Использование краеведческого материала как средства реализации межпредметных связей на уроках в начальной школе


Использование краеведческого материала как средства реализации межпредметных связей на уроках в начальной школе.
Духовно- нравственное развитие личности и патриотическое воспитание являются одними из приоритетных направлений в воспитании современного человека. Человек, глубже узнающий историю родного края, начинает с большим почтением относится к Земле, на которой он живет. В статье раскрывается возможность использования краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности. В ней описывается значимость изучения предметов музея «Сибирской старины» на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, на занятиях внеурочной деятельности «Я- гражданин», «Юный исследователь». Ребенок без знаний истории и прошлого своего края не может объективно понимать историю всей своей Родины. Интегрированность обучения помогает в занимательной форме усвоить краеведческий материал, который помогает лучше представить историческую хронологию событий и расширить кругозор учащихся.
Ключевые слова:
Метапредметные связи. Краеведческий материал. Музейная педагогика. Межпредметные связи. Духовно- нравственное развитие и воспитание. Интегрированное обучение. Объединение ресурсов социума в интересах ребенка. Экспонаты музея «Сибирская старина». Уголок «Шахтерский быт».
А. А. Колганова, З. И. Ананьева, И. П. Мельникова,
г. Ленинск- Кузнецкий, Кемеровская область
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.
В свете современных задач приобретает важное социально-педагогическое значение проблема использования в процессе обучения межпредметных связей, ценность которых заключается в том, что они обеспечивают взаимосвязанное, комплексное изучение определенной темы с привлечением сведений из различных отраслей знаний, что способствует всестороннему развитию личности.
Важным средством осуществления межпредметных связей при изучении общеобразовательных предметов является краеведческий материал. Цель использования краеведческого материала – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире. В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению республики как окружающего ребёнка мира, межпредметные связи выступают как средство, способствующее повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний и позволяющее эффективно развивать взгляды и убеждения
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее межпредметных связей. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой носят явно выраженный интеграционный характер. Данное положение проявляется и в содержании начального образования, и в общих методических подходах, которые применяет учитель в процессе обучения. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческих способностей.
Реализация межпредметных связей на уроках в начальной школе осуществляется посредством использования краеведческого материала. Задания на основе краеведческого материала вызывают у детей особый интерес, они сопровождаются положительными эмоциями, активизируют учебную деятельность школьников, способствуя формированию умений и навыков.
В 2010 году наша гимназия, одной из первых в городе, стала пилотной школой по введению ФГОС начального общего образования. Ведущей идеей организации и осуществления образовательной деятельности было определено объединение всех ресурсов социума в интересах ребёнка для его развития и самоопределения, а также создание развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся начальной школы. Данные идеи нашли свое отражение в основных документах гимназии: концепции воспитательной работы «Радуга детства», «Программы воспитания и социализации обучающихся основной школы «Счастливая радуга детства»», проекта «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания», программах курсов внеурочной деятельности, которые направлены на формирование культурных, общечеловеческих и основных базовых национальных ценностей.
С 2012 года наша гимназия является ресурсным центром по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Поэтому особое внимание уделяется данному направлению. Так как духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах. Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали историю своего родного края, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности.
В гимназии на улице Садовой создан музей «Сибирская старина», руководитель Гареева Фарида Анусовна, она же основатель данного музея. Музей молодой – ему всего 2 года. В классе-музее «Сибирская старина», собраны уникальные предметы сибирского быта. Имеются материалы даже начала 20 века.
Здесь представлены экспонаты по темам «Люди и вещи» (гончарное производство, шитьё, роспись по дереву), «Старинная кухонная утварь» (глиняная кухонная посуда, маслобойка, утюг на углях, старинный самовар), «Инструменты и приспособления» (напёрстки, ручные веретена, ножная самопрялка). Особое место занимает уголок «Шахтерского быта», ценный для нашего шахтерского города, в котором представлены орудия труда, безопасности и другие уникальные старинные и современные предметы тяжелого шахтерского труда.
Центральное место в музее занимает макет старинной русской избы. Её убранство погружает учащихся в эпоху далёкой старины, в прошлое наших предков.
Музеи обладают огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения истории своей родины, своего края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музеев гимназии от музея государственного заключается в том, что ученик выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Учащиеся получают возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постигают основы исследовательского творчества. Им всегда импонирует то, что экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю, т.к. дети лучше усваивают материал посредством осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметами, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям и возможности включения в творческое познание и деятельность. 
Музей же способен обогатить детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Младшие школьники, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета.
Учителя начальных классов нашей гимназии стараются как можно чаще использовать материалы, представленные в музеях, на своих уроках и во внеурочной деятельности. Так, например, материалы музея «Сибирской старины» стали большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы. При изучении произведений на уроках литературного чтения используются экспозиции и фонды по темам: предметы одежды, предметы ткацкого станка, внутреннее убранство русской избы. Их используют как при изложении нового материала, так и при закреплении пройденного. Особенно интересно узнавать современным детям лексическое значение устаревших слов: люлька, ладанка, матица, гумно, лапти – эта работа проводиться при изучении темы «Сказка мудростью богата», при изучении фольклорных произведений.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Один из основных источников воспитания гражданственности – память о прошлом. В результате изучения экспонатов музея происходит обогащение словарного запаса учащихся, усвоение тех новых слов, которых раньше не знал ученик: чугунок, ухват, коромысло и так далее, происходит углубление понимания слов, выяснение их оттенков: полотенце – рушник – утиральник – умывальник – урыльник или кувадка – кукла. При изучении безударных гласных разбираются слова, обозначающие орудия крестьянского труда: соха, коса, борона и так далее. При разборе слов по составу используются слова, обозначающие предметы русского обихода: ухват, кувадка (кукла), чугунок и так далее.
Такая работа помогает актуализировать знания учащихся о фонетике и графике русского языка, расширить представления об истории русского языка, чтобы  исторические даты и языковые правила не навевали скуку, даже самым старательным ученикам необходима смена обстановки.
Так возникает ситуация “знание через руки”, дающая наибольший образовательный эффект в работе с младшими школьниками. Экспонаты   предполагают активность, подключение анимистических свойств сознания, фантазии, воображения. Учащемуся предлагается возможность перевоплотиться в ребёнка определённой исторической эпохи, описать его быт, повседневность, предметы, которые его окружают. Таким образом, музейный урок истории усваивается учащимися лучше, чем традиционный.
Недаром А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Список литературы:
1. Королева, К. П. Реализация межпредметных связей через содержание образования [Текст] / К. П. Королева // Педагогика.– 2015.- № 3.
2. Максимова, В. Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования [Текст] / В. Н. Максимова // Педагогика.- 2002.– № 10
3. Колпакова, Г. И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г. И. Колпакова // Начальная школа.– 2016.- № 10 – 11