Конспект урока русского языка на тему Степени сравнения наречий (7 класс)


Степени сравнения наречий.
Урок русского языка в 7 классе
Цели и задачи:
Образовательная:
1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий,  определять синтаксическую роль наречий в сравнительной  степени.
2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.
3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.
Развивающая: развитие логического и образного мышления; обогащение словарного запаса и повышение культуры речи;
Воспитательная: эстетическое развитие учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: презентация, тексты с заданиями, тест, учебник, компьютер, проектор.
Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, все готовы начать урок? А начать урок я бы хотела со стихотворения А. Шибаева «Родной язык мой русский»( слайд 1):
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости и в грусти –
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
А освоить родной язык – дело важное и трудное. Но надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.
Записываем число и тему урока.(слайд 2)
Разминка.
- Для начала немного разомнёмся. (Устно). (слайд 3)
Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.
 
Ни свет ни заря – рано;
на первых порах – вначале;
с минуты на минуту – скоро;
рука об руку – вместе;
на скорую руку – быстро;
на край света – далеко;
как снег на голову – неожиданно;
кот наплакал – мало;
душа в душу – дружно.
А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?
3. Проверка домашнего задания. Упр.192.
Правильно! Каким было у нас д/з? Какая задача стояла перед нами? (Составить небольшой рассказ на тему: «Зимний день», употребляя наречия, в том числе наречия в сравнительной или превосходной степени). Давайте проверим, как вы справились с этой задачей? (Зачитать 1-2 рассказа, назвать наречия и указать степень сравнения).
Надеюсь, что и у других ребят получились не менее интересные рассказы. А теперь вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о степени сравнения наречий.
   
4. Повторение изученного. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой. ( слайд 4)
 
- Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).
- Назовите  степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).
- Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).
- Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше).
- Как образуется составная степень сравнения наречия? (наречие + более, менее).
- Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорнейше, нижайше, строжайше).
- Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).
- Молодцы.
 
5. Проверка знания теории на практике.
Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам. ( слайд 5)
От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.
Громко – громче, более (менее) громко, громче всех;
быстро – быстрее, более (менее) быстро, быстрее всех;
красиво – краси'вее, более (менее) красиво, краси'вее всех;
плохо – хуже, более (менее) плохо, хуже всех;
Самопроверка ( слайд 6)
6. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.
- Ребята нашему другу Совенку требуется помощь. Давайте поможем ему разобраться. ( слайд 7)
 
Запись на доске:   Ваш рассказ интереснее моего.
                               Вы рассказываете интереснее, чем я.
 
- Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к материалу учебника.
Работа с учебником. Возьмите на заметку! Стр.81.
 
7. Отрабатываем алгоритм действия.( слайд 8)
          1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:
                         Наречие – от глагола                             Прилагательное – от существительного или
                                                                                                                         местоимения
          2. Поставить вопрос:
                         как?                                                                                     какой? каков?
    3.Определить слово как член предложения:
                           обстоятельство                                                                 сказуемое
     Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.
 
     8. Закрепление
     1) Запись под диктовку ( 2- 3 обучающихся у доски):
1)      Сегодня ты выглядишь веселее.
2)      Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.
3)      Ребята нашего класса дружнее.
4)      Мы дружнее берёмся за интересную работу.
5) Худой мир лучше доброй ссоры.
6) Сокол выше солнца летает.
 2) Самостоятельная работа.( слайд 9) 2 обучающихся у доски по карточкам на контроль.
Вставьте подходящие по смыслу наречия или прилагательные, надпишите, какая это часть речи, и подчеркните как член предложения.
Он стремится писать… (красивее, аккуратнее). Сестра… (старше, моложе) брата. Отец… (поудобнее) посадил ребенка в коляске. Вторая работа написана… (интереснее, занимательнее). Лиса… (хитрее и осторожнее) других зверей.
Проверка.
Физкультминутка(видео) с мультяшным героем.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
3) Продолжим работу.( слайд 10)
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.
Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.
Проверка ( слайд 11)
А теперь нам предстоят
4)Этимологические раскопки ( проверка индивидуального задания).( слайд 12)
Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла, наречия вдребезги.
Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.
А теперь поработаем устно.
5) «Говорите правильно» (устно). ( слайд 13)
1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее»).
2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще»).
3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает»).
4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром»).
5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много»).
6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем»).
7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам»).
– Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.
- Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.
6) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.) (слайд 14)
Тест
Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Маша спокойнее Даши.
б) Сегодня погода лучше, чем вчера.
в) Беги быстрее на урок.
 2.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Весной солнышко светит веселее.
б) Этот цветок красивее прежнего.
в) Саша смелее Паши.
 3.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Черепаха ползёт медленнее змеи.
б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.
в) Моя мама строже папы.
 
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) С возрастом годы бегут быстрее.
б) Городские дома выше сельских домиков.
в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста. 
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.
б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.
                    в) Говори, пожалуйста, тише.
Взаимопроверка теста. ( слайд 15)
9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали…
Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.
10. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.( слайд 16)
 
Литература
1.Чаплыгина И.Д. и др. Организация внеклассной работы по русскому языку. - М.Гуманитарный издательский центр,1999г.
2. Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. – Киев, «Радянська школа», 1964г.
3. Русский язык № 15 , Август 2008г.