Статья Развитие творчества через использование системы упражнений на развитие креативного воображения на занятиях по основам дизайна.

Развитие творчества через использование системы упражнений на развитие креативного воображения на занятиях по основам дизайна.



Формирование личности человека может быть более эффективным лишь в том случаен, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства. Большие возможности в развитие творчества заключает в себе изодеятельность и прежде всего рисование. Во- первых, это доступный вид деятельности для детей, во- вторых рисование имеет все
характерные черты , присущие любой детской деятельности, в третьих, рисование развивает воображение, наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
При организации работы по формированию художественных способностей важно уделять внимание и стимулировать проявление детьми
самостоятельности и творчества в изодеятельности, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений, навыков, шаблонной, узко репродуктивной деятельностью. Особенно эффективно использовать на занятиях игры и упражнения, развивающие воображение, творческий, нетрадиционный подход к работе. У игр и упражнений на развитие детского воображения необычно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности, воображения, пространственного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом, но . . . для ума, развития творческих способностей ребенка. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявиться не только в искусстве, но и в любой другой области жизни человека.
На занятиях по основам дизайна в объединение «Кладезь идей» я постоянно используем упражнения для развития творческого воображения. При выполнение этих упражнений ребенок не просто развивает свои исполнительские способности : внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное и услышанное, умение довести до автоматизма, работать по шаблону, но и решает новые творческие задачи, над которыми необходимо самому поразмыслить, найти решение, создать нечто новое.
Я сравнила результаты развития творческого воображения у детей в двух группах, продиагностировав их в начале и в конце учебного года. Первая- дети , выполняющие на занятиях творческие упражнения, игры направленные на развитие воображения, проявляющие самостоятельный подход к работе, и вторая – дети, работающие на репродуктивном уровне . Результаты диагностики отличались друг от друга. Работы детей первой группы были более интересные, творческие, имеющие более глубокий смысл, чем работы детей второй группы – выполненные на репродуктивном уровне. (Демонстрация работ детей первой и второй групп, выполненные при тестирование в начале и в конце учебного года).
Прежде чем приступать к упражнениям на развитие творческих способностей детей необходимо провести диагностику на уровень развития воображения. Для этого я использую специальные методики, которые проводятся в игровой форме.
Методики- игры более доступны и интересны детям, с помощью них можно продиагностировать ребенка в домашних условиях, они позволяют по- новому строить общение с ребенком и тем самым не только диагностировать, но и развивать его воображение.
После определения уровня детского воображения и творческого развития я предлагаю выполнить детям упражнения на развитие этих психических функций. Я опираюсь на метод, разработанный психологом В.В.Степановой, предлагающий для обучения детей рисованию на начальном уровне – упражнения на дорисовывание (приложение 2) - это дает возможность соблюдать основное условие воображения : видеть целое раньше частей. Дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ предмета и дорисовать его. Особое внимание на занятиях при таком обучение отводится позиции взрослого – он так же участник совместной деятельности, как и ребенок может предложить свой вариант, но только тогда, когда ребенок исчерпал свой. Вариант взрослого должен давать новый толчок детскому воображению. Упражнения на развитие воображения на моих занятиях имеют уровень усложнения.
Лишь после этих упражнений я перехожу к сюжетному рисованию(приложение2). Важно иметь в виду, что хотя сюжетное рисование вводится лишь на дальнейших этапах творческой деятельности, сам сюжет должен присутствовать у ребенка изначально. Способность ребенка к сюжетному рисованию свидетельствует об успешном обучение творческому рисованию. Этот ребенок не просто приобретает высокий уровень воображения, но и становится обладателем всех компонентов воображения: умение воспринимать предметную среду, умение использовать прошлый опыт познания окружающей действительности и особая внутренняя позиция, обеспечивающая свободу, независимость в мышление, собственный замысел в решение любой ситуации.
Еще один из методов развития детского творческого воображения- экспериментирование с абстрактной формой. При использовании данного метода обучения детей начинается не с обращения к реальной жизни, не с изображения конкретных реальных форм, а с создания абстрактных композиций. В них ребенок угадывает свои вполне реальные зрительные и эмоциональные впечатления. Метод, который при этом используется, можно назвать «методом комбинаторных игр». В основе этого метода лежат комбинаторные действия- игры с элементами языка изобразительного искусства. Учебно- художественные задания даются ребенку в виде игр с художественными средствами (приложение2).Правилами игры становятся ритмичные закономерности, различные способы упорядочения элементов формы. Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств: цвет, линия, пятно, штрих, контраст, нюанс, ритм.
При создание экспериментальных абстрактных композиций ребенок угадывает в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях. Ребенок тем самым делает важное открытие: он открывает особые изобразительные возможности ритмически ограниченной формы. За серией таких занятий следуют упражнения на композицию. В ней дети уже
сознательно используют открытые возможности, прием каждый по-своему. Таким образом, ребенок получает возможность не копировать, но моделировать пространство- создавать новый мир. Объяснения о том, как что нарисовать, становятся лишними. Ребенок сам торопится воплотить в своей композиции то. что открылось ему в игре. Темы для композиции подсказывают сами упражнения-игры с абстрактной формой. Некоторая неопределенность этих тем кроется в самих формах, предложенных педагогами, но у ребенка- ощущение полной свободы в выборе и средств, и темы изображения, что активизирует процесс обучения, создает атмосферу радостной работы. Задания композиции составлены так, что выполнение их условий порождает большую вероятность непреднамеренного создания детьми художественного образа, который воспринимается ребенком еще как образ, воздействие которого очевидно, но открытие причины воздействия еще не произошло: предугадывается. но логически еще не осмысленно. В следах своей игры с изобразительными средствами и материалами ребенок начинает замечать совпадение этих форм с формами реального мира. Именно способность видеть по-другому провоцирует ребенка к созданию уже не каракулей, но изображений. Рисунок становится средством моделирования мира и осознания себя.
Все упражнения, игры на развитие творческого воображения приводят к становлению самостоятельной деятельности ребенка, развитию творчества. Такой подход к развитию творческих способностей детей способствует личностному росту каждого обучающегося: у ребенка появляется особая внутренняя позиция, обеспечивающая свободу, независимость в мышление, собственный замысел в решение любой ситуации, вырабатывается адекватная самооценка. Данные выводы подтверждаются положительной динамикой личностных качеств обучающихся объединения «Кладезь идей». Все это является фундаментом полноценного развития творческой личности.