Итоговая работа по ИЗО Интеграция предмета ИЗО с другими школьными предметами
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Саратовский областной институт развития образования»
Возможности интеграции предмета
«Изобразительное искусство» или отдельных тем программы с предметами художественно-эстетического цикла или другими школьными предметами
Итоговая работа
по курсу «Актуальные вопросы преподавания предмета
«Изобразительное искусство»
Литвиновой Татьяны Владимировны
учителя изобразительного искусства,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Саратов 2017г.
"Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться”
В. А. Сухомлинский.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и способствовать развитию творческого потенциала, повышать интерес учащихся к предмету, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира и себя.
Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм обучения на уроках и внеурочное время.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В этой работе представляется опыт возможности интеграции предмета изобразительное искусство с другими предметами на примере совместной работы учителей технологии, ИЗО, русского языка и литературы. Такая работа ведется четвертый год, не только на уроках, но и во внеурочное время.
Исследовательская деятельность подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагогов разных предметов.
Целью деятельности педагогов является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаются следующие задачи:
1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
2. учить приемам осмысленной деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных проблемных ситуаций, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
4. подкреплять знания практическими делами.
Познавательная деятельность организуется как на уроке, так и вне его и направляется на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению нескольких предметов. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время можно разделить на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
В нашей школе существует традиция: учащиеся школы посещают Дом интернат для престарелых и инвалидов с творческим концертом и сувенирами, которые выполняют собственными руками и затем дарят престарелым людям. Уделив внимание этим людям, мы вносим в их жизнь яркие краски праздника, даем понять, что они кому-то нужны, что их судьба кому-то не безразлична.
В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность к окружающим.
Возникла идея осуществления интегрированных социально-значимых проектов. Подобная работа учит быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность.
Так учащиеся 5-го и 6-го классов работали над социальным проектом «Твори добро», а ученики 6-го и 7-го классов сами в канун праздника предложили принять участие в проекте «Пасхальный сувенир».
Цель данных проектов: Спроектировать и изготовить из различных подручных материалов Пасхальные сувениры, подготовить концертную литературно-лирическую программу и поздравить пожилых людей.
В рамках данных проектов школьники с любовью трудились над изделиями. На уроках технологии создавали макеты пасхальных яиц из папье-маше, а на уроках изобразительного искусства мы познакомились с историей росписи пасхальных яиц и научились наносить на них различные узоры.
В канун праздника Пасха в Доме-интернате для престарелых и инвалидов ребята пели песни, читали стихи, вручая свои сувениры пожилым людям.
Когда страна отмечала 70-летие Победы Великой отечественной войны, наши школьники не остались в стороне. Ребята предложили выполнить георгиевскую ленточку и орден Георгия Победоносца и также поздравить ветеранов.
В этом учебном году в канун празднования Нового года и Рождества школьники предложили провести новогоднюю благотворительную акцию «Новый год в каждый дом…». Так началась работа, в которой приняли участие учащиеся 7-ых и 8-го классов под руководством учителей технологии, ИЗО, русского языка и литературы.
Новый год — праздник, который объединяет всех, приходя в каждый дом с особой атмосферой светлой радости. Ребятам захотелось внести в жизнь пожилых людей яркие краски праздника.
Сразу возник проблемный вопрос: «Как сделать ярче праздник для пожилых людей в Доме-интернате для престарелых и инвалидов»?
Школьники сформулировали цель проекта: «Придать яркие краски праздника пожилым людям, дать им понять, что они кому-то нужны».
Обозначили задачи проекта:
Познакомиться с историей возникновения праздников Новый год и Рождество.
Изучить традиции празднования в России.
Исследовать материалы для выполнения сувениров.
Выполнить новогодние сувениры своими руками.
Провести школьную экологическую Акцию.
Посетить Дом-интернат и поздравить пожилых людей с наступающим Новым годом и Рождеством.
Сформулировали гипотезу:
Если создать изделия своими руками, то наверняка можно порадовать пожилых людей в канун Нового года и Рождества.
Разработали критерии эффективности:
символизация в сувенире "Нового года и Рождества";
экологичность используемых материалов;
эстетичность изделия;
поздравления должно быть ограничено по времени;
интегрирование Нового года и Рождества;
ориентирование на возраст получателей сувениров.
На первом этапе участники проекта разделились на 3 группы:
первая группа изучала исторические сведения о Новом годе и Рождестве;
вторая группа - изучала историю появления елки и ее украшения;
третья группа – изучала символы Нового Года, Рождества и их значения.
Погрузившись в глубину веков, изучив историю самых любимых праздников народа Нового года и Рождества – школьники продумали, из каких материалов и какие сувениры к праздникам они могут выполнить своими руками.
Одновременно ребята решили привлечь к этой работе и других учащихся школы, объявив школьную благотворительную Акцию «Экоя Ёлка». По условиям Акции необходимо было выполнить елочку из экологических материалов. Учащиеся нашей школы с огромным удовольствием откликнулись, очень много красивых елочек было выполнено ребятами с 1-го по 8-ой классы. Затем был проведен конкурс выполненных работ, и лучшие работы отобраны для подарков престарелым людям.
С учителями технологии и изобразительного искусства участники проекта выполнили различные сувениры по инструкционным картам.
С учителем русского языка и литературы подготовили небольшое представление для поздравления.
Все намеченное ученики выполнили: изготовили различные сувениры, провели школьную Акцию. Много красивых елочек было выполнено учениками нашей школы. Все сувениры подарили пожилым людям. На концерте были прочитаны стихотворения и спеты песни, посвященные новогодней тематике.
Такие мероприятия требуют значительной подготовки, но дают возможность решать не только учебные цели, но и разбудить в детях милосердие, заботу о ближнем, сплотить коллектив.
ВЫВОД
Представленный опыт возможности интеграции предмета изобразительное искусство с другими предметами на примере совместной работы учителей технологии, ИЗО, русского языка и литературы подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагогов.
Для учащихся участие в подобной проектной деятельности - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а это значит новые обязанности и ответственность. Ведь творить добрые дела по плечу каждому и дети с удовольствием этим занимаются!