Разработка телесно — ориентированного тренинга для подростков по формированиюе представлений о сенсомоторных и когнитивных способностях человека
Конспект «открытого» занятия по программе «Разговор на языке тела», проведенного 07.10.2014г. в МБУ школе №40, педагогом - психологом ГБОУ ЦПМСС «Личность» Кабировой З.А.
«Театр сенситивности»
Цель: Развитие способности подростков к прочувствованию «внутреннего» и «внешнего» мира.
Задачи:
1. Углубление представлений о сенсомоторных и когнитивных способностях человека;
2. Расширение доверия подростков друг к другу.
Использование СОТ:
- Коммуникативно – диалоговые технологии (дискуссия);
- Имитационно – игровые технологии (подвижные игры);
- ИКТ – технологии (демонстрация презентации);
- Здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности);
- Технология рефлексивного обучения («Рефлексивный круг» в начале и в конце занятия)
Оборудование:
кабинет со свободным пространством;
стулья по количеству участников;
средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, персональный ПК;
- наглядность: слайдовая демонстрация, музыкальное сопровождение к упражнениям;
- мяч
Ход занятия:
1. Приветствие- 5 минут.
Ритуал вхождения в пространство группы.
2. «Рефлексивный круг»- 5-10 минут.
Ведущий предлагает всем сесть в круг и просит каждого участника выразить свое состояние на данный момент (для передачи очередности, используется мяч), попытаться определить причины возникновения этого эмоционального состояния. Рассматриваемые вопросы могут касаться готовности продолжить работу, отношения к тому или иному участнику или ведущему. Ведущий анализирует свое состояние вместе со всеми, желательно в последнюю очередь.
В конце ведущий озвучивает тему, цель и задачи начинающегося занятия, дает общую установку на работу.
3.Разминка- 5-10 минут.
«Постройся по признаку»
Участникам предлагается (на время) выстроиться в одну прямую, слева направо, по определенному признаку:
цвет волос (от светлого к темному);
рост ( от высокого к низкому);
день рождения (от 1 до 31) и т.д.
4. Основное содержание - 1 час 20минут.
Цель: снятие телесного напряжения, установление доверительных отношений, развитие восприятия и сенситивности.
«Танец на кончиках пальцев»
Вся группа делится по парам и равномерно распределяется в пространстве. Участники, стоя напротив друг друга, согнув руки в локтях, соприкасаются лишь подушечками пальцев. Задача - сохранить контакт с партнером во время движения. В паре ведущий - с открытыми глазами, ведомый - с закрытыми. Во время танца под музыку, по сигналу тренера, роли меняются.
«Маятник»
В группе из четырех человек один из участников становится спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спокойно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды движения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя коллегам, «падает» на руки, с постепенным опусканием его до пола.
Перед выполнением упражнения тренер обучает ребят принципам и техникам правильной поддержки и контролирует деятельность каждого из участников. В случае если участник плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения и/или излишне нервничает, он не допускается к упражнению.
«Люлька»
К практике этого упражнения приступают после освоения двух предыдущих. В группе из пяти-семи человек партнеры становятся напротив друг друга, соединяя руки в «замке». Ведущий укладывается в «люльку» на спину. Подхватив тело, группа раскачивает и подбрасывает его вверх, следя за тем, чтобы оно не соскочило с рук. По окончании серии упражнений участники делятся впечатлениями о своем состоянии и о степени доверия к партнерам, проявляющегося в процессе действия.
«Распознавание по голосу»
Ведущий садится спиной к товарищам. Удостоверившись в том, что все знают имена друг друга, члены группы по очереди произносят какое-нибудь слово. Ведущий угадывает говорящего. При хорошем и быстром узнавании друг друга слово заменяется буквой, а затем звуком.
«Распознавание по руке, по волосам»
Ведущий ощупывает руку каждого члена группы. Затем, садясь спиной к группе, он угадывает человека по ощущению от соприкосновения с рукой. Так же проводится распознавание по прическе.
«Распознавание по характеру приветствия»
Каждый из членов группы подходит к ведущему и приветствует его посредством касания, поглаживания либо хлопка по плечу.
«Распознавание по походке»
В подготовительном упражнении ведущий сопоставляет свои наблюдения от звуков, издаваемых при ходьбе участниками. Отвернувшись от зала, он по звукам угадывает проходящих.
«Распознавание по хлопкам»
Прослушав характер и свойственный данной индивидуальности ритм хлопков, ведущий угадывает их автора, сидя спиной к группе.
«Распознавание по взгляду»
Две группы участников располагаются друг напротив друга. Каждая группа загадывает одного из членов противоположной группы. Чтобы угадать, кто был выбран, каждый представитель одной команды поочередно смотрит в глаза участников противоположной команды. После окончания просмотра группа решает, кого же выбрали противники. Затем команды меняются ролями.
В этой игре на внимание более информативно наблюдение со стороны за поведением противоположной команды, реагирующей на взгляды водящего. Как правило, команда из 7-8 человек угадывает ответ со второй попытки.
В результате тренинга ребята лучше узнают друг друга и получают достаточный осознанный навык по тонкому различению сенсорной стимуляции.
Слайдовая презентация.
Показ слайдов, демонстрирующих различные эмоциональные состояния людей, выражающиеся в позах, мимике и жестах (Аллан Пиз «Язык телодвижений».
Дискуссия
Тема: « По каким невербальным проявлениям тела мы можем «считать» состояние человека?»
1. Дать определение понятиям:
- мимика (движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние);
- поза (положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу);
- жестикуляция (некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом)
2. Классификация жестов.
3.Жесты и культурные различия.
5. Завершение занятия-10 минут.
«Рефлексивный круг».
Анализ действий, чувств, переживаний, возникающих в процессе всего занятия.
Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.
6. Прощание-5 минут. Обозначается конец занятия, посредством определенных ритуалов.
Заместитель директора ГБОУ ЦПМСС «Личность» Домарецкая О.В.__________
15