ТЕМА УРОКА: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ФИЗИКЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ М.В. ЛОМОНОСОВА. 10 КЛАСС.



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ФИЗИКЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ жизни и творчеству
М.В. ЛОМОНОСОВА
10 КЛАСС«СТИХОТВОРСТВО – МОЯ УТЕХА, ФИЗИКА – МОЁ УПРАЖНЕНИЕ» М.В.ЛОМОНОСОВ
 
МОБУ СОШ № 34 , 10 «А» класс 
Учитель литературы: Асташкина Л.Н. 
Учитель физики: Шестакова Л.М.
Учитель истории: БалканскаяА.В.
(режиссер фильма)

ТЕМА урока:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ФИЗИКЕ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ жизни и творчеству
М.В. ЛОМОНОСОВА. 10 КЛАСС.
«СТИХОТВОРСТВО – МОЯ УТЕХА, ФИЗИКА – МОЁ УПРАЖНЕНИЕ» М.В.ЛОМОНОСОВ
 
МОБУ СОШ № 34№ , 10 «А» класс 
Учитель литературы: Асташкина Л.Н. 
Учитель физики: Шестакова Л.М.
Учитель истории: Балканская А.В.
Цели урока: 
Образовательные:
Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.
2. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современной науке и обществе.
3. Обобщить и систематизировать пройденный материал по физике «Тепловые явления» и литературе о творчестве М.В. Ломоносова.
Развивающие:
Продолжить развивать умение учащихся, необходимые в работе с различными источниками информации: поиск, сбор, обработка материала.
2. Овладение практическими умениями и навыками научно-художественной деятельности, умением анализировать, высказывать своё мнение.
3. Создание условий для работы учащихся с разными предметами на уроке.
Воспитательные:
Создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Задачи:
Воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и творчества М.В.Ломоносова.
 Показать наличие метапредметных связей в области литературы и физики.
 Расширить знания учащихся о М.В.Ломоносове как о великом русском учёном. 
Создать у учащихся целостное представление о М.В.Ломоносове.
 Найти общие принципы предметных ЗУН в физике и литературе. Актуальность обращения к жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова обусловлена необходимостью изучения программного материала, познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания урока должны стать передовые идеи ученого о развитии культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки концепции образования и воспитания.
Подготовительный период:
Исследовательская работа:
- выбрать объекты исследования;
- подобрать научно- популярную и художественную литературу по изучаемой теме.
Создание творческих групп:
«физики» - подбор, изучение, обработка научно – популярной литературы об основных достижениях ученого в физике . « Литераторы » - подбор и систематизация материала о жизни и творчестве, о литературном наследии М.В.Ломоносова.
«экспериментаторы» - подготовка и проведение физических опытов.
Рекомендации: - консультации с учителями физики и литературы по изучаемой теме для получения дополнительной информации: сотрудничество со школьным библиотекарем по подбору дополнительной литературы по данной теме.
Оборудование:
1. Компьютер , слайд - презентации, видеофильм, книжная выставка
2. Приборы и материалы для проведения опытов (перечень которых согласно описанию опытов приводится ниже)
3. Листы-опросники, карточки с пословицами, задачами, отрывки из литературных произведений М.В. Ломоносова.
Методы:
словесный, частично – поисковый, интерактивный.
Приемы:
проблемные задания, задачи творческого характера.
Формы:
индивидуальная, коллективная, фронтальная, реферативная, видеопросмотр.
Тип урока:
интегрированный, повторение и закрепление пройденного материала по литературе и физике.
Психологический аспект:
положительный эмоциональный настрой, развитие умения слушать, развитие памяти, обеспечение поисковой деятельности, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков сотрудничества, организация взаимооценки и самооценки учащихся, развитие навыков работы в команде.
Используемая литература:
1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М. «Просвещение» 1985 г.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-11 класс. М. Просвещение» 1994 г.
3. Суорц Кл.Э. Необыкновенна физика обыкновенных явлений. Т. 1 М. «Наука» 1986г.
4. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М. «Школьная пресса» 2002 г.
5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике М. «Просвещение» 1976 г.
6. Ресурсы Интернета.
7. Колесина К.Ю. Метапредметное обучение: теория и технология реализации в учебном процессе. Автореферат дисс. Д-ра пед. Наук Ростов-на-Дону ЮФУ,2009.
8. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак», М. 2001.
9. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание», М. 2001.
10. М.В.Ломоносов. Избранные произведения.
11. Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. М., Просвещение, 1968) 12. Астафуров В.И. М.В. Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985., с.138–140.
13. (В. Г. Белинский. Литературные мечтания, 1834. Поли. собр. соч. М., 1953, т. I, с. 41—42).
14. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов. - М.: Современник,1989.
15. Михаил Васильевич Ломоносов. Из наследия Ломоносова. Слово современников о Ломоносове. «Память вечная»: Венок Ломоносову XIX -XX вв. «Высокий лик в грядущем поколеньи…»: Писатели и ученые XIX -XX вв. о Ломоносове. Под. ред. Е.В. Бронниковой. – М.: Русскiй мiръ. – Жизнь и мысль, 2004.
Ход урока.
1.Сценка «Отец и сын» ( учащиеся)
Мальчик и отец:
– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами? – Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен. – Татко, а латинскому языку где учат? – В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать… – Ну.…Сей день не без завтра… – Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет… – Татенька! А все господа многограмотны. – Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как "Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!” – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться! – Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать. – Татенька, государь, благослови в Москву учиться… – Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: "У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…” – Татенька, не плачь!.. Воля твоя…(Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит). 
2.Слово учителя о теме урока. 
Я думаю, вы уже догадались, что речь на нашем уроке пойдет о М.В.Ломоносове, которому в этом году исполняется 302 года со дня рождения. 
Урок наш необычный – интегрированный – физика и литература. 
А почему мы выбрали такую форму урока для изучения творчества М.В.Ломоносова? 
(потому что Ломоносов изучал и физику, и литературу, сделал много для развития этих наук). 
Темой нашего урока мы выбрали слова самого учёного:
«Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение» М.В.Ломоносов (слайд). 
И вы сегодня тоже попробуете стать немножко Ломоносовыми: необходимо провести опыты и сделать стихотворный анализ, решать задачи и декламировать. 3.Давайте вспомним, каким был путь М.В.Ломоносова в науку (слайд). (трудным, нелегким, полным лишений, препятствий и т.д.) 4.Творческое наследие М.В.Ломоносова велико (слайд). (ответы учащихся о трудах, произведениях и представление на слайдах) Поэма, две трагедии, 36 од, около 100стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10учебников, 76 писем к разным лицам, более350 официальных проектов и представлений, трактатов, научных трудов и т.д.) 
5.Учитель физики. 
Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. Михаил Васильевич Ломоносов – титан науки XVIII столетия, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, просветитель; химик, физик, астроном, приборостроитель. «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец – он всё испытал и всё проник.» А.С.Пушкин.(слайды) 
6. Об открытиях в физике, решение задач, демонстрация опытов. 
В ходе подготовительного этапа к уроку творческая группа «физиков» собрала материал об открытиях и исследованиях, сделанных М.В.Ломоносовым по физике , давайте предоставим им слово (слайды). 
( Презентация учащихся «Великие открытия Ломоносова в физике», где рассматриваются его представления о строении тел, природе электричества, закон сохранения вещества и энергии, исследования в определенных вопросах оптики ). 
7.Учитель физики. 
В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно-кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленной Ломоносовым. Вооружившись математически разработанной теорией строения вещества, Ломоносов в 1744 году пишет диссертацию «Размышления о причине теплоты и стужи». 
Учитель зачитывает отрывок из «Размышления о причине тепла и холода» (слайд).
«Какое же движение вызывает появление теплоты? Мы можем целый век возить на телеге дрова, и ни одно полено не нагреется ни на один градус. Но оно быстро нагреется, если начать тереть полено о другое полено. Очевидно, поленья, крепко прижатые друг к другу, при трении приводят в движение расположенные на поверхности и цепляющиеся друг за друга те мельчайшие частички, из которых они построены. Точно так же и молот, ударяясь о железо, заставляет быстрее двигаться частички железа. Внешнее движение всего тела превращается во внутреннее движение частичек, из которых оно состоит. Это-то движение частичек и есть теплота. Как просто и естественно объясняет все тепловые явления эта теория! Когда мы берем в руку горячее тело, его быстро двигающиеся частички начинают подталкивать прикасающиеся к ним частички нашей руки. Когда мы нагреваем твердое тело, его частички двигаются все быстрее и все сильнее отталкиваются друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются - оттого и расширяются тела при нагревании. При дальнейшем нагревании промежутки между частичками становятся столь значительными, что тело не может сохранять прежнюю форму - оно растекается, расплавляется. А когда скорость движения частичек становится настолько большой, что частички разлетаются во все стороны, происходит испарение. Чем теплее тело, тем быстрее движутся его частички. Можно ли представить себе самую большую возможную степень теплоты (температуру)? Очевидно, нет, потому что скорость движения частичек может возрастать и возрастать. Наоборот, чем холоднее тело, тем меньше скорость движения его частичек, а когда оно прекратится полностью, наступит самая низкая возможная степень теплоты»). Ломоносов впервые в истории науки ввел понятие об абсолютном нуле температуры, т. е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи. Однако, подчёркивал он, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, "всё, что нам кажется холодным, лишь менее тёпло, чем наши органы чувств”. Молекулярно-кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также и на внеземные объекты, объяснив на её основе процесс передачи тепла от Солнца на Землю. Ломоносов заложил первые камни в основание науки о теплоте. Однако понадобилось почти целое столетие, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие. 
8.Учитель физики. 
Ребята, мы с Вами занимаемся изучением тепловых явлений, давайте вспомним основные понятия, определения, физический смысл величин, характеризующих тепловые явления, формулы, необходимые для их расчетов. На ваших столах лежит портфолио по физике. Возьмите лист-опросник для проверки теоретических знаний по изучаемой теме. (Для каждого ученика предложен отдельный лист - опросник)
Вопросы: 1. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется ...
2. При повышении температуры тела его внутренняя энергия ..., ...
3. При сгибании и разгибании медной проволоки ее внутренняя энергия изменяется способом ...
4. Пористые тела обладают плохой теплопроводностью, так как ...
5. Перенос энергии от Солнца к Земле осуществляется путем ... 6. Внутренняя энергия тела зависит от ...
7. Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется ...
8. У газов теплопроводность .... чем у жидкостей, потому что …
9. Не сопровождается переносом вещества теплопередача в виде ...
10. Распространение в вакууме теплоты осуществляется путем ...
11. Почему кофе, чай, суп скорее охлаждается, когда мешают их ложкой?
12. В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом , на стенках которого имеется накипь?
13. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые от вымерзания?
14. Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
15. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый? 9.Учитель литературы. 
Свои опыты, размышления Ломоносов излагает не только в научных статьях, проектах, трактатах, но и в стихотворной форме. Учащиеся подготовили отрывки из таких произведений.
1. «Письмо о пользе стекла»
2. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (строки о происхождении северного сияния).
3. «Утреннее размышление о Божием величестве» (о Солнце). 4. «Спор двух астрономов»
10.Учитель физики. 
Физика - наука экспериментальная, поэтому, чтобы понять происходящие процессы в природе. недостаточно только теоретических знаний, необходимо проводить опыты и объяснять их.
 Ребята показывают опыты и объясняют их.
1 опыт
Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведите опыт.
Для этого из плотной бумаги сделайте коробку, налейте в нее воды и поставьте на электрическую плитку или подвесьте над спиртовкой. Вода нагреется и, наконец, закипит. Коробка остается целой. Почему?
2 опыт
Положите на полоску бумаги латунную гирю и внесите их в пламя. Почему бумага не горит?
3 опыт
Носовой платок смочите водой (о чем присутствующим можно не говорить), облейте спиртом и подожгите. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остается целым?
4 опыт
Возьмите учебные весы, закрепите их в лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашу весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. Почему они выходят из равновесия?
5 опыт
В пробирке закрытой пробкой находится вода, закрепляем пробирку в штативе и нагреваем над пламенем спиртовки. Пробка вылетает. Почему?
Учитель физики.
Следующее задание.
Вам необходимо решить задачи, по вариантам.
Задачи: 1.
Сколько воды, взятой при температуре от 15 °С до 45°С, сжигая спирт массой 100 г и считая, что вся выделяемая при горении спирта энергия идет на нагревание воды?
2.
Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 5 кг от 10 °С до 60 °С, если вся теплота, выделенная спиртом, пойдет на нагревание воды?
3.
Какое количество теплоты потребуется для обращения в воду льда массой 2 кг, взятого при 0 °С, и при нагревании образовавшейся воды до температуры 30°С?
4.
Какое количество теплоты пошло на нагревание и плавление олова массой 100 г, если начальная температура олова равна 32 °С ? (Правильность решения задач проверяется учителем индивидуально). 
11.Учитель литературы. 
Вы поработали физиками, а теперь станем литературоведами. 
С какими трудами М.В.Ломоносова по литературе вы познакомились?
1. Теория трёх штилей.
2. Письмо о правилах Российского стихотворства.
3. О стихосложении и ударении.
4. Трактат о пользе книг церковных в Российском языке (слайд). 12.Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года»  Она считается лучшим произведением жанра оды.
 Работа учащихся с текстом оды (в учебнике литературы текст оды ).
 Вопросы для анализа лежат перед учащимися в портфолио «литератора». 
Ответы устно и записывают на листы.

-Когда и в связи с чем написана ода? 
(1747год – 5-я годовщина воцарения Елисаветы Петровны – центральное место в цикле придворных праздников).
-Какое настроение и интонация чувствуется, прослеживается в оде? 
(патриотический восторг, восхищение, гордость, призыв).
- Какие темы можно выделить в оде?
 (гимн науке, восхваление Елисаветы, гимн Петру 1, описание просторов России её богатства, обращение к молодым, вера в талант народа, описание мирной жизни).
-Какова ведущая тема оды и как с ней связаны все остальные? 
(главной темой является тема России, её процветание; все остальные темы помогают раскрыть её, они переплетаются, создавая целостную картину восприятия оды).
- Каким стилем написана ода, примеры из произведения?
 (высокий стиль: возлюбленная тишина, венец, божественным устам, зиждитель мира, Парнас, Нептун и т.д.). - Литературоведческий анализ оды. 
Выписать метафоры, сравнения, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, образы античной мифологии, архаические слова и выражения.
- Определите размер, рифмовку, клаузулу оды на примере отрывка «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих…». 
Размер – ЯМБ Рифма – АБАБ - перекрестная, ВВ - смежная(парная), ГДДГ – кольцевая. Клаузула – чередование женских и мужских строк. Свои работы сдаёте, за них получит каждый оценку. 
13. Учитель литературы. 
Ребята, вы сегодня много работали. Я думаю, вы почувствовали, как это трудно и ответственно быть и физиком, и лириком. Но мы должны подвести итог нашему необычному уроку.
Что было главным для М.В.Ломоносова?

Чему или кому он посвятил всю свою жизнь? 
(М.В.Ломоносов поет славу своей родине, говорит об огромных возможностях своей страны, отмечает, что для этого нужны умные и рачительные хозяева, мудрые правители и много знающие учёные, юные, стремящиеся к совершенствованию). 
14. Учитель физики. 
Каждая земля , каждый город богаты своими гениями, талантами, выдающимися личностями. И в нашем Таганроге тоже были, есть и будут такие люди, как М.В.Ломоносов. 
Назовите известных вам великих земляков
(Просмотр видеофильма «Созвездие великих имен» .Режиссер Балканская А.В., сценарист Асташкина Л.Н., звукорежиссер Гуляев Евгений , ученик 10 А класса).15. Учитель литературы. 
А закончить наш урок я предлагаю стихотворением М.В.Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
16. Домашнее задание:
литература – выучить наизусть отрывок «О вы, которых…»;
физика – решить задачи № 238, 241, 243.
17.Оценки за урок:
все, кто отвечал и работал в течение урока, оценят себя сами и подадут дневники на подпись; вторую оценку получит каждый из вас за письменные ответы по физике и литературе.
18. Рефлексия.
Учитель физики.
Наш урок был необычен тем, что мы соединили физику и литературу в одно целое. Напишите на листочках своё мнение «Я на уроке…». Что вас удивило? Поразило? Было ли над чем задуматься?
19. Учитель физики.
Афиширование (свободный микрофон), учащиеся высказывают свою точку зрения по изучаемой теме, впечатления об уроке.
20.Урок закончен.
Спасибо.
Приложение – 2 презентации, фотографии, видеофильм( режиссер Балканская А.В., сценарист Асташкина Л.Н., звукорежиссер Гуляев Евгений).