Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся..

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется доклад по теме "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова, т.е. развивать коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. В состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:
Лингвистическая (языковая) компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.
Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю такой компетенции умение выбрать нужные лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.
Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур.
Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми,  в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией. пользоваться этими знаниями в процессе общения.
Стратегическая (компенсаторная)компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. Владение ею дает возможность:
при чтении:
догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на контекст, тему, ситуацию;
при обращении к словарю выбрать правильное значение искомого слова;
догадаться о значении слова по знакомым элементам его структуры (корню, суффиксу и др.);
при слушании:
догадаться о значении слова, фразы, опираясь на контекст;
при межличностном контакте обратиться к партнеру за помощью (например, попросить повторить сказанное);
при говорении:
упростить фразу, опираясь на известные слова, образцы речи и структуры ее построения;
внести в свою речь поправки, используя выражения типа «Простите, я скажу это по-другому» и др.
Дискурсивная компетенция означает способность учащегося
· использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста. ДК – это знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения. Наиболее употребительные типы дискурсов в учебно-профессиональной сфере общения – доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.
Предметная компетенция – это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности. Для будущего преподавателя языка исключительно важное значение имеет также профессиональная компетенция, приобретаемая в ходе обучения. Она обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности и включает:
знания из области дидактики, методики, психологии, лингвистики и других наук, значимых для профессиональной деятельности педагога;
умение организовывать учебную деятельность учащихся и управлять такой деятельностью;
умение владеть коммуникативной компетенцией, максимально близкой к уровню носителей языка;
личностные качества, обеспечивающие эффективность педагогического труда (терпимость, требовательность).
Сегодня я расскажу вам о социокультурной компетенции.
Сафонова В.В. интерпретирует понятие «социокультурная компетенция» как «обучение нормам общения в условиях межкультурной, а не монокультурной коммуникации, для которой характерно взаимодействие цивилизованного, национального и социально стратификационного компонентов».
Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор следующих компонентов:
- лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);
- социально-психологический компонент (владение социо- и культурнообу-словленными сценариями, национально-специфическими моделями поведе- ния с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);
- культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). Существует очень много средств развития социокультурной компетенции у изучающих иностранный язык вне языковой среды .
1. Презентаци.
2. Видеокурсы для знакомства с жизнью и культурой Англии.
3. Различные песни и видеоклипы (праздники).
4. Мультфильмы.
5. Книги.
6. Фонетические конкурсы.
7. Конкурсы КАРАОКЕ.
8. Английский театр.
9. Социальные практики.
10. Он-лайн уроки с иностранными преподавателями.
11. Уроки с иностранными преподавателями.
12. Международные образовательные поездки.

Обучающие программы нового поколения должны максимально использовать возможности гипермедиа и Интернет для развития социокультурной компетенции учащихся вне языковой среды.
Таким образом, социокультурный материал выступает важным средством при формировании коммуникативной компетенции.









13PAGE 15


13PAGE 14415