл произведения.
8. Оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.9. Вид лиро-эпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.5. Проверка кроссворда.
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы будем учиться жить! Учиться жить у Лермонтова на примере его главного героя поэмы «Мцыри».
- В чём же особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?
Чтобы ответить на эти вопросы, познакомьтесь с высказываниями известных людей:
«Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха».
(Г.Лессинг)
«Свобода похожа на море: она или возносит вас, или пожирает, смотря по ветру.
(К.Сильва)
«Свобода не легка, … свобода трудна, она есть тяжёлое бремя…».
(Н.Бердяев)
- Какой темой объединены эти высказывания?
- Что такое свобода? Что даёт она человеку? Нужна ли она человеку?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
2. Запись темы урока в тетрадь.
III. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой необыкновенный человек, не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. О каком литературном направлении идёт речь?
- Вспомните, что такое романтизм? Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века.
Задание на доске: выберите основные черты романтического произведения. Какое из них является, на ваш взгляд, самым важным?
Основные черты романтизма.
- Герой-одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастья в реальной жизни.- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).-Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
- Писатели часто используют пейзаж как средство характеристики героя.
IV. Анализ поэтического текста.
- Соответствует ли образ, созданный Лермонтовым, традициям романтизма? Проследим по тексту.
- Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Что его не устраивает в монастыре? (Отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой»)
- Что значит стать монахом? (Навсегда отказаться от Родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство, послушание и одиночество).
- Что значит монастырь для Мцыри?
1. Работа в парах
Выпишите из текста поэмы контекстуальные синонимы к слову несвобода.
чужая земля
плен
душные кельи
обитель
сумрачные стены
- Был ли Мцыри счастлив, живя в монастыре?
- Что значит для вас быть счастливым?
(Записать на листе ватмана: Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.) - Как вы думаете, для людей разных эпох, разных мировоззрений понятие «счастье» одинаково?
- А отчего может зависеть различие в определении счастья?
- О счастье есть немало афоризмов, перед вами несколько афоризмов. Выберите афоризм о счастье, который вам понравился, согласны вы с ним или нет. Раскройте смысл данного афоризма.
Человек создан для счастья, как птица для полета.
Несчастья бояться – счастья не видать.
Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него.
Человек не создан для счастья, как птица для полета.
Человек для слез приходит в этот мир, но имеет право быть свободным.
-Что значит для Мцыри быть счастливым? Что значит для Мцыри быть свободным?
( На доске вывешивается определение слова свобода – простор, независимость, своя воля)
2. Работа в парах. Выпишите контекстуальные синонимы к слову свобода
поля
холмы
горные хребты
отцовский дом
родимая страна
Свобода для Мцыри - смысл жизни, это сама жизнь.
- А что значит для Мцыри жить свободно (находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать)
Жизнь = поиск, борьба, победа
Таким образом, монастырское существование не приносит человеку радости. Монастырь для Мцыри, с одной стороны, – хранительные стены, с другой – плен, тюрьма. Главная страсть героя – стремление жить полно, свободно, вне стен монастыря, на далѐкой любимой родине. Поэтому этот мир чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, а другой мир — это
...чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
- Что же это за «чудный мир тревог и битв…», о котором тосковал Мцыри?
3. Чтение наизусть 4 главы.
- Что же беспокоит юношу? Чтобы понять это, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние. Герой долго прожил в монастыре, но эти годы не стёрли в его памяти образ родной страны.
V. Музыкальная иллюстрация.
1. Звучит музыка. Прослушайте отрывок из произведения В.А.Моцарта «Времена года» - «Гроза» в современной роковой обработке с бас – гитарой и скрипкой и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»?
- К какому эпизоду подошёл бы этот фрагмент и почему? (Побег героя из монастыря – напряжённость, порывистость, музыка соответствует душевному состоянию героя и состоянию природы).
Гроза для Мцыри родная по натуре. Это зов природы, сама природа пытается помочь герою.
- Куда же бежит Мцыри из ненавистного монастыря, не зная дороги к дому, понимая, что возвратиться в прошлое невозможно?
- Какова цель его побега? Выписать цитаты в тетрадь.
- Что же видит и слышит Мцыри на воле? (гл.10-11)
Окружающая природа дана через восприятие Мцыри, т.е. становится средством его характеристики: у него возвышенная, поэтическая душа. Для него природа пленительна, прекрасна. В многообразии изобразительных средств произведения выражается богатство переживаний и чувств лирического героя.
- Но всегда ли природа родственна герою, всегда ли она источник сил? Какую роль играют эти опасности? (Они очень близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь в минуту бегства из монастыря)
Делаем вывод:
Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.
2. Работа с текстом поэмы.
-Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.
VI. Прослушивание аудиофрагмента «Бой с барсом»
- Подумайте, что значит для Мцыри барс? (Враг, равный по смелости, быстроте решений, единственный и последний в этом мире странствий, чьи смертельные объятья он сравнивает с дружескими: «И мы, сплетясь, как пара змей,
Упали разом…»). Бой окончился, и Мцыри, «собрав остаток сил», побрёл по лесу. Обратите внимание на глагол.
- Для чего вводит Лермонтов этот эпизод? Как характеризует он Мцыри?
«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
- Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Упоение честной борьбой, полное слияние с природой, радость, торжество победы)
Поэт любуется отвагой. Решимостью и мужеством Мцыри. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз.
Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуаций: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы. Открытый бой, где нет обмана, хитрости, коварства, именно такой видел жизнь Лермонтов.
Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.
Гиперболы: О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.
Эпитеты: Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
- Какова роль художественных средств в описании боя Мцыри с барсом?
В мире дикой природы Мцыри чувствует себя своим. Этот эпизод становится гимном силе, мужеству, смелости. Юноша предстаёт человеком необыкновенным: ему всё по плечу, ему удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Именно художественно-изобразительные средства раскрывают внутреннее душевное богатство Мцыри.
- Что значит для него последние часы на воле? Что он понял?
Это отчаяние. Его мечта – «жар бесплодный и пустой». Что у него нет и не будет сил стать свободным. Он столкнулся с реальной жизнью.
- Обратите внимание, как природа реагирует на это. Найдите и прочитайте.
… палил меня
Огонь безжалостного дня.
И метафора, и эпитет дают ещё раз понять, как трагична судьба героя.
« Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжёлым сном.
Перечитайте последние 3 главки.
- Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в тюрьме и сожженным палящими лучами зари?
В этих словах Мцыри — трагическая история его жизни и несбывшейся мечты. На воле, вдали от монастырских келий, он остался таким же одиноким, как и в «плену». Он не смог найти самого главного — дороги к людям. «Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей», — таким он вспоминает себя. Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к курившемуся дымками аулу — словом, Мцыри оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря, тем, кого он воспринимал как «вольных» людей, сравнивая их с орлами). Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его в монастырской келье.
Грустным сознанием неотвратимости конца проникнуты его последние слова прощанья с жизнью.
- Почему же гибнет Мцыри? От истощения, от ран? Почему Лермонтов приводит своего героя к трагическому финалу. Перечитайте 25 гл. и найдите ответ на этот вопрос. Запишите его в свои тетради.
Проверка задания.
Юноша гибнет в монастыре, так и не реализовав свою мечту: он не возвращается на родину предков. Однако последние строки поэмы допускают разное толкование. Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родины, которой он так и не достиг. Последняя его фраза «И с этой целью я засну// И никого не прокляну». На первый взгляд, может показаться, что еѐ произносит умирающий сломленный человек. Но на самом деле в конце этой фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить нам о том, что Мцыри – настоящий герой романтизма: герой несломленный, герой неистовый, герой, которым ведѐт страсть – страсть попасть на свою родину. И скорей всего, он достигает этой цели, но уже после смерти.
V. Обобщение материала урока.
-Какова идея поэмы? (Прославление мужества, стремления к свободе и борьбе)
- Какими романтическими чертами обладает Мцыри? (Во-первых, Мцыри – сильная личность. Он отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы. Во-вторых, характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере – свободолюбие. В-третьих, главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один. В-четвѐртых, Мцыри – герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. В-пятых, М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм – углубление во внутренний мир героя.)
- Я добавлю, что язык романтического произведения необыкновенно богат и разнообразен. М.Ю. Лермонтов использует яркие метафоры, эпитеты, олицетворения и другие художественные приѐмы для создания образа героя..
VI. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Что близко мне в характере Мцыри?»
VII. Рефлексия. Выставление отметок.
Подводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание
Сегодня я неожиданно понял…
Мне показалось интересным…
К сожалению, я так и не услышал о …
Осталось непонятным…