Исследовательская работа на тему «Цветы в жизни и в творчестве А. С.Пушкина
В истории цветов
заключается часть истории
человечества.
(Е. Ауэрбах)
Цветы украшали жизнь Пушкина. Они сопровождали его в радости и горести. Они обогатили его поэтический словарь, придали деревенским главам «Онегина» особый колорит.
Цветы, любовь, деревни, праздность,
Поля! я предан вам душой,— благодарно восклицает он.
Пушкин всегда любил цветы. В Михайловском полюбил их особенно. Всем сердцем он «стремился к жизни полевой, в деревню, к бедным поселянам, к своим цветам» ..
«У меня на окне всегда цветы», — благодарно писал он Прасковье Александровне Осиповой. Потом Пушкин принес хозяйке Тригорского свой поэтический дар — «Цветы последние…», которые для него были «милей роскошных первенцев полей»…
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
В нем всего шесть строк, а сколько чувств! В стихотворении слилось в одно целое восприятие последних осенних цветов и переживаний человека из-за разлуки с любимым человеком.
Когда Пушкин прибыл в Михайловское, первыми встретили его цветы! Они ведь в Михайловском всюду — в лесах, полях, парках, садах! И всюду они разные, разные во всякое время года. Зимой дома, на подоконниках, они ведь не просто цветы, но и цветочные часы, цветочный градусник, барограф, санитар и лекарь. Один ванька мокрый чего стоит. О, как он пышно цветет, как любит ласковые слова, тишину, уединение.
Но вот приходит весна, и вся земля покрывается цветами, как ковром, — земля становится голубой, как небо, белой, как платье невесты, розовой, как золотой солнечный луч, — это цветут подснежник, перелесок, фиалка, петуния. А вот и лето — с его розами, шиповником. Какое разнообразие повсюду! Это только на древней Михайловской земле растет такой шиповник — густой, сплошь в бутонах, как люстра в горящих свечах в древнем храме. Его вырастил пятьсот лет тому назад какой-то «местный Мичурин». Никто не пройдет мимо такого пышного благоухающего куста, чтобы не полюбоваться, не насладиться его запахом. А местный клен-малина. Он густой, широколистный. На каждом соцветии десятки бутонов. Они зацветают в конце мая и цветут до сентября. В их гуще живут здешние дрозды и другая разная пичуга.
В поэтическом словаре Пушкина часто звучат «цветочные» слова: роза, резеда, ландыш, акация, анис, лилия, мак, шиповник, амарант, василек, ревень, хмель, гвоздика, боярышник, чебрец, незабудки…
Окошки в сад веселый,Где липы престарелыС черемухой цветут;Где мне в часы полдневныБерезок своды темныПрохладну сень дают;Где ландыш белоснежныйСплелся с фиалкой нежнойИ быстрый ручеек,В струях неся цветок,Невидимый для взора,Лепечет у забора («Городок»)
Среди цветов были и есть очень древние, такие, например, как багульник. Цветы привозили, сеяли и сажали из многих мест «в разные годы» разные люди. Сажал прадед Пушкина Ибрагим Ганнибал, привозивший их из Питера и Прибалтики, сажали дед и бабка поэта, родители Пушкина, друзья из Тригорского. Летом в Михайловском был цветочный рай.
Цветочное царство Михайловского поистине сказочно. Чего-чего тут только нет! Есть цветы, которые пришли сюда неведомыми путями еще сотни тысяч лет назад — из сибирской тайги, с альпийских лугов; есть цветы с востока, из южнорусских степей… Есть цветы, отцветающие, не успев появиться на свет божий, они — «как мимолетное виденье». Есть цветы, которые природа наградила даром долгой жизни. Ученые-цветоводы утверждают, что Михайловской сирени более 250 лет! Есть цветы всякие.
Местное народное поверье угадывало в цветах разные символы. В альбомах уездных красавиц пушкинского времени часто можно не только читать, по и «видеть» лирические стихи и романсы. Они были изъяснены на языке нарисованных цветов. Считалось, например, что изображение цветов шиповника и гвоздики означает пылкую любовь, желтой розы — любовь без измены навеки, лилии — чистоту верного сердца, подснежника — утешение в печали, фиалки — скромность, тюльпана — объяснение в любви, бархатца — поэтическое вдохновение. Все это, несомненно, знал Пушкин, как знали все люди в те времена.
В пушкинское время барометр был редкостью. Ему была исстари замена — цветок под названием ванька мокрый — вид бальзамина. Ежели ожидается хорошая погода — вёдро — сочный стебель ваньки сух, а ежели непогода — с ваньки каплет вода. Не было дома, на окошке которого не стоял бы в горшочке ванька-барометр.
В Михайловском, как и в других сельских усадьбах, были цветочные часы. Они не требовали никакого ремонта, показывали же время очень точно. Известно, например, что летом цветы шиповника раскрываются в четыре часа утра, а закрываются в восемь вечера, мак раскрывается в пять утра, фиалка двухцветная — в семь, вьюнок в восемь часов и так далее. Такие «часы» росли в Михайловском повсюду. Вот как пишет С.С.Гейченко в своей книге «Завет внуку»:
«Как и все смертные, Пушкин мог и прихворнуть: то насморк подхватит, то хандра на него нападет, то зуб заболит. Мало ли что с человеком случается! Лекарство от всех болезней было рядом с домом, на огороде, в цветнике, на лугу, а лекарь — все она, его «мамушка», Арина Родионовна. Она все знала, про все ведала, она была ходячей энциклопедией тогдашней сельской жизни. Простудился — пожалуйте принять кленового соку с парным молоком или взвару из цветов заячьей капустки, голова заболела — втягивайте в нос сок плющихи, прыщ вскочил на носу — выпей-ка настоя из анютиных глазок.» Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рассказывают о своей жизни. А. С. Пушкин своим творчеством оказал огромное влияние на духовное развитие всего народа и каждого отдельно взятого человека. О чем бы ни писал поэт, его строки поражают силой чувств, мудростью мыслей. Он создавал и значительные по объему произведения, но умел и в несколько строф вложить глубокий смысл, простым и понятным каждому языком рассказать о самых интимных чувствах. Одним из таких небольших, но ярких и волнующих произведений великого поэта является его стихотворение «Цветок».
Стихотворение «Цветок засохший, безуханный…» было написано Пушкиным осенью. Это пора прощания с живыми цветами, которые не подвластны ни снегу, ни морозу, ибо они вошли в книгу, гербарий, альбом, чтобы пробуждать в человеке мечты и сладкие раздумья о былом в тихие зимние вечера. На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок — «засохший, бездыханный», когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце! Судьба одинокого цветка связалась в его воображении с судьбой того неизвестного человека, который сорвал и положил его здесь. Автор произведения задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его мыслях и чувствах, о его прошлом, настоящем и будущем.
Ведь этот цветок когда-то цвел в каких-то неведомых краях (а может быть, и совсем близко, да и не так уж давно). Долго ли пришлось ему радовать взоры людей? Или он так и не успел раскрыться во всей своей красе, когда был сорван и положен в книгу? И ,наверное, положен не случайно:
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой…
Героя стихотворения «Цветок» я вижу сидящим в кресле с книгой в руках. Это спокойный, вдумчивый, сосредоточенный человек. Между страницами книги ему попался «цветок засохший, бездыханный», и эта находка навела его на глубокие размышления. Героя волнует не только сам цветок, но и человек, положивший растение в книгу — на память.
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Он понимает, что с этими высохшими лепестками , наверное, связано очень важное для человека событие: может быть, «нежное свиданье», может «разлука роковая», но возможно и так, что цветок является немым свидетелем принятого решения или выбора, сделанного во время «одинокого гулянья в тиши полей, в тени лесной».
Героя стихотворения интересует не только прошлое, он хочет знать и продолжение или окончание этой таинственной истории.
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок
Найденный героем «неведомый цветок» вполне мог оказаться давно забытым мгновением чужой биографии, но может быть и так, что он полностью изменил чужой образ жизни, стал символом чего-то нового, радостного, светлого. В любом случае автор произведения дает нам понять, что все в мире взаимосвязано, и ничто не исчезает, не оставив следа, например такого, как этот легкий сухой цветок-воспоминание.
Это только одно стихотворение великого поэта, один небольшой эпизод. Но сколько мысли и чувства в нем! И на какой бы странице мы ни открыли сборник стихов А. С. Пушкина, какую бы строчку из огромного числа его произведений мы ни прочли, нас всегда будет восхищать и удивлять мастерство поэта, красота его стиха, глубина его чувств, величие его мыслей.
Перед смертью Пушкин просил свою жену не забывать Михайловское: побывать там с детьми, пожить среди цветов и трав, похоронить его на этой земле. Наталья Николаевна выполнила свои обещания полностью. Она приезжала сюда дважды: в 1841 и 1842 годах. Она приложила все свое старание к тому, чтобы на могиле поэта был воздвигнут памятник. Она привезла сюда детей: Сашу, Машу, Гришу, Наташу — и вместе с ними провела «ботаническую экспедицию» по Михайловскому и его округе. К сожалению, она приехала во второй половине августа, в пору «цветов последних». Вместе с Натальей Николаевной приезжала ее сестра Александра Николаевна и ее знакомые Густав и Наталья Ивановна Фризенгофы. Наталья Ивановна была приемной дочкой тетки жены Пушкина — Софьи Ивановны Загряжской.
И вот Наталья Николаевна, дети и гости решили на память о поэте собрать гербарий цветов и трав Святогорья. Они обошли поля, луга, парки Михайловского, Тригорского и даже побывали в Острове, куда ездили в гости к своим знакомым Корсаковым. Они изготовили альбом и стали собирать растения. Их было уже немного. Утренние заморозки сделали свое дело. «Экспедиция» работала три недели, с 15 августа по 7 сентября.
Собранные образцы засушили и на отдельных листах альбома сделали композиции. Командовала «ботаниками» Наталья Николаевна, ведь она, как известно, неплохо рисовала и даже умела делать литографии. Композиции и гербарии получились довольно красивые. Они напоминали гравюры. Под каждым засушенным растением ставилась дата сбора и ими того, кто его принес, — Маша, Гриша, Ната, Таша (Наталия), Александра Гончарова, Липа Вульф, Густав. Все эти надписи сделаны по-французски. Над растениями, кроме дат и цифрового обозначения собирателя, указаны места сбора: Михайловское, Тригорское, Остров. Растений в гербарии немного. Эти дикорастущие растения можно сегодня увидеть в садах и парках Михайловского, Тригорского и Петровского, они известны всем. В гербарии есть и культурные сложноцветные растения.
Но «ботаники» не ставили своей целью собрать все цветное царство Михайловского. Это была только памятка — сувенир. Гербарий сохранился до наших дней. Он был семейной реликвией Пушкиных. Потом он попал в Бродзяны — имение Г. Фризенгофа, который к 1852 году женился на сестре Натальи Николаевны Пушкиной — Александре. Сегодня он находится в литературном музее Пушкина в словацком селе Бродзяны, неподалеку от города Партизанска.
МБОУ «Новокинерский лицей» Арского района РТ
Исследовательская работа на тему:
«Цветы в жизни и в творчестве А.С.Пушкина»
Выполнена ученицей 10 Б класса
МБОУ « Новокинерский лицей»
Арского района РТ Шариповой А.
Научный руководитель:
Ахметшина Ф.С.
2012