Конспект урока по теме «Компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов.»
Урок по теме «Компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов.»Проблема урока: Какой состав опорно-двигательной системы и типы соединения костей в скелете.
Цель урока: знать состав опорно-двигательной системы, способы соединения костей в скелете.
Критерии успеха:
Я знаю состав опорно-двигательной системы и строение сустава.
Я понимаю значение ОДС в жизни человека.
Я могу охарактеризовать особенности каждого способа соединения костей.
Ожидаемые результаты:
Все: изучат материал (каждый на своем уровне), определят проблему и цель урока,
Большинство: научаться анализировать информацию (выдвигать предположения, сравнивать, выделяя ключевые идеи, делать выводы по теме), представлять информацию в виде кластера, работать в группе.Некоторые: определят значимость изученной темы для медицины и для себя лично, организуют работу групп, самостоятельно сформулируют проблему и тему урока.
Ход урока
Этапы урока Задание,
действия учителя и ученика Цель задания Форма, метод, прием, стратегия Форма оценивания
Организационный момент Здравствуйте, ребята.
Сегодня я предлагаю начать урок с игры.
Проходит игра, участвуют все учащиеся.
По завершению игры учащимся предложено распределиться на группы по цвету стикера на их стульях. (6 групп)
На столах: маркеры, бумага.
Распределение ролей в группах: (жребий)
Лидер
Генератор идей
Секретарь
Оценщик
Правила работы в группах! Создание коллаборативной среды, эммоционального настроя на работу Групповая.
Игра «Атомы - молекулы» ФормативноеЦелеполагание1.Учитель: Ребята, вы все очень активно двигались во время игры. Скажите, а что позволило вашему телу быстро и ловко двигаться и держать своё тело в пространстве?
Ответы: скелет, кости, мышцы…
(заполняется кластер учителем на доске)
Мышцы
Кости
Скелет
Опорно-двигательная система
Какие функции выполняют эти части нашего организма?
Ответ: опора и движение
Учитель: В организме человека все органы образуют систему органов. Какую систему образуют скелет, кости, мышцы, если они выполняют функцию опоры и движения?
Ответы: опорно-двигательная система.
Учитель: тема нашего урока: Опорно-двигательная система, её компоненты.
(записать в тетрадь)
Какова цель нашего урока?
Ответы: уметь определять компоненты опорно-двигательной системы
(записать в тетрадь)
Подвести учащихся к формулированию темы и цели урока.
Групповая.
Изложение с проблемным началом.
формативноеИзучение нового материала
Презентация нового материала Задание №1
Учитель: Прочтите текст и представьте компоненты ОДС в виде схемы.
В начале индивидуально ( в тетради) а затем обсудите в группе.
ОДС
Активная часть Пассивная часть
?
?
Функции
(Работа по тексту 1)
Самооценивание.
Оценка по критериям:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 ошибки и больше
Учитель: Скелет человека напоминает прочный каркас, который делают строители, когда возводят высокое здание. На стройке железные балки прочно сваривают, а все кости вашего организма соединены между собой . Но как? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить следующее задание
Задание 2: Прочитайте текст и составьте кластер «Типы соединения костей. Строение сустава.»
Вначале работаете индивидуально в тетради, а затем вместе на постере.
Критерии оценивания постера:
Эстетичность
Не перегруженность информацией
Три цвета
Отражено ли строение сустава?
Защита каждого постера у доски.
Развитие навыков критического мышления: анализ, синтез аргументация, выводы СаморегуляцияРазвитие навыков критического мышления: выделение ключевых идей аргументация, выводы Групповая.
«Модель атома» Критериальное.
Критерии для оценки модели: Приложение 2
Критерии постера «Свойства ядерных сил» Приложение 3
Оценка Возвращение к критериям успеха. Оцените, соответствуете ли вы обозначенным критериям и поставьте себе оценку Развитие навыка оценивания самооценка
Рефлексия Напишите синквейн по теме нашего урока.
Правила написания синквейна:
1строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме.
5 строка – синоним (одно слово)
Сустав
Подвижный, прочный
Движется, объединяет,
Подвижный способ соединения костей.
Свобода.
Осмысление деятельности
метапознаниеДомашнее задание Параграф 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст 1
«Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.
Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связки, сухожилия и мышцы.
Кости скелета , связки и сухожилия составляют пассивную часть опорно-двигательной системы. Кости сами по себе не могут двигаться, их приводят в движение мышцы, прикреплённые к костям.
Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.
Скелет и мышцы функционируют вместе. Они обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.
Опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов.
Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Текст 2
Кости скелета соединяются между собой различными способами. По выполняемым функциям существуют 3 вида соединений: неподвижное, полуподвижное и подвижное.
Неподвижное соединение образуется путём срастания костей. Это костный шов. При этом выступы одной кости врастают в углубления другой. Так соединены кости черепа.
Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью хрящей. Например, соединение позвонков между собой обеспечивает гибкость позвоночника.
Подвижное соединение – это соединение костей с помощью суставов. Суставом соединяются кости тех отделов скелета, где требуется повышенная подвижность,- конечности, соединение черепа с позвоночником. Суставы обязательно включают следующие элементы: суставную впадину одной кости; головку другой кости; суставную сумку; внутрисуставные связки, суставную жидкость.
Поверхность суставной впадины и головка покрыты слоем гладкого хряща. Хрящ уменьшает трение и толчки при движении. Жидкость выполняет роль смазки. Связки повышают прочность скрепления костей в суставе.