ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) Тема урока: Монастырь

Предмет: ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)
Тема урока: Монастырь
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Понимание, зачем люди идут в монахи, от чего отказываются монахи, понимание значения монашеских обетов.
Метапредметные
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному, рефлексия
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание, участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Организовывать работу в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой и незнакомой аудиторией с сообщениями.
Цели урока:
сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.

Задачи урока
Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
Проанализировать смысл монашеских обетов;
Изучить монашеские одежды;
Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;
Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
Воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, презентация.
На уроке использована технология «АМО» (активные методы обучения)
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство)
Иллюстрации, видеоролики Монастырь, толковые словари
Оборудование:
ОРКСЭ Основы православной культуры: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе/ А. В. Кураев, - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 95с.: ил.
История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Универсум, 2004, - 216 с,: ил.
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Медиапродукт: презентация «МОНАСТЫРЬ» (среда POWER POINT).
Справочники, словари, энциклопедии.
Выставка книг
Карточки.


Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом.
- Давайте поиграем в игру" Добрый день".
Я скажу слова "Добрый день" и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день, Кристина, Рая и Евгений!
Добрый день, ребята!
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем, кто любит урок по православию!
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Надеюсь, что сегодняшний наш урок принесёт нам радость общения друг с другом!
Пожалуйста, садитесь!
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)
Давайте поработаем в группах
1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства
3 группа. Закончите предложения. Выберите вариант правильного ответа.
Таинство – это действие.
- Бога по молитве человека
-лекарств
- телевизионных программ
2. Таинство называется так, потому что
- земному человеку нельзя до конца понять его воздействие
- к нему хотят привлечь внимание
- о нём нельзя рассказывать
3. Люди прибегают к таинствам, чтобы
- появился интерес к жизни
- стать ближе к Богу
- чтобы развлечься
2 группа Работа по слайду № 2 Икона Тайная вечеря.
- Что изображено? (Тайная вечеря – последний ужин)
Рассказ учащихся.
Проверка 1 группа
- Какие таинства вы знаете? Слайд 3.
(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)
Проверка 3 группа Слайд 4.
МОЛОДЦЫ!
Актуализация знаний. Проблемный вопрос. (Слайд 5)
- Послушайте стихотворение и песню (В.Волкова «Монастырь»
- Подумайте и скажите, о чём это стихотворение, песня?
- Предположите тему нашего урока.
В густой листве затерян монастырь, Над ним лишь небо, да, как вата облака. Вокруг полей российских гладь и ширь, А вдалеке виднеется река. Святой источник спрятан средь берёз, Лишь только ветер шелестит листвой. Блуждаем в царстве собственных мы грёз, Боясь спугнуть волнующий покой. Прозрачный воздух, ярка неба синь, А вдалеке виднеется река. В густой листве затерян монастырь, Над ним не властны время и века.
Формирование ожиданий учеников
- О чём это стихотворение? Песня?
- Тема нашего урока: «Монастырь» (Слайд 6)
- Какие цели поставим мы перед собой? Сформулируйте цели, используя глаголы: познакомиться, воспитывать, развивать
- Что мы должны узнать с вами на уроке?
Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.
Работа над новыми понятиями
Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А так же мы совершим путешествие по наиболее значимым монастырям России
Беседа по теме.
-Откройте свои учебники на с. 80 (Почему люди идут в монахи? От чего отказываются монахи?)
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам монах считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» - зовом Бога, который указал ему на его призвание. (Слайд 7)
Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись».
Притча "Два весла" (Слайд 8)
- Чтобы успешно плыть по житейскому морю, надо держать в руках два весла. Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.  Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку. Cлайд 9
Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.
И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе, они говорили им: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри» - общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.
Слайд 10
Монастырь – это особый мир. Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. (Слайд 11)
Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). (Слайд 12)
- Как вы считаете, трудно ли стать монахом и что нужно для этого делать?
. Стать монахом не просто. В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
-Найдите и прочитайте на с.81, что означает послушание и постриг монаха.
Физкультминутка
Встаньте  дети,  встаньте в круг!
Я  твой  друг,  и  ты  мой  друг.
Влево, вправо  повернитесь
И  друг  другу  улыбнитесь.
Руки  к  солнцу  протянули,
Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.
С  этим  лучиком  в  груди
Ты  на  мир  ясней  гляди!
Работа в группах (карточки). Рефлексия
1. Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4. Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
5. В монастыре для монаха важнее всего
1) Жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан
2) Воздержание (в еде, одежде, разговорах) молитва, послушание
3) Желание стать главным над остальными
Монастырь (пустынь) - уединенное место, обитель монахов, монахинь, иноков, принявших монашество, монашеский обет и получивших новое имя.
Вывод Слайд 13
Знакомство с одеянием монахов. (Слайд 14)
Послушайте притчу.
Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.
– Как твои дела? – спросил игумен у монаха.
– Еда противная!
Прошло ещё 10 лет.
– А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.
– Постель жёсткая – слышит в ответ.
Проходит ещё 10 лет.
Тот же вопрос задаёт игумен.
- Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.
- В чём смысл этой притчи?
Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.
Словарная работа
Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий
монаху его обет добровольной нищеты.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
- Отец Павел Груздев написал о монашеском облачении стихотворение, давайте его сейчас послушаем. (Читает ученица) Слайд 15.
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи.
Ответьте на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю”? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ) 
- Как вы считаете, в каком возрасте можно стать монахом? Только в юности или в престарелом возрасте?
Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе святой Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.
IХ. Составьте кластер (постриг, чётки, зависть, послушание, молитва, любовь к Богу, мантия, пояс, ссоры, новое имя, клобук, инок, монастырь)

постриг пояс клобук

любовь к Богу Монах чётки


мантия молитва послушание
- Мы сегодня многое узнали о монастырях. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.
В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
 Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.      
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
- Как мы заходим в храм?
- Как мы стоим во время богослужения?
Х. Подведение итогов (Рефлексия, оценка урока).
В черном, с четками в руках,  О душе своей в слезах  Богу молится (монах).
Ряса, клобук, параман  Говорят о многом нам:  Так одет монах, друзья,  Жить, как все, ему нельзя!  Инок, мантией одетый,  Давший Господу (обеты). 
- Как вы думаете, есть ли монастыри в Смоленске?
В Смоленске 3 монастыря: (Слайд 16),17, 18
- Спасо - Преображенский Авраамиев монастырь (это один из древнейших монастырей г. Смоленска, основан в 13 веке, епископом Игнатием)
- Спасо - Вознесенский женский монастырь (монастырь основан в 1630 годы, затем в монастыре располагался выставочный зал)
- Спасо - Троицкий женский монастырь.
Всего по Смоленской области 10 монастырей.
Рефлексия «Комплимент».
Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.
За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?
За что можно похвалить себя?
За что можно похвалить учителя?
Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?
А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.
14. Домашнее задание.
Прочитать и ответить на вопросы с. 80–83.
















Литература
ОРКСЭ Основы православной культуры: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе/ А. В. Кураев, - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 95с.: ил.
С.И.Ожегов Словарь Русского языка.
Школьный словарь иностранных слов.
Интернет-ресурс
Фрагмент песни Монастырь.
.













Приложение 1
ЧЁТКИ ЗАВИСТЬ МОЛИТВА
ПОСЛУШАНИЕ
МОНАСТЫРЬ
КЛОБУК МАНТИЯ
ЛЮБОВЬ К БОГУ
ПОСТРИГ ПОЯС ИНОК НОВОЕ ИМЯ


Приложение 2
Притча
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жил-был один монах, который хотел постичь все тайны Духа Божия. Рассказали ему как-то о монастыре, где царит братолюбие. Сказали, что настоятель того монастыря человек поистине святой и обладающий великой мудростью, а братья - набожные и духовные. Пришел монах в тот монастырь. Братья его тепло встретили, накормили с дороги, расспросили, кто он и зачем пришел:
Я пришел, чтобы познать тайны Духа Божия. С какой истины мне начать учение?
Начни с самой простой: поел вымой за собой миску.
. Рославль. Спасо – Преображенский монастырь
Если двигаться в сторону Рославля по старому шоссе Москва-Варшава, то при въезде в город по левой стороне открывается чудесный вид. На высоком берегу небольшой речки Становки стоит белокаменный монастырь. Это один из старейших монастырей на Смоленщине - Спасо-Преображенский мужской монастырь. Он расположен в южной части города Рославля. Монастырь имеет очень древнюю историю. Точная дата основания его неизвестна, однако есть сведения, что он существовал до 1560 года. В смутное время был разорён, к 1630-м годам восстановлен.  В советский период монастырь был закрыт и в стенах собора располагался краеведческий музей. В 1996 году монастырское служение было восстановлено, действует Православная гимназия. В Спасо-Преображенском соборе хранится список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы и почитаемая икона святой великомученицы Варвары. Монастырь построен, в основном, в русском стиле. В 1848-1857 годах монастырь был обнесён каменной стеной с воротами и тремя башнями.









Марченкова Л.А. 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815






ыђ Заголовок 115