Конспект к уроку Степени сравнения наречий 7 класс
14.12.2016 г. Русский язык 7 класс
Тема: Степени сравнения наречий.
Цели:
Познавательный аспект:
Формирование специальных знаний, умений, навыков:
сформировать умение образовывать возможны формы степеней сравнения наречий;
обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;
сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.
Развитие умений, которые были сформированы ранее:
развивать умение работать с предложением:
развивать умение работать со словом:
соотносить состав слова с его принадлежность к одной из частей речи
образовывать разные формы слова;
формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:
умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
умение работать во времени на всех этапах урока;
Развивающий аспект цели:
Развитие речи:
продолжать развивать устную и письменную речь ребёнка, добиваясь полных развёрнутых ответов;
использовать в ответах тип речи рассуждение, стиль речи научный.
Развитие мышления:
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
развивать умение высказывать и доказывать суждения.
Воспитательный аспект цели:
Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель – ученик, ученик – ученик.
Формирование сознательной дисциплины
Формирование научного мировоззрения.
Формирование целеустремлённости, трудолюбия, аккуратности
Воспитание любви конспект родному языку, его красоте, образности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: презентация, тексты с заданиями, тест, учебник, компьютер, проектор.
Ожидаемый результат: сформировано умение различать степени сравнения прилагательных и наречий, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте! (Слайд 1)
Сегодня холодный зимний день. Давайте поприветствуем друг друга и подарим свои тёплые улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии, тепла окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. У вас на партах, кроме раздаточного материала, лежит облачко разного цвета. Вы можете им показать своё настроение, как в начале урока, так и конце. Если настроение хорошее – голубое облачко, если вы расстроены – сиреневое.
- Какое у вас сейчас настроение? (дети поднимают). Отложите.
2.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
Чтобы закрепить полученные знания, вы дома должны были составить небольшой рассказ на тему: «Зимний день», «О наречии». Давайте проверим, как вы справились с этой задачей? (Зачитать 1-2 рассказа, назвать наречия). Молодцы!
3.Повторение изученного. «Незавершённое предложение» (Слайд 3)
Помогите, пожалуйста, мне завершить предложение.
- Наречия отвечают на вопросы…. (Как? когда? где? куда? откуда?.) - Наречие обозначает… (Наречие -самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия).
-Выделяют следующие смысловые группы…(Наречия образа действия - как? каким образом? Наречие времени - куда? с каких пор? до каких пор? Наречие места - где? куда? откуда? Наречие причины – почему? Цели - зачем? Наречие меры и степени - ? с какой целью? в какой степени?)
- В предложении чаще бывают ….(обстоятельствами)
Приведите примеры: холодно, морозно, ветрено. Молодцы!
4. Игра «Третий лишний» (Слайд 4)
Я сегодня смотрела детскую передачу, она мне очень понравилась. Ребята должны были выполнить интересные задания. Слова, с которыми они работали, я помню, а задания забыла. Посмотрите на экран и помогите мне.
(Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?))Огонь, осень, пламя. (осень)
Алфавит, чистописание, азбука. (чистописание).
Бросать, кидать, прыгать. (прыгать)
Как вы считаете, что нужно выполнить? (Здесь даны синонимы, а какое-то слово лишнее. Найти лишнее слово). Да, всё верно, найдите лишнее слово..
5. Актуализация. Работа с синонимами. (Слайд 5-6)
Внимание на доску. Продолжим работать устно. Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.
Ни свет ни заря – рано
с минуты на минуту – скоро
на скорую руку – быстро
на край света – далеко
кот наплакал – мало
душа в душу – дружно
Итак, наречие. Мы продолжаем с вами изучать одну из самых сложных тем -наречие. И новая категория -степени сравнения наречий.
-Работаем в тетрадях. (Слайд 7) Записываем число, классная работа. Тема урока: степени сравнения наречий.
6. Цели, (Слайд 8-9) которые мы ставим перед собой : 1. Продолжаем учиться образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, 2.Учимся различать степени сравнения прилагательных и наречий;
3. Развиваем умения определять синтаксическую роль наречий в разной степени сравнения в предложениях.
7. Физминутка (10-11)
8. Обобщение изученного . (Слайд 12)
- Что могут образовывать наречия? (Наречия на –о,-е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную) .
Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.
- Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).
Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, ) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же.
Например: Быстрый- быстро -быстрее (-ей),
Громкий - громко - громче,
Ранний - рано –раньше.
Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме.
Например: Холодно – более холодно, ловко – менее ловко.
(Слайд 13) Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.
- Какие формы имеет превосходная степень сравнения? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорнейше, нижайше, строжайше).
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется:
1. Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.
Например: высоко – наиболее высоко, серьёзно – наименее серьёзно.
2. Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех.
Например: высоко – выше всех; серьёзно – серьёзнее всего. Слайд (14)
Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Составная форма Составная форма.
-ее, -ей, -е , -шебыстро→ быстрее→быстрей
громко→громче
рано →раньше Более, менее +
Наречие в нач. ф. :Более быстро
Менее громко Наречие в сравн. степ. +
Всех, всего :Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего
9.Закрепление.
- Какая часть речи имеет степени сравнения? (Такие же степени сравнения есть у качественных имён прилагательных - сравнительная и превосходная степени).
Давайте вспомним как образуются степени сравнения прилагательных. (Слайд 15)
-У вас на партах лежат карточки с заданиями. Работаем самостоятельно. Разделите тетрадь на два столбика. В одном запишите – прилагательные, в другом – наречия.
Задание: образуйте от имён прилагательных наречия и возможные степени сравнения.
Красивый, дружный. (Не забывать про ударение в слове красивее)
Прилагательные Наречия
Сравнительная степень Превосходная степень Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма Составная форма
Красивее,
дружнее. Менее красивый, более дружный. Красивейший, дружнейший. Наиболее красивый,
самый дружный. Красивее,
дружнее.
Менее красиво,
более дружно. Наименее красиво, красивее всех, наиболее дружно,
дружнее всех.
- Давайте проверим. (Слайд 16).
- Выделим характерные признаки. И подведём итоги. В чём различия и сходства наречия и имён прилагательных.
-Что общего в образовании наречий и прилагательных? (1. Как наречия, так и прилагательные в простой сравнительной степени образуются при помощи суффиксов – ей, -ее, -е, -ше; 2. Составная форма сравнительной степени – это сочетание слово более + исходная форма наречия; простая форма превосходной степени прилагательных образуется при помощи суффиксов –ейш, -айш, а превосходная степень наречий имеет составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов- сравнительная степень наречия + местоимение всех (всего).
- Молодцы.
- Но, обратите внимание! У прилагательных, как и наречий в сравнительной степени абсолютно одинаковые формы слов. Их надо отличать!
10. Физминутка. Давайте отдохнём.
Посмотрели влево, посмотрели вправо, вверх, вниз. Вдохнули полной грудью и тихо сели.
- Сколько я назвала наречий? (6) Молодцы.
11.Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации. (Слайд 17)
У нас возник проблемный вопрос и не только у нас.
-Какой скоро наступит праздник? Скоро Новый год. Кто является символом наступающего Нового года. (петух). Ребята символу наступающего года нужна помощь. Поможем разобраться ему в записи. (Предложения учащиеся записывают на доске и определяют синтаксическую роль наречий и прилагательных). (Слайд 18)
Сравните предложения: Наш класс дружнее, чем шестой.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Внимание! Какое слово встречается в обоих предложениях? (дружнее)
Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании. Как разобраться, где наречие, а где прилагательное?
- Обратите внимание на слайд. Как отличить прилагательное от наречия? В чём разница выделенных слов? (в 1 предложении класс (каков? вопрос от существительного) дружнее– сказуемое, выраженное простой формой сравнительной степени прилагательного, во 2-ом случае к слову дружней ставим вопрос (как?) от глагола – это наречие, выраженное простой формой сравнительной степени наречия).
Делаем вывод: к прилагательным в сравнительной степени задаём вопрос (каков? -а) от имён существительных, а к наречиям (как?) от глаголов.
12. Привести в систему полученные знания нам поможет материал для наблюдений. (Слайд 19)
Имя прилагательное Наречие
Обозначает Признак предмета Признак действия
Относится К имени существительному К глаголу
Отвечает на вопрос Какой ? Какая ? Какое ? Каков? Как? Каким образом?
В предложении является Сказуемым Обстоятельством
13. (Слайд 20) Сейчас поработаем над текстом художественной литературы. Перед нами отрывок из стихотворения И.Бунина. Определите «Прилагательное или наречие».
14. Выборочный диктант. (Слайд 21)
- Нужно выбрать номер задания, где в словосочетании есть наречие.
Слайд 22 - 1,2,7, 8, 10, 12, 14, 15.
15. Рефлексия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Мы сегодня научились образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия от прилагательных в сравнительной степени, определяли синтаксическую роль наречий в предложениях.
-Понравился ли вам урок? Проголосуйте своими облаками.
16. Домашнее задание. П. 36, выписать 5 предложений из художественной литературы, где есть наречия в степени сравнения.
17. Итоги урока. Обсуждение ответов, выставление оценок.
На текстовом материале определим все возможные степени сравнения имён прилагательных и наречий.
1) Запись под диктовку:
1) Ребята нашего класса дружнее.
2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.
3) Мы дружнее берёмся за интересную работу.
4) Худой мир лучше доброй ссоры.
5) Сокол выше солнца летает.
2. «Говорите правильно» (устно).
1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее»).
2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще»).
3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает»).
4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром»).
5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много»).
6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем»).
7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам»).
– Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.
- Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.
Образовать степени сравнения.
Быстрый-
Громкий-
Ранний-
Холодный-
Ловкий-
Высоко –
Серьёзно-
Разделите тетрадь на два столбика. В одном запишите – прилагательные, в другом – наречия.
Задание: от имён прилагательных и наречий образуйте возможные степени сравнения.
Красивый, дружный.
Образец:
Прилагательные Наречия
Широкий – шире - более широкий – широчайший – самый (наиболее) широкий Широко – шире - более (менее) широко – шире всех.
Красивый, дружный.
Определить синтаксическую роль в предложении наречий и прилагательных. Определить их
отличительные признаки.
Сравни предложения: Наш класс дружнее, чем шестой.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
6. Материал для наблюдений.
Внимание Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании. Надо учитывать, что:
Имя прилагательное Наречие
Обозначает Признак предмета Признак действия
Относится К имени существительному К глаголу
Отвечает на вопрос Какой ? Какая ? Какое ? Каков? Как? Каким образом?
В предложении является Сказуемым Обстоятельством
7.Продолжим работу.
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.
Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.
1) Самостоятельная работа.
Вставьте подходящие по смыслу наречия или прилагательные, надпишите, какая это часть речи, и подчеркните как член предложения.
Он стремится писать… . Сестра… брата. Отец… посадил ребенка в коляске. Вторая работа написана… .Лиса… других зверей.
Проверка.
2) Продолжим работу.
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.
Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.
Проверка
3) «Говорите правильно» (устно).
1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее»).
2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще»).
3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает»).
4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром»).
5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много»).
6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем»).
7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам»).
– Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.
- Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.
Игра «Третий лишний»
Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?))Говорить, бежать, болтать. (Бежать)
Глаза, зенки, окно. (Окно).
Ломать, крушить, строить. (Строить)
Как вы считаете, что нужно выполнить? (Здесь даны синонимы, а какое-то слово лишнее. Найти лишнее слово). Да, всё верно, найдите лишнее слово..
Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Составная форма Составная форма.
-ее, -ей, -е , -шебыстро→ быстрее→быстрей
громко→громче
рано →раньше Более, менее +
Наречие в нач. ф. :Более быстро
Менее громко Наречие в сравн. степ. +
Всех, всего :Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего
Давайте вспомним как образуются степени сравнения имён прилагательных.
Прилагательные Наречия
Сравнительная степень Превосходная степень Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма Составная форма
Красивее,
дружнее. Менее красивый, более дружный. Красивейший, дружнейший. Наиболее красивый,
самый дружный. Красивее,
дружнее.
Менее красиво,
более дружно. Наименее красиво, красивее всех, наиболее дружно,
дружнее всех.
Сравните предложения: Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Имя прилагательное Наречие
Обозначает Признак предмета Признак действия
Относится К имени существительному К глаголу
Отвечает на вопрос Какой ? Какая ? Какое ? Каков? Как? Каким образом?
В предложении является Сказуемым Обстоятельством
Тест
Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Маша спокойнее Даши.
б) Сегодня погода лучше, чем вчера.
в) Беги быстрее на урок.
2.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Весной солнышко светит веселее.
б) Этот цветок красивее прежнего.
в) Саша смелее Паши.
3.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Черепаха ползёт медленнее змеи.
б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.
в) Моя мама строже папы.
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) С возрастом годы бегут быстрее.
б) Городские дома выше сельских домиков.
в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.
б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.
в) Говори, пожалуйста, тише.
Тест
1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Маша спокойнее Даши.
б) Сегодня погода лучше, чем вчера.
в) Беги быстрее на урок.
2.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Весной солнышко светит веселее.
б) Этот цветок красивее прежнего.
в) Саша смелее Паши.
3.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Черепаха ползёт медленнее змеи.
б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.
в) Моя мама строже папы.
4. Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) С возрастом годы бегут быстрее.
б) Городские дома выше сельских домиков.
в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.
б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше
в) Говори, пожалуйста, тише.
Литература
1.Чаплыгина И.Д. и др. Организация внеклассной работы по русскому языку. - М.Гуманитарный издательский центр,1999г.
2. Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. – Киев, «Радянська школа», 1964г.
3. Русский язык № 15 , Август 2008г.