Разработка проекта моя родословная


МБОУ «Старошаймурзхинская сош» Дрожжановского муниципального района РТ
Исследовательский проект
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. СОЗДАНИЕ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА»
Автор: Насибуллова Ф.Ш.
2015-2016 год
…И дух наш, продолжая жить,Во внуков, правнуков вольется,И никогда не оборвется Веков связующая нить…
Г.Кабаев 
Как классный руководитель, я считаю, правилом хорошего тона является знание своего родословного до седьмого колена. Люди, обладающие внутренней культурой, обязаны знать свои корни.
Тема моего проекта актуальна в настоящее время. Работая классным руководителем я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своих родственников, своего генеалогического древа. Объяснив её значимость, у детей возникла потребность в изучении данной темы.
Объект исследования – мои учащиеся 8 класса и их семьи.
Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.
Цель исследования – создание генеалогического древа каждого ученика.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- Развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной. 
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи учащихся;
- изучить, какое влияние оказало родословное древо на развитие учащихся.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: мы анализировали литературу, вели поисковую работу - эмпирические: провели анкетирование, беседы, круглые столы, анализировали творческие работы учащихся, вели наблюдение, опытную работу и др.;- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
Этапы исследования :Мотивационный.
Вовлечение в проектную деятельность созданием проблемной ситуации
Подготовительный
Определение темы, целей и задач, разработка программы действий, организация творческих групп – семей.
3) Исследовательский
Обсуждение основных направлений по изучению родословной.
Рефлексивно – оценочный этап.
Оценка и анализ работы по проектной деятельности мини групп, самооценка, обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Выбор защиты проекта. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы. Планирование дальнейшей работы по изучению своей семьи. (Праздник «Моя родословная»)
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач , как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков, становление духовно-нравственной личности.

Заключение: в результате проведённых исследований мы проделали большую работу по сбору информации каждым учеником о своих родственниках, близких и дальних. Я думаю, что проделанная нами работа, будет первым вкладом в дальнейшем сборе информации и продолжении написании родословных этих семей в будущем. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.ученики получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков.Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Я считаю моим большим достижением стало то, что моя ученица Хаярова Диля получила 3 место в межрегиональном конкурсе «Моя родословная». Тем самым она доказала заинтересовать моих учащихся своими корнями и значимость моей работы.

Приложение 1
Сценарий праздника «Моя родословная»

Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к своему роду.
Оборудование: аудиотехника, фонограмма песни «Родительский дом» , гербы древних родов, клубочки с шерстью, кукла, семейные песни, подарочные семейные альбомы, сок «Моя семья».
Ход праздника
I. Вступительная часть.Звучит фонограмма песни «Родительский дом».
Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. Я решила задать этот вопрос второклассникам на уроках «Истоки» и провести своё исследование. Признаюсь честно, я не надеялась не серьёзный результат. Во многом этот проект для ребят был увлекательной игрой, однако постепенно он стал приобретать для них глубокий смысл. В ходе работы над ним они сделали свои открытия. Я уверенна, что они осознают его спустя много лет, когда станут взрослыми и будут рассказывать родословную своей семьи детям. Результатом этой работы стал проект «Моя родословная…», который презентацию этого проекта мы вам покажем. Моя родословная это наши корни, а корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, 1000 лет назад. Это наша история.
Ученики:
Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!
Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!
Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!
Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!
Учитель: Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй.
С семьи начинается жизнь человека. Семья – источник любви, уважения, привязанности.
А как хорошо вы знаете живущих рядом? Я предлагаю всем желающим поделиться самыми интересными сведениями о своих самых близких родственниках.
Ученики:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и свету, и дню
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты лучший мой друг.
Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словом.
Кто кручинится, когда мы
Отчаянны подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто – то хвалит нас
Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.
Учитель: Мы с вами постарались узнать о своих мамах как можно больше, и свою любовь выразить мамам в стихах собственного сочинения
(Фото презентация)
Учитель: Какой наш дом без папы
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике вашем отметки
Знает все наперечёт.
Да папа – глава семьи, маме без папы бывает очень трудно справиться со многими домашними делами.
(Звучит песня «Про папу» Автор текста (слов): Танич М. Композитор(музыка):Шаинский В.)

Учитель: Много хорошего мы с вами знали и узнали о папах. У всех есть отчество, которое досталось вам от отца, а точнее от его имени. А вот имя у человека возникло не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Имя даётся человеку при рождении и сопровождает всю жизнь, а имя отца ещё продолжает свою жизнь в отчестве своего ребёнка. Вы исследовали имена ваших пап. Что вы узнали об их значении.
Учитель: Молодцы, вы все изучили имена отцов. Кого заинтересовала эта работа, вы можете продолжить исследовать имена: свои и своих родственников. А мы с вами знакомимся с новыми членами семьи.
Ученик:
Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?
Хором: Это наши бабушки.
Ученик:
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно:
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает,
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной,
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на неё похожей.
Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком стану скоро я.
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её, не качну её,
Отдохнёт она наконец,
Скажет бабушка: ,,Ай, да внучек мой! Ай, да лётчик мой! Молодец!??
Учитель: Много вы добрых слов сказали своим бабушкам, но ещё больше вы тёплых слов написали в своих сочинениях о бабушке. Но хочется ещё раз убедиться в том, как их любят внуки.
Игра ,,Лучики”: На доске нарисовано солнышко. Каждый и вас по очереди говорит бабушкам ласковое слово и рисует лучик.
Учитель: Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек на всей планете.
Учитель: Кроме бабушек, есть у вас и дедушки, которые так же любят своих внуков. А внуки в свою очередь дорожат их вниманием и любовью.
Ученики:
Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!

Учитель: А ещё мы благодарны нашим дедам за фамилию, которую мы носим, т.к. именно по мужской линии обычно передаётся фамилия из поколения в поколение. А вот откуда произошла она, вы тоже попытались выяснить и сейчас расскажите о результате своих исследований.
(Выступления детей)
Учитель: Семья – это продолжение вашего рода.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
За время исследований вы не раз доказали, что у вас хорошие, дружные семьи. А самое главное, что вы уважаете и любите старших. Это ребята ещё раз докажут своим танцем.
(Танец «Бабушка рядышком с дедушкой».)
В каждой семье есть традиции. Традиции – это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются, регулярно повторяются. О своих традициях расскажут нам ваши рисунки. Об одной из традиций, о которой говорили все, но по разному её называли, мы вам сейчас расскажем. А назвали мы её традиция «Золотого правила» .Сценка «Золотое правило»
Действующие лица: бабушка и её внук Рома
На сцене жилая комната. Рома собирает сумку в школу. Заходит бабушка.
Бабушка: Ромочка! Не опоздаешь в школу?
Рома: Нет, бабушка! Уже иду!
Бабушка: Погоди, у Димы сегодня день рождения. Ты бы поздравил его..? Рома: У нас каждый день у кого-нибудь день рождения! На всех не накупишься!
Бабушка: Но ведь он твой друг! Надо поздравить.. Рома: (вздыхает) Надо... Ладно, я подарю ему... подарю ему.. а! вот эти фломастеры! (забрасывает фломастеры в сумку)
Бабушка: Фломастеры? Да ты же жаловался, что они уже не пишут!
Рома: Ой, бабушка! Для подарка сойдут... Если поплевать на них, они еще будут писать, как новые!
Бабушка: Нет, Рома! Придумай что-нибудь другое. Ты и Тане преподнес поломанную ручку. Нельзя же так!
Рома: Некогда, бабушка! Уже бегу!
Бабушка: (вдогонку) После школы сразу домой, вечером обещали быть тетя Аня с Танечкой!
Рома: Ладно! Приду вовремя. Пока! (Уходит)
Бабушка: Плохие фломастеры в подарок! Вот ведь обидится Дима! Ладно, надо готовиться к приходу гостей.
Та же комната. Видно, что были гости. На столе не убранная посуда с остатками пищи, слышны голоса в прихожей
Голос бабушки: До свидания, Анечка!
Голос Ромы: Тань! Звони, спасибо за сюрприз!
В комнату входят бабушка с Ромой. У Ромы сверток в руках
Рома: Бабуля, смотри, Таня мне подарок принесла. Интересно! (разворачивает и вытаскивает хорошенькую футболку очень маленького размера)
Рома: (прикладывает футболку к груди) Это - мне?
Бабушка: Ой, какая красивенькая!
Рома: Она-то ничего, но ведь мне мала!
Бабушка: Нормальная футболочка! Да ты её намочи хорошенько и надень. Пусть на тебе высохнет и станет как раз!
Рома: Издеваешься? Это Танька выросла из неё, а выбросить пожалела: "На Ромочка !" Ну и жадина!
Бабушка: Не жадина она вовсе, а как и ты не придерживается Золотого правила!
Рома: Что это за правило, и почему Золотое?
Бабушка: Так называют верующие одну из заповедей Иисуса Христа. Правило очень простое, да чудодейственное для всех, кто им пользуется.
Рома: Очень интересно!
Бабушка: Вот послушай: "Во всем, как хотите. чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
Рома: Как говоришь? Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты с ними?
Бабушка: Да, да, Ромочка! Именно так!
Рома: (прикладывает маечку опять) Выходит это мои фломастеры и поломанная ручка откликаются?
Бабушка: Выходит.. Рома: Бабуля! Значит, если я хочу чтоб меня любили, я сам должен любить?
Бабушка: Конечно: хочешь верных друзей, будь верным сам, любишь приятные сюрпризы - научись делать их сам, хочешь уважения к себе...
Рома: (перебивая) Понял, понял - умей уважать других. И так во всем, во
всем?
Бабушка: Конечно! Но разве это трудно?
Рома: Любить легко только себя, а других... других трудновато бывает.
Бабушка: За хорошее любить не трудно.
Рома: За хорошее можно, конечно, но...
Бабушка: Рома! Я думаю в любом человеке, если он, конечно, не отпетый негодяй, обязательно найдутся хорошие черты характера. Вот за них-то и стоит любить.
Рома: Может быть, бабушка... Но что-то никто не спешить делать первым добро другому...
Бабушка: А ты начни! Уверяю тебя - еще и понравится!
Рома: Ладно... поверю тебе бабушка! Испытаю-ка это твое Золотое правило... на Сережке. Знаешь его? Он из параллельного класса "Б"
Бабушка: Знаю. Что-то он перестал к нам заходить. Вы вроде приятели.. Рома: Были, да поссорились.. Бабушка: Как же так?
Рома: Ему подарили одну потрясающую книгу об инках. Я очень хотел её почитать, а он не дает.
Бабушка: Наверное, она очень ценная?
Рома: Говорит, бесценная, и боится, вдруг я её потеряю.
Бабушка: Его опасения понять можно.
Рома: Так он сам хотел мой морской бинокль. Хочет звезды в него рассматривать. Я ему естественно отказал: разобьет, с балкона уронит...
Бабушка: Так что будем делать?
Рома: А я ему сейчас кое-что предложу (подходит к телефону, набирает номер) Сережа, ты? (слушает ответ) Удивлен? А у меня сегодня хорошее настроение. Слушай-ка, заходи. Торт поедим, бинокль мой возьмешь.. (слушает ответ) Да, нет, правда! (слушает ответ) Да не за что так благодарить. (слушает ответ) Что? Про инков? Конечно, мечтаю! Так ты её захватишь? (слушает ответ) Вот здорово! Жду! (кладет трубку) Бабушка! Невероятно! Сережка бежит и свою бесценную книжку несет! А я думал, никогда уже не дождусь. А он сам предложил.
Бабушка: Вот видишь, дружочек, убедился?
Рома: Еще как убедился! Действительно чудодейственное правило (к зрительному залу). По-моему, очень даже стоит запомнить эту золотую истину: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
Бабушка: Запомнил? Всегда выполняй это правило и жди приятных сюрпризов! Они обязательно будут!
Учитель: Вот такое правило, кто его забывал, теперь не забудут никогда. А мы продолжаем. Ребята, исследуя свои семьи вы узнали много интересного. В каждой семье кроме традиций есть увлечения. Увлечения в ваших семьях самые различные: кто-то любит с мамой вышивать, а кто – то с папой или дедушкой заниматься резьбой по дереву. Одни выращивают цветы, другие изобретают лакомства.
Чем любите заниматься вы вместе со своими родственниками мы представили на выставке «Мир семейных увлечений».
(Демонстрация поделок, рисунков выставленных на выставке.)
Учитель: В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того, чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Хотя сейчас не средние века, но каждый уважающий человек должен знать свою историю , свою родословную .
Родословная - это перечень поколений, имеющих одного предка.
Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, вы составили свое генеалогическое дерево, на ветвях которого вы разместили всех родственников по поколениям.
Давайте посмотрим у кого самая богатая родословная?
(Дети представляют свои родословные.)
Учитель: Когда дети занялись изучением своих родословных, они узнали, что многие родители или их близкие родственники уже ведут такие исследования и могут поделиться своими результатами с детьми , многое рассказать. Так, например, в семье Герасимовых собрано огромное количество материала для составления своей родословной, своего генеалогического дерева. С чего они начали и как они это делают с нами поделиться Герасимова Лариса Павловна, мама Герасимовой Екатерины.
Учитель: Начало семьи уходит, как вы узнали, в далёкое прошлое. В нём – прошлом, жизнь близких и дорогих вашей семье людей. Ваши предки дали жизнь вашим бабушкам и дедушкам. Они подарили жизнь вашим родителям. Сегодня мы вспомним о них добрым словом. Пусть наша память станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и сегодняшний.
Теперь я знаю: вечно можно жить.
Пусть не всегда в одном и том же теле,
Но всё же смело вам могу я заявить:
В потомках можно жить на самом деле!
Один пусть жил давно, другой – недавно,
Но все они за годом год, день ото дня
Своей рукой историю творили,
Историю семьи писали для меня.
Теперь я знаю их, теперь я не потерян,
И в памяти своей храню их имена,
И знать, пусть не дано, какой нам век отмерян,
Но помнить будут нас в другие времена.
Учитель: В результате проведённых исследований мы проделали большую работу по сбору информации о своих родственниках, близких и дальних. Я думаю, что проделанная вами работа, будет первым вкладом в дальнейшем сборе информации и продолжении написании вашей родословной в будущем. Это только начало большой вашей исследовательской работы по изучению вашей родословной, впереди вам предстоит узнать очень много интересного и важного из истории вашей семьи.