проект Мой дедушка труженик тыла
МКУ «Закаменское районное управление образования»
МБОУ «Холтосонская СОШ»
Районная научно-практическая конференция
начальных классов «Первые шаги»
Номинация: история семьи
Тема: «Мой прадедушка труженик тыла»
г. Закаменск
2015 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I. Основная часть …………………………………………………………………. 4
1.1. История семьи……………………………………………………………….4
1.2. Детство - украденное войной………………………………………………5
1.3. Послевоенные годы…………………………………………………………5
1.4 Награды……………………………………………………………………….6
1.5 Семейные традиции………………………………………………………….6
II. Заключение……………………………………………………………………….7
III. Список литературы и источников……………………………………………..8
Приложение…………………………………………………………………………9
Введение
В этом году вся страна отметит 70 летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем прикоснуться к памяти наших земляков, которые сражались на фронтах, а так же в тылу.
На уроках окружающего мира, а также на классных часах мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».
Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.
Так как мой прадедушка Шелихов Виталий Васильевич является труженицей тыла, об этом свидетельствуют его награды, грамоты, которые он заработал честным трудом в годы войны.
Цель данной исследовательской работы:
На примере детства В.В. Шелихова узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли труженицы тыла, приближая Великую Победу.
Методы исследования:
Анализ документов, хранящихся в архиве, автобиографии В.В. Шелихова;
интервью с В.В.Шелиховым;
Для достижения цели были поставлены задачи:
На примере своего прадедушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время;
Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
Узнать, какой вклад внесли труженики тыла, приближая Великую Победу.
Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на наших дедушек и бабушек.
Основная часть.
1.1 История семьи
Мой прадед Шелихов Виталий Васильевич родился в далеком 1931 году, в селе Домна Еравнинского района республики Бурятия. В семье рабочих крестьян - Василия и Анны. Семья была многодетная- сестра Пана и семь братьев. Всю жизнь его родители занимались сельским хозяйством. Когда настало время раскулачивания, все нажитое добро было изъято. В это тяжелое время в семье моего прадедушки пришлось нелегко. Собрав все силы, его отец Василий Иннокентьевич организовал колхоз «Гавриловка», где сам был и председателем и бригадиром. Позже организовал школу безграмотных, которую посещал мой прадед. В мороз и зной нужно было преодолеть пешком 9 километров, так как школа находилась в другой деревни «Погромная», ныне село Комсомольское. Уходили на неделю с продуктами на плечах. Редко выделяли лошадь для подвозки продуктов. Мороз для ребятишек был не страшен. В деревни Погромная мой прадед жил у тети Груши и дяди Сергея Григорьевых. После недельной учебы, включая субботу после уроков уходили домой, обратно в свое село. Учился мой прадедушка хорошо, был послушным, успевал помогать по хозяйству и родственникам и родителям, когда возвращался на выходные домой.
Начало Великой Отечественной войны моему прадеду было 10 лет. Он до сих пор помнит это страшное объявление по радио и когда проснулся рано утром увидел, отца и брата Ивана собиравшихся на фронт. Село наполовину опустело. Зрелые мужики, молодые и совсем юные мальчишки ушли на фронт. Ушли воевать и защищать родную Россию от лютых вражеских немецких войск. А женщины с детьми и несколько стариков остались хозяйничать в большом колхозе. Из воспоминаний прадеда: «В колхозе стало тихо, председателя сменили. Чаще вечером увижу свою мать, склонившись над иконой с молитвой об отце и брате. Лишь скользящая слеза по щеке моей матери заставляет меня стать взрослей». Вестей от отца и брата было мало. Осенью 1943 году отец моего прадедушки был демобилизован по болезни. Вернувшись домой с фронта в колхоз не пошел, устроился завхозом в райсоюз.
1.2 Детство - украденное войной.
В тот памятный день 22 июня 1941 года, когда прозвучало страшное слово «война», все дети нашей огромной страны в одночасье лишились детства. Оно ушло навсегда: беззаботное, счастливое, среди родных людей.
Мой прадед часто вспоминает эти тяжелые годы во время войны. Вот что он рассказывал: «Наше детство пришлось на страшное время войны, когда брата и отца забрали на фронт, я сразу как-то внутренне возмужал. Нет, я не вырос, не окреп физически, совсем нет! Но в характере что-то изменилось. Все мы, пацаны, вдруг поняли: детство ушло, мы теперь мужики. На наши плечи свалилось все: и учеба в школе, и работа в колхозе, а потом, какая учеба? Ведь желудок пуст».
И стал мой прадед в 1942 году в свои 11 лет работать в колхозе. Работал на всех колхозных работах: топил печи в овощехранилище, ездил за сеном для лошадей, кормил и поил лошадей, выдавал и сушил сбрую, ездил за дровами для столовой, гаража и пекарни. Домой приходил уставшим, спал и ел мало, а ранним утром снова на работу.
Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Он вспоминает, как сами мастерили обувь – лапти из соломы, которых хватало лишь на день. Ноги почти все время были в холоде. Помнит, как собирали в поле колоски, а мама лепешки пекла, ели замороженную картошку.
Всему научило лихолетье: и косить, и копнить. И скирдовать сено. А в зимнее время ребята ремонтировали в столярной мастерской деревянные бороны. Здесь научился мой прадедушка делать различный инструмент из дерева – грабли, вилы, черенки. Также делали деревянные лыжи и сани, на которых катались.
1.3 Послевоенные годы
В 18-летнем возрасте, 23 марта 1949 года по приказу правительства через военкомат был взят в школу № 16 в город Городок, ныне Закаменск. В этой школе, где учился мой прадед Виталий обучался горному и подземному делу. Из воспоминаний: «Было нас 360 человек поделенных на 13 групп: проходчики, крепильщики, авто-слесаря, слесаря- монтажники. Я попал в 8 группу- слесарь подземного горного оборудования. День, два – теория, а на третий, четвертый день - практика». По окончанию учебы мой прадедушка работал в шахте «Инкур» вместе с заключенными, оставшимися после войны.
В 1952 году прадед закончил курсы шоферов и работал водителем, перевозил крепежный и деловой лес для шахты. И проработал мой прадедушка на руднике 42 года, позже работал на руднике Холтосон шофером- экспедитором. Общий стаж непрерывной рабочей деятельности с 1948 года по 1991 год. После того как ушел на заслуженный отдых проработал еще 5 лет.
Мой прадед вырастил и воспитал четверых детей, имеет 8 внуков и 12 правнуков. Лишь ранний труд тяжелого детства пробудили в нем любовь к труду.
1.4 Награды
Мой прадедушка Виталий- Ударник коммунистического труда, отличник соревнований РСФСР, занесен в книгу почета комбината, является ветераном труда, участником трудового тыла, провел немалую общественную работу. За свою трудовую деятельность награжден грамотами и медалями «за доблестный труд».
1.5 Семейные традиции
В каждой семье складываются свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. В нашей семье это - любовь, понимание, уважение старшим и забота о близких нам людях. Еще мы любим собираться у дедушки за круглым столом всей большой семьей, где слушаем, как прадед играет на баяне. Мы внуки, просим прадеда, чтобы она достал свои медали, и в очередной раз показал нам свою гордость. Для нас это - реликвия и память о тех тяжелых днях. А в будни любим дружно собраться и устроить трудовой субботник: расколоть дрова, привести воды, почистить снег, убраться в доме и т.д. Вот такая дружная семья у нашего прадедушки!
Я горжусь своим прадедом, сейчас ему 83 года, а он не обращая внимания на свои года, до сих пор не сидит на месте. Даже занимается народным творчеством и сочиняет стихи. Такие люди, как мой прадедушка- трудовой пример для других.
Заключение.
Все дальше и дальше в историю уходят грозные военные годы. Но память хранит имена защитников Родины. Никогда не должна померкнуть и негромкая слава тех, кто, оставаясь в глубоком тылу, не жалел своих сил и времени ради того, чтобы фронт был обеспечен всем необходимым.
Война – страшное бедствие, в ней только боль, ужас и смерть. Но, сравнивая наше и то время, мой прадедушка говорил, что люди тогда были лучше, чем сейчас. Общая беда и одна цель ПОБЕДИТЬ, объединили людей. Все стремились помочь друг другу, поддержать в горе.
Дети войны рано поняли цену труда. Они почувствовали, что своим трудом помогают фронту. С детства в них сформировались такие чувства, как ответственность за порученное дело, сострадательность, товарищество и взаимовыручка. Чувства, черты характера, сформированные в годы войны, остались у детей войны на всю жизнь. Это видно на примере жизненного пути моего прадеда- Шелихова Виталия Васильевича.
Восхищают трудолюбие, милосердие, ответственность, чувство гражданского долга перед страной – качества, которыми обладают дети войны. Они заслужили право на все, кроме забвения. Нам хранить память о них и передавать дальше.
Список литературы
Воспоминания Шелихова В.В.