Мастер-класс по психологии Пойми меня
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов»
Мастер-класс «Пойми меня»
(использование ролевой игры в работе
педагога-психолога с обучающимися подросткового возраста)
Составители: Н.В.Свинцова
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 19
студенты ИПП МарГУ
Е.А. Домрачева
Р.Н. Мухамедханова
Е.А. Селина
г.Йошкар-Ола
2013
Пояснительная записка
Существуют различные определения игры, в которых игра – ведущая деятельность; средство всестороннего воспитания; средство интеграции знаний; путь развития мышления и т.д. (Усова А.П. (1965), Выготский Л.С., Венгер Л.А., Венгер А.Л и др.). Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний». В игре осуществляется психологическая адаптация учащихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
В отечественных исследованиях выделяются следующие этапы (виды) развития игры:
Ш предметная игра
Ш ролевая игра
Ш сюжетная игра
Ш деловая игра
Ш игра с правилами и др.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.
Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную [1, с. 30].
На современном этапе развития в нашем обществе существует множество молодежных проблем, в том числе связанных с организацией здорового досуга молодого поколения.
Считается возможным и полезным использовать практику применения ролевых игр в педагогической и досуговой деятельности в рамках социальной работы с молодежью. Ролевые игры помогут в решении ряда молодежных проблем, в частности таких, как употребление психоактивных веществ, в профилактике девиантного поведения и др. Ролевые игры – это игры высокого уровня, имитация какой-либо деятельности или поведения, по степени сложности моделируемого мира сопоставимые с театральным спектаклем, но отличающиеся от спектакля отсутствием заданного сценария.
Участники: учащиеся 6-8 классов
Цель: создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе.
Задачи:
Развитие творческого воображения, оригинальности мышления;
Стимулирование творческого выражения;
Развитие уверенности в себе;
Создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы;
Развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии, творческой активности;
Создание дружной, сплоченной команды.
Материалы к занятию:
- листы ватмана (2-3 шт)
- краски
- кисточки
- стаканы
- ножницы
- фломастеры
- шаблоны цветка «Цветик-семицветик» (3 шт.). На лепестках – варианты героев сказок и их характеристик; фразы героев сказок.
- маски с героями сказок
- аудиокассета «Фрагменты песен героев сказок»
- магнитофон
Ход проведения:
1. Вводная часть
Упражнение «Акулы и матросы»
На полу чертится круг «палуба». На палубе находятся матросы, за её пределами акулы. Кто кого перетянет?
2. Основная часть:
Ведущий:
(группа делится на 2 команды)
Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Перед вами цветики-самоцветики. Как вы помните, эта волшебная история (мультфильи «Цветик-семицветик») со счастливым концом. Девочка с помощью цветка осуществила заветную мечту мальчика инвалида – он стал здоровым. Сегодня мы также попытаемся сочинить сказки, основанные на добре и справедливости. На лепестках одного цветика-семицветика вы найдете сказочных персонажей и их психологические характеристики (каждый берет один лепесток), на лепестках другого - фразы героев сказок (каждый вытягивает два варианта). Мы с вами разбились на две команды для того, чтобы каждая команда сочинила сказку, используя выбранные варианты сказочных персонажей.
После того как сказка готова, старшеклассники проигрывают ее на импровизированной сцене, используя декорации, маски.
3. Заключительная часть:
Обратная связь:
Ведущий:
- Что вы чувствовали, когда сочиняли сказку?
- Трудно ли было быть героем сказки?
- Главная мысль вашей сказки?
Презентация продукта коллективной творческой деятельности
Подведение итогов
Ребятам предлагается выбрать картинки-смайлики настроения и с их помощью оценить занятие.
Ожидаемые результаты:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.
Формирование представлений о своем собственном внутреннем мире.
Развитие творческого воображения, оригинальности мышления.
Овладение искусством самопрезентации.
Создание продукта коллективно-творческой деятельности «Пойми меня».
Список литературы
Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А.Сакович. – СПб:Речь, 2004.
Газета «Школьный психолог». Изд. Дом «Первое сентября», 2013г..
Приложение
Герои и фразы
Панда По из м/ф Кунг-фу Панда
- Ты принес мир в долину и в мою душу
Лев Алекс из м/ф Мадагаскар
- Пингвиныони же психи!
Баба Яга
- Фу–фу! Русским духом пахнет...
- Чую, чую – человечьим духом пахнет!»
- «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши»
- «Много будешь знать – скоро состаришься!»
Кот из м/ф «Шрек»
- «Ненавижу понедельники»,
Домовенок Кузя
- Я не жадный, я домовитый.
- Спасибо этому дому, пойду к другому
- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла?
- Фу, какая гадость! Блинов хочу! Со сметаной.
Ленивец Сид из м/ф «Ледниковый период»
- Я такой дружной стаи, как у нас, никогда в жизни не встречал!
Диего из м/ф «Ледниковый период»
- Эра динозавров'. Это просто замечательно!
Вини-Пух
- Если я выстрелю в шарик, он испортится!
- Хорошо живёт на свете Винни-пух!Оттого поёт он эти песни вслух.
- Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, Пух!
Маша из м/ф «Маша и медведь»
- Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать.
- Ох, я такая скорая на помощь!
Кот Леопольд
– Ребята, давайте, жить дружно!
Карлсон
- Ведь я, умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил.
- Ой, а у вас молоко убежало!
- А-ля-ля-ля-ля, а может я сошла с ума... какая досада!..
- Малыш, а как же я? Ведь я же лучше собаки?!!
- Сейчас вы увидите привидение!
Фрекен Бок («Малыш и Карлсон»)
- Ку, ку, мой мальчик
- Опять розыгрыш. Шалунишка!
Чебурашка
- А давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня?
Мэнни (шертистый мамонт) из м/ф «Ледниковый период»
- Ты позор природы, ты знаешь?
- Знаете, я не люблю тех, кто убиваете ради забавы.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки все отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь и не найти.
Ты за нею на порог,
А её и нету
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдёт?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо
Плывут угрюмые века
Плывут, как в небе облака
Спешат, бегут за годом год
А сказка – на тебе живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа
И про зверей,
И про царей
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Алладина,
В сказку нас веди!
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути.
Мальчик Чиполлино,
Мишка Вини-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
15