Внеклассное мероприятие по математике КВМ


А сейчас рассмотрим такой вариант игры, который используется во вне- классной работе. Представляю Вашему вниманию игру «КВМ» для воспитанников 8-9 классов, проведённую мною в рамках Недели математики. По итогам данной игры обучающиеся получили не только оценки по пред- мету, но и аплодисменты зрителей , а от жюри – призы.
Вступление Почему торжественность вокруг ? Слышите, как быстро смолкла речь ? Явился гость – царица всех наук, И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе.
Ты нам , математика, даёшь Для победы трудностей закалку. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов.
Две команды есть у нас, а вы – болельщики сейчас. Кто болеет за «Числинку» - все сидят за правой спинкой. В зале мест, конечно, много, болельщики слева- «Меринкам подмога! Можно всё пересчитать, сосчитать, измерить, взвесить. Сколько зёрен в помидоре, сколько лодочек на море, Сколько в комнате дверей, в переулке фонарей, Сколько камня на горе, сколько камня во дворе.

Команда каждого класса по очереди представляет себя, объясняя смысл своего математического названия, девиза, эмблемы. Жюри оценивает выступления по пятибальной системе.
Команда 8 классов – «Меринки». Приветствие :
Капитан: Команда наша всех и всё измерит, «Числинок» вычисления проверит, единицы площади, веса, длины и объёма жители большого математического дома. Грамм : Зря не надо быть упрямым, надо вещи весить граммом, так во всём ведётся мире: отличают в граммах гири. Центнер: Надо говорить центнер, а не центнер, это помнит и пенсионер. В центнере 100 килограммов веса, отличная гиря для равновесия. Метр: Чтоб метр отмерить вам было можно взять от пальцев до плеча осторожно. Литр: Тоже быть не надо хитрым, чтоб измерить литром жидкость.
Команда 9 классов – «Числинки». Приветствие:
Капитан: Цифра девять иль девятка ,- цирковая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет. 1 ученик: Девять, как и шесть, вглядись. Только хвост не вверх, а вниз. 2 ученик : Я важней всех потому, что запутать вас могу. Если я перевернусь, то другою окажусь.
3 ученик: Вот какая цифра есть – перевёрнутая шесть.

Задания для игры со зрителями:
1.«Узнай , что здесь написано».
Предлагается решить примеры на слуховое восприятие, ответы которых соответствуют определённым буквам, из которых затем складывается слово ( Молодцы ).
2.Математический фокус.
Задумайте какое-нибудь число от 1 до 4, прибавьте к нему столько же, прибавьте к полученному 12, разделите полученную сумму пополам, отнимите от частного задуманное число. У всех получится 6.
3.Задача на сообразительность.
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади , а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3 гуся; изобразить их по-разному ).
4. «Неделька, постройся!»
Учитель вызывает 7 учеников и раздаёт таблички с названиями дней недели.По команде «Неделька, постройся!» ученики должны образовать правильную последовательность дней недели.
5.Что изменилось ?
Учитель расставляет на столе геометрические тела или фигуры и предлагает внимательно посмотреть и запомнить их последовательность. По команде «Глазки спят!» учащиеся закрывают глаза ,а учитель переставляет фигуры или убирает одну-две, затем спрашивает : «Что изменилось?»
6.Круговые примеры, или цепочка.
Ответ одного примера – начало другого, ответ второго-начало третьего и т. д. : 12+7 = 19, 19-5 = 14, 14:2 = 7, 7х6 = 42, 42 + 58= 100, 100: 4= 25, 25- 13= 12.
7.Игра с мячом.
Учитель выясняет у детей, где правая рука , где левая, где низ, где верх. По командам : «Мяч направо!», «Мяч налево!», «Мяч вверх!», «Мяч вниз!», «Стоп!» происходит передача мяча.
8.»Устный счёт – лакомка».
От каждой команды приглашается болельщик из зала и получает карточку с заданием. На обратной стороне карточки приколота конфета. Если болельщик отвечает правильно на вопрос, он получает конфету и приносит очко своей команде.


Ведущий предлагает каждой команде решить за 1 минуту задачу. Если команда отвечает правильно и быстро, она получает 1 балл.
1.Дарит бабушка – лисица трём внучатам рукавицы : «Это вам на зиму , внуки, рукавичек по две штуки, берегите, не теряйте «. Сколько их ? Считайте. ( 6)
2.Две весёлые мартышки покупать ходили книжки. И купили книг по пять, чтобы было что читать. Только глупые мартышки сосчитать не могут книжки. Вы мартышкам помогите. Сколько книг у них? Скажите. (10)
3.В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье ? ( 6 )
4.Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши ? (8 яблок и 4 груши стоят одинаково).
5.Брату 7лет, а сестре 5 лет. Сколько лет исполнится сестре,когда брату будет 10 лет? (8 лет)
6.Мальчик шёл в магазин и нашёл на дороге 5 рублей. Сколько денег найдут два мальчика ? (5 руб.)
7.В школу шли 7 мальчиков. На пути они встретили ещё трёх мальчиков. Сколько всего мальчиков шло в школу? (7 мальчиков)
8.Вова и Дима решили по задаче за 10 минут. Сколько времени затратил на решение задачи каждый мальчик ? ( 10 минут).
9.Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим годам прибавить полсотни и ещё 5 лет, то мне будет 100 лет». Сколько лет отцу? (45 лет)
10.Отгадайте ребусы . 7 я с 3 ж по 2 л семья стриж подвал


Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты все пути: владеть он будет океаном, воздушным, водным и земным. Звучит песня «Капитаны»
Учитель предлагает капитанам выполнить следующие задания.
1.»Кто точнее?»
Определите на глаз: а) длину карандаша ,б) ширину тетради, в) рост учителя математики. Чей ответ будет ближе к истине , тот капитан заработает 1 балл.
2.»Попробуй нарисуй!»
С закрытыми глазами капитаны рисуют квадрат, затем делят его на четыре части и штрихуют 2/4 квадрата.
3.»Попрыгай, посчитай!»
Каждый из капитанов прыгает поочерёдно на левой и правой ногах, при этом считая. Потом им задаётся вопрос: «На сколько больше(меньше) они прыгнули…»

1.Расставьте математические знаки и скобки там, где необходимо так, чтобы равенства были верными :
9 9 9 = 2
9 9 9 = 10
9 9 9 = 90
2.Какая фигура должна быть нарисована в пустой клетке?
3.Изучи меню ресторана. Затем прочитай стихотворение про Робина Бобина и сосчитай , сколько стоил обед в ресторане.
МЕНЮ Название Количество Цена
Уха 1 порция 5 руб.50 коп.
Борщ 1 порция 5 руб.20 коп.
Суп 1 порция 5руб.90 коп.
Салат 1 порция 2руб.10 коп.
Цыплёнок 1 штука 22руб.00 коп.
Гусь жареный 1 штука 35руб.50 коп.
Заливной поросёнок 1 штука 120руб.00 коп.
Пельмени 1 порция 9руб.65 коп.
Котлета 1 штука 3руб.00 коп.
Томаты 1 штука 2руб.00 коп.
Гарнир 1 порция 1руб.00коп.
Чебурек 1 штука 2руб.10 коп.
Сыр 1 порция 6руб.40 коп.
Кофе 1 порция 3руб.70 коп.
Чай 1 порция 50 коп.
«Робин Бобин Барабек съел горячий чебурек, и цыплёнка, и гуся, залив- ного порося, три гарнира, два салата, борщ, сыр, кофе, три томата, взял с собою пять котлет и открыл один секрет : «Он никогда не говорит, что у него живот болит!»


Конкурс проводит учитель музыки и пения. Участникам предлагается , прослушав отрывок из песни, где встречается упоминание о матема- тических понятиях, назвать её. Например: «Миллион алых роз»,»Дважды два –четыре» и другие.

1.Учитель даёт каждой команде 7 многоугольников. Дети должны сложить из них квадрат.
2.С помощью спичек изображено неверное равенство:
V I - IV = I X
Получи правильное равенство, переложив всего лишь одну спичку.

Учитель задаёт командам вопросы по сюжетам известных сказок, где встречаются числовые выражения, математические понятия.
1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке « до того, как поймал золотую рыбку ?( ровно 30 лет и 3 года).
2.Сколько человек и животных тянули репку в одноименной сказке? ( 3 человека и 3 животных).
3.В сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» говорится , как из оловянной ложки сделали солдатиков. Чудо что за солдатики получились ! Сколько же их лежало рядом в картонной коробке ? ( 25 братьев ).

4.В названиях каких сказок встречается цифра 3 ? («Три толстяка», «Три поросёнка», «Три брата»).
5.Как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
6.Продолжите названия сказок : «Сказка о мёртвой царевне и……(о семи богатырях), «Волк и ….(семеро козлят).

Каждая команда заранее подготовила выступление на тему: «Для чего нужна математика». В него могут быть включены стихи, песни, инсценировки, рисунки и т.п. Команды по очереди показывают свои номера.
Жюри подводит итоги игры «КВМ», конкурсов: «Лучшая стенгазета», «Самый аккуратный»( лучшие тетради), «Цифра сезона» ( итоги выставки по изготовлению цифр из природного материала), «Умники и умницы» (итоги олимпиад по математике ).
Тем временем каждый класс представляет своё домашнее задание, подготовленное заранее, выливаясь в концертную программу, посвященную Математике- Царице всех наук.
Торжественное закрытие Недели математики с вручением призов и подведением итогов.
Вот так интересно и занимательно мы подводим итоги кропотливой работы на уроках.
Желаю и Вам новых успехов и побед!



Литература:
1.Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1989г.
2.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспо- могательной школе. М.: Просвещение, 1976г.
3.Т.К.Жигалкина Система игр на уроках математики. М.: Новая школа,1996г.
4. В.В.Волина Праздник числа . М.: Знание, 1993г.
5. Ф.Р.Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. М.: Вако, 2007г.
6. С.Е.Степурина Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. В.: Учитель, 2009г.
7. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров Забавная арифметика .М.: Наука, 1991г.
8. «Начальная школа» , 1994г. №12.
9. «Начальная школа» , 2007г. №2.