Статья «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся через нетрадиционные техники рисования в кружковой работе и на уроках ИЗО»


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ, И НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
А. В. Мальцева
учитель Изо и черчения ГУ «школа-лицей №1, г. Костанай»,
специалист высшего уровня, высшей категории.
«Есть только одна подлинная ценность- это связь человека с человеком». А. де Сент-Экзюпери.
Меня волновал всегда один вопрос: «Как заинтересовать каждого ученика на своем уроке?», «Как средствами своего предмета через урок, внеклассное мероприятие развить творческие способности учеников?». С самого детства я отлично знала, что моя профессия будет связана с искусством, возможно, это наследственно, так как мой папа учил меня рисовать, сам хорошо рисовал, работал мастером по дереву. В связи с этим, неудивительно, что я устремилась именно в преподаватели изобразительного искусства и черчения.  Профессия преподавателя изобразительного искусства замечательна тем, что каждый день можно делать открытия с детьми, реализовываться вместе с ними в творчестве.  Я пересмотрела весь программный материал, выбрала из него самое необходимое, привела всё в систему и в делах и в поступках своих учеников и увидела результат своей работы.
Тема инновационной деятельности, по которой я занимаюсь второй год: «Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через нетрадиционные техники рисования в кружковой работе, и на уроках по изобразительному искусству.
Духовное развитие – это связь человека с внутренним, нравственным миром, с его чувствами, переживаниями, настроением. В современном обществе распространено такое понятие как креативность. В психологическом словаре мы можем прочитать: «Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора». И, безусловно, что развитие креативности происходит в первую очередь на уроках изобразительного искусства.
В программе общеобразовательных учреждений сказано: «Приоритетной целью образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира….»
Значит, моё направление работы является актуальным и связано с проблемами образования.
Мною запланировано изготовление рисунков и подарков в нетрадиционной технике рисования, и учить детей дарить их. Тем самым будить в детях лучшие мысли, лучшие чувства и стремления.
На моих уроках дети узнают новое, восхищаются, применяют различные материалы, работают над составлением презентаций, закрепляют знания навыками на практике, в момент воображения дети разговаривают шепотом сами с собой, подпевают, показывают мини сценки, сочиняют стихи…
Дети делают рисунки к праздникам: «День учителя», «День пожилого человека», «Новый год», «День Святого Валентина», «День семьи», «Международный женский день», «Наурыз», «9 мая», «День рождения», и конечно, учатся дарить их. Так же у нас в школе проходят индивидуальные выставки рисунков учащихся, где все учителя и учащиеся могут восхищаться творчеством юных дарований.
Делать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. Учителя, друзья, родители приходят в восторг, получив удивительные, необычные подарки. А ещё у них появляется радостная улыбка на лице, когда дети, преподнося подарок, говорят пожелания от всей души. Преподношение милого небольшого подарка к празднику «связывает» людей, ведь одновременно происходит обмен частичкой своего душевного тепла. Подарок – это выражение вашего хорошего отношения к человеку, и если он сделан своими руками, то «цена» его удваивается.
Искусство нужно для того, чтобы «очеловечить чувство человека». Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет.
Работы изготовляют учащиеся с 4-го по 7-й классы. Дети, которые любят рисовать, фантазировать и которым не хватает времени на уроках изобразительного искусства, каждый может прийти на кружок и почувствовать себя талантливым, милым, смелым, счастливым, добрым.
Просматривая социальный паспорт школы, можно увидеть, что много учащихся из многодетных и малообеспеченных, а так же из неблагополучных семей. Многие родители не работают. Поэтому купить подарок к празднику для многих нет возможности. Купить хороший материал для изготовления поделок сувенирного назначения, тоже становится проблемой. Всё, что покупают родители к урокам - это клей, кисточки, краски, цветную бумагу. Но и это уже хорошо! Такое положение дела делает ребёнка активным в поиске идеи для подарка и материале для его изготовления. Любому начинающему художнику просто необходим творческий «толчок», и в школе как раз наиболее благоприятные для этого условия. Ведь ученики приходят с целью получения качественных, глубоких знаний по данной специальности.
На уроках складывается дружественная, творческая атмосфера, благоприятная для получения учащимися знаний, умений и навыков. И учителю проще найти контакт с учениками, раскрыть их потенциальные возможности. Юные художники с большим интересом и удовольствием воспринимают новую информацию. Каждый из них только начинает раскрываться, и важно направить их, мягко, ненавязчиво, потому что у каждого из них свой неповторимый путь. Всё у человека начинается в детстве, поэтому необходимо научить их не просто рисовать, а видеть! Во многих ключевых моментах я опираюсь на систему обучения П.П.Чистякова. Павел Петрович своих новых учеников обучал, прежде всего, видению мира. Упрощая, он говорил: «Так как не все одинаково талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то, прежде всего, надо научить их смотреть, как следует. Это почти что самое необходимое».  Немаловажным для детей является личность и авторитет учителя. Это не значит, что преподаватель должен подавлять и действовать авторитарно, нет, он – прежде всего наставник, тот, кто может не просто изложить по полочкам материал, но и вдохновить. Поэтому я в школе стараюсь как можно чаще участвовать с учениками в различных конкурсах, в холе нашей школы каждую неделю проходят персональные выставки рисунков детей. Ученики, учителя и родители, посещая выставки, знакомятся с творчеством пока что неизвестных им художников. Они воодушевляются и в последующем с большим энтузиазмом работают на уроках.
Главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащегося и создание условий для развития представлений о значении духовно-нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии.
На своих уроках я применяю различные технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутки); информационно – коммуникативной технологии; технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения; технологии эвристического обучения и другие. Я хотела Вас познакомить с нетрадиционной техникой рисования на уроках изобразительного искусства.
Так как ученикам нужно давать на уроках что-нибудь новое, увлекательное и необычное. Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Цели курса "Нетрадиционные техники рисования".
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, с многообразием материалов для изодеятельности.
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонационального Казахстана и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
- научить овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- прививать навык оказывать знаки внимания другому человеку, доставлять ему радость;
- воспитывать внимательное, уважительное отношение друг к другу;
- прививать такие качества, как бережливость, аккуратность, взаимопомощь, усидчивость;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, осязание;
- формировать навыки общения детей в совместной творческой деятельности.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Постигая процесс создания работы, учащиеся накапливают, осваивают багаж знаний, того, что уже создало человечество, и приобретают способность нарушить сложившийся стереотип и сделать что-то новое, придумать самому и воплотить свою личную идею. Ведь постоянное копирование чьих-то идей или выполнение работ по шаблону не развивает фантазию и воображение.
Например: в первой и во второй четверти по теме: «Портрет», «Пейзаж», работы выполнялись в технике: манго, гратаж, карвинг, монотипия, коллаж, пуантилизм... К новогоднему празднику можно сделать подарки для ёлки в бумажной пластике, в папье-маше (использование воздушных шариков), работы из солёного теста, в аппликации, открытки, мозаике, витраже. Техника растяжки пластилина, украшение работ бисером и палетками.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. Такие уроки пронизаны радостью открытий, неожиданностью эксперимента.
Творчество детей долго рассматриваются, ведь это не просто какая-то поделка, которую можно поставить и забыть о ней. Он имеет большую значимость, чем просто поделка. Делая подарок для своего близкого, для человека, которому ты что-то хочешь подарить, всегда относишься с большей ответственностью, вкладываешь нечто большее, чем просто своё умение.
Очень важно отслеживать выполнение каждой изготовляемой работы, вовремя предупредить ошибку, помочь ребёнку, если тот затрудняется, дать совет. Каждый ребёнок должен быть удовлетворён своей выполненной работой.
Наблюдая за деятельностью учащихся, их активностью в подготовке к праздникам, сделать, что-то необычное, приятное, можно сделать вывод, что результат есть: цели обучения и воспитания достигаются.
Духовное - нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, родным и близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьей и школой, между человеком и традиционной культурой.
При применении креативной терапии на уроках и факультативах изостудии необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Нужно увлечь их этим видом деятельности.
Мною используются 25 нетрадиционных способа изображения в рисовании, которые я предоставила Вам познакомиться через презентацию.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс.- М.: «5 за знания»,2006.
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок [и др.]; под ред. А. Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.
4. Духовно-нравственное воспитание. №1/2011 М.: ООО "Школьная Пресса", 2011.
5. Интернет ресурсы