Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры на тему Монастырь
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 4 класс
Тема: «Монастырь».
Цель: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.
Задачи ( в том числе формирование УУД):
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
Проанализировать смысл монашеских обетов;
Изучить историю возникновения монастыря Флорищева пустынь;
Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь своей жизни;
Воспитывать любовь, уважение и гордость за православные святыни родного края;
Новые слова: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, чётки.
клобук, ряса, подрясник, параман,
1.Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы заочно познакомимся с православным монастырём Флорищева пустынь, его историей, особенностями. Узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А на следующий урок совершим экскурсию по территории этого архитектурного ансамбля середины 17 века.
2.Беседа по опережающему домашнему заданию:
Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?
Всё ли вы поняли из прочитанного?
Что вам особенно запомнилось?
Обсудили ли вы прочитанное с родителями?
Готовы ли вы к новым открытиям?
Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.
2.Новый материал.
У. Монастырь – это особый мир. Любовь русского народа к монастырям известна давно. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но встречаясь с монахами люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах и чтобы у простых мирян была возможность получить духовные советы.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом.
Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. В Нижегородской области до недавнего времени это был архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии. 18 марта 2012 г. возведен в сан митрополита.
Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский).
Наш мужской монастырь Флорищева пустынь возглавлял игумен отец Варнава (Баранов). В марте 2012 года мы вошли в Вы́ксунскую и Па́вловскую епа́рхию —( епархия Русской православной церкви. Объединяет приходы в границах Ардатовского, Вачского, Вознесенского, Володарского, Выксунского, Кулебакского, Навашинского, Павловского, Сосновского и Чкаловского районов Нижегородской области[2]. Входит в состав Нижегородской митрополии.Епархиальный центр — город Выкса). Игумен Варнава был возведен в сан архимандрита, а затем епископа, продолжая окормлять Свято-Успенский монастырь.
В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни, с особым благоговением и усердием исполнять возложенное на него послушание. . После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они подают прошение о принятии их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
Исполнение заповедей Господних;
Добровольная нищета;
Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.
Торжественно на монаха надевают его новую одежду.
Словарная работа
1. 148590-635 Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
148590274320
2. Параман – небольшой четырёхугольный плат
с изображением креста.
3. 196215-2540 Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий
монаху его обет добровольной нищеты.
4. 1676403810 Пояс - является символом того, что монах
постоянно должен быть готов к подвижническому
деланию.
5. 1866903175 Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые
обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед,
а также непрестанное духовное радование.
6. 31115-2540 Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное
исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает,
что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому
Божьему делу.
-499110-12707.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том,
что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
8. 196215-3175 Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.
1962156985 9. Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину
-527685575310Один из монахов – отец Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Давайте его прочитаем.
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи.
Ответьте на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение?
( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения?
(Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того монахи не употребляют в пищу мясо.)Как вы понимаете значение слова ропот?
( Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни. В данном случае - быть недовольным едой.)5. Виртуальная экскурсия в мужской монастырь Свято-Успенской Флорищевой пустыни - «Сказ Флорищевой пустыне»
Средь дубрав, средь сосен корабельных
Там, где только тропы разного зверья (слайд 2)
Как-то появился, назад несколько столетий
Бортник-пчеловод – неугомонная душа.(слайд 3)
Как-то появился, назад несколько столетий
Бортник-пчеловод – неугомонная душа.(слайд 4)
Знали все окрест, сюда не суйся.
Здесь хозяин Флор. Его леса.
ТАК СРЕДИ ПРИКЛЯЗЬМЬЯ ПОЯВИЛОСЬ
МЕСТО ЗВУЧНОЕ – ФЛОРИЩЕВА ЗЕМЛЯ.(слайд 5)
Много ль времени прошло? Кто знает?
Только летопись Флорищева гласит –
Здесь уединение свое сыскалиИноки отшельники.
Рассказ про них… (слайд 6)
Первым в этих дебрях поселился
Схимонах Мефодий.
Это он «умными очами видел»
Предвестье славы будущей обители,
Горний свет, что над Флорищевой горой.
Подвижник свят был, житием прозорлив
И в недрах беспредельных тех лесов
Молитве сладостной и тихой предавался,
Чувствуя творца величие во всем. (слайд 7)
Так, отрешившись от всего земного,
Избрав в соседи лес – исполин,
Он на себе испытывал могущество природы
И силу грозную борьбы стихий
С ветрами бурными да непогодами:
Дождем и снегом, бурей и пургой. (слайд 8)
Как же бессилен человек перед природой.
Как слаб в борьбе с стихиею ее.
И чувство страха, своего ничтожества
Частенько душу бередит его. (слайд 9)
Порой в минуты страшные такие,
Когда казалось нет возможности спастись,
Мефодий чувствовал сильнее близость Бога,
Что радость и блаженство доставляло старческой душе.(слайд 10)
Порой в минуты страшные такие,
Когда казалось нет возможности спастись,
Мефодий чувствовал сильнее близость Бога,
Что радость и блаженство доставляло старческой душе.(слайд 11)
Порой в минуты страшные такие,
Когда казалось нет возможности спастись,
Мефодий чувствовал сильнее близость Бога,
Что радость и блаженство доставляло старческой душе. (слайд 12)
Построив рядом келью,
Вечерами, в молитвах,
В Бога с верою в душе,
Да в разговорах время коротали.
Частенько звон таинственный
Им слышался везде.
То колокол невидимый звонил.
А исходил он из горы Флорищевой.
В том знак божественный
Увиден всеми был,
Что место инокам указано Всевышним. (слайд 13)
Вот так, в видениях своих,
Молитвах, да разговорах праздных
Они о будущем мест здешних толк вели
Да церковь деревянную задумали поставить. (слайд 14)
Работа споро шла, с душой
И скоро здесь
Воздвигли новое строенье
И в тот же час, сюда со всех сторон
Люд пришлый потянулся за благословеньем. (слайд 15)
Работа споро шла, с душой
И скоро здесь
Воздвигли новое строенье
И в тот же час, сюда со всех сторон
Люд пришлый потянулся за благословеньем. (слайд 16)
Работа споро шла, с душой
И скоро здесь
Воздвигли новое строенье
И в тот же час, сюда со всех сторон
Люд пришлый потянулся за благословеньем. (слайд 17)
В далекий путь отправился Иларион…
Тот путь в обитель был не близкий.
Как знать, что испытать пришлось?
Какие трудности наш путник вынес?
Дремучий бор стоял кругом стеной.
Зверье опасное по лесу рыскало.
Но неустанно шел Иларион вперед
Сюда в обитель, ставшую Флорищевой.
Господь хранил его в пути
Илариону давал силы.
И вот свершилось…
Под сень Приклязьменских лесов
Глубокой осенью добрался инок. (слайд 18)
В народе много есть легенд о крае
И я готова рассказать вам ту,
Что связана с неведомыми звонарями,
Да колокольным звоном поутру… (слайд 19)
Устав в дороге, обессилевший от голода,
Иларион упал средь вековых дубов.
Вдруг в забытьи, сквозь сон
Услышал путник:
«Очнись. Динь – дон,
Очнись, Иларион!
Бим – Бом, Бим – Бом!»
Так переливчат был тот звон –
«Динь – Дон, Динь – Дон!»
Колоколов раскатистый был слышен перезвон.(слайд 20)
И много дней от думы непосильной
Иларион не пил, не ел.
Душа в молитвах утешение искала.
И только лишь поверив в свои силы,
Решился он исполнить просьбу старца.(слайд 21)
Открывшимся глазам
Предстало вдруг виденье –
Собор чудесный на холме
И звон шел с колокольни белостеннойПлыл над лесами Благовест.
Врата открылись, приглашая инока…
Вдруг все пропало… Пустота.
Лишь хмурый темный лес
Стоит по прежнему стеною.(слайд 22)
Илларион все принял как Знаменье Божье
Отныне его место на сей земле.
В молитвах дал он слово Богу,
Что возведет обитель здесь.
Стоять средь сосен белокаменному храму
И звон колоколов услышат все окрест. (слайд 23)
В трудах, молитвах, отреченье
От благ мирских, от жизни суеты
Он словом Божьим убеждал пришельцев,
Тех, кто рядом с ним пристанище нашли. (слайд 24)
И слава об отшельниках глубинки
Дошла до белокаменной Москвы.
До самого царя.
Где подивились –
Как средь лесов, в глуши
Вдруг вознеслась «жемчужина сия» (слайд 25)
О них так много говорили в Свете,
Хвалу воздав подвижникам Флорищ,
Что царь решил все сам проверить
И встретить настоятеля Флорищевой горы.
Призвав его к себе в палаты,
Назначил день беседы. (слайд 26)
И вот опять Иларион в пути,
В тревожных думах
После стольких лет в глуши
О предстоящей встрече с Москвой
И с государем всея Руси.
О чем беседа будет та?
Проникнется ли уважением к делам его
Душа царя? (слайд 27)
Надолго инок задержался в палатах царских.
Бог весть о чем беседа у них шла.
Но царь российский Алексей Михайлович
Надумал самолично посетить Флорищевы места.(слайд 28)
Был удивлен Иларион таким желанием
И даже, может быть,
Напуган был слегка.
Но делать нечего,
На то и воля царская
И надо поспешить домой отправиться назад.(слайд 29)
Чтоб встреча та достойною была,
Дорогу надобно построить
Через болота, топи и леса
Прямую, будто бы стрела,
На Ярополч она вести должна.(слайд 30)
Настил ее сготовили из бревен.
Здесь люд простецкий
Много приложил труда.
Звалась дорога царскою в народе.
И знает только Бог
Каких трудов, какой надсадыЛюд подневольный выдержал тогда.(слайд 31)
Не привелось царю
Мечту свою исполнить.
Сын воплотил поездку ту.
Настал тот день
И Федор Алексеевич со всею свитой
В обитель прибыли… (слайд 32)
Народ встречал царя и молвя:
«Батюшка наш, государь великий!
Ты не гневись на люд простой.
Прими наш дар – вот эти лаповички
Из лыка для тебя плетеные с душой».
И прослезился царь,
На сердце радость.
Своей милостью решил он одарить
Обитель, где покой и благость,
Богобоязнь и благочестие царит.(слайд 33)
Пришла пора виденью воплотиться.
И на строительство царем
Отпущен материал.
Строителей, подрядчиков назначили.
От лишнего очистили места.
Стучали топоры, лес вековой валя.
И день, и ночь работа не смолкала.
Ведь за короткий срок
Преобразились здешние места,
А слава о Флорищах умножалась
И будоражила в ту пору
Многие сердца.(слайд 34)
На выступе холма берегового (слайд 35)
Собор Успенский за год возвели.
А рядом колокольню камня белого
поставили.
В стенах сияют
цветные изразцы из Балахны. (слайд 36)
Потом и Троицкая церковь
С Петропавловской
Украсили Флорищев монастырь. (слайд 37)
За три десятка лет
Сбылись мечты Илариона.
Три века с лишним
Наш монастырь стоит.
Не слышали места родные долго-долго
Пронзительно задорный колокольный Благовест.(слайд 38)
Но все меняется во славу Божью.
Теперь, который год
На утренней заре
Плывет над Лухом,
Над родным поселком
Симфония колоколов для здешних мест.(слайд 39)
И вера в возрождение обители
Все чаще появляется в сердцах.(слайд 40)
А из руин степенно, мощно
И уже внушительно
Мужской Флорищев монастырь
Сияньем куполов
Наш завораживает взгляд.(слайд 41)
Так повелось
По воле Божьей
Совсем не суетно вокруг
Жизнь за монастырскою стеною
В духовность прихожанам очищает путь.
Здесь все размеренно,
По монастырскому уставу
Уже который день за днем,
За годом год.
Обитель возвращает
Свою былую славу.
Ту, что имела
Из покон веков.(слайд 42)
Из Москвы, и самых разных мест
Едут люди в поисках покоя,
Чтоб услышать колокольный звон окрест,
Что эхом слышен за рекою.
С верою войти в воскресший храм,
Свечи к образам поставить восковые.
Осознать, что прикоснулся сам
Ты еще к одной жемчужине России.(слайд43-46)
6. Учитель: Мы совершили с вами виртуальную экскурсию в монастырь Флорищева пустынь. Я предлагаю вам мини-викторину :- Откуда пошло название Флорищева пустынь?
- Кто были первыми иноками, пришедшими на эту землю?
- Как звали первого устроителя монастыря Флорищева пустынь?
- Какие строения входят в архитектурный ансамбль Свято-Успенского монастыря?
- Кто является последним наместником нашего монастыря?
- Молодцы. Хотели ли бы вы посетить монастырь? Что ж на следующем уроке мы совершим реальную экскурсию в наш монастырь. Но чтобы ее осуществить, мы должны выработать правила поведения в монастыре. Вам предлагается поделиться на группы и разработать эти правила.
7. Работа в группах. Озвучивание правил поведения в монастыре. Особое внимание детей обратить на внешний вид при посещении монастыря.
8. Рефлексия.
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске красные кружочки, если не очень- синие!(карточки заранее раздаются детям)
9. Домашнее задание: : разработать мини-проект «Достопримечательности моего поселка».
Дополнительный материал к уроку учителю.
О МОНАШЕСКОМ ОБЛАЧЕНИИ
Облачение в монашеские одежды - это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизнистарец Иосиф АфонскийЧерное монашеское облачение… У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы. По какой причине отличается оно от обычной мирской одежды? Почему оно именно черного цвета? Есть ли у него какое-то символическое значение? Святые отцы говорят нам, что подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2, 3), облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению апостола Павла (Ефес. 6, 11). Кроме того, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что красивая, яркая одежда не подходит для плачущих о своей умершей душе1; им подходит одежда черная, в которую люди облекаются в знак своей глубокой печали.
Прекрасно объясняет значение монашеских одежд, как и самого монашества, и древний писатель-подвижник - святитель Симеон Фессалоникийский: "Священнейший образ монашеский… называется также одеждою покаяния, как (образ жизни) скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия, не только не увлекающейся никакими мирскими помыслами, и словами, и делами, но и отрешающейся, и бегущей от мирских забот… Потому-то и темны одежды монаха, что помнит он о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной - нетленной жизни, к которой и стремится усильно. Посему-то тот, кто есть истинный монах, по Павлу, и здесь Христа любит так, что ничто не может разлучить его от любви ко Христу (Рим. 8, 35), и разрешиться желает и со Христом быти (Филип. 1, 23)". Таким образом, черный цвет всей монашеской одежды отнюдь не случаен. Также и все части монашеского облачения имеют свое символическое значение. Рассмотрим их в том порядке, в каком они надеваются во время монашеского пострига.
Прежде всего, - власяница или хитон. Сейчас так называется длинная рубашка из простой ткани, а раньше власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти (отсюда и ее название) и надевалась на голое тело, причем жесткий волос все время больно его колол. Это постоянно служило для монаха напоминанием о необходимости безропотного терпения всех жизненных трудностей, поношений от людей, разнообразных скорбей и бед.
Поверх власяницы игумен, совершающий пострижение, надевает на постригаемого параман. Это небольшой четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, а также с изображенными на нем словами святого апостола Павла из его послания к галатам: "Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу" (Гал. 6, 17). Согласно чину монашеского пострига, параман является символом обручения великого ангельского образа и подъятия на себя благого ига Христова, во исполнение слов Самого Спасителя: "Да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми" (Мк. 6, 34).
Вместе с параманом надевается на постригаемого и крест (обычно простой, деревянный) - в воспоминание крестных страданий Господа и в знамение последования Ему в несении своего креста, то есть терпения всех случающихся скорбей и страданий.
Затем надевается подрясник (черное платье), своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты, а также слова святого апостола Павла: "Вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу" (Филип. 3, 8).
Пояс, по объяснению преподобного аввы Дорофея, также имеет свое символическое значение. Прежде всего, по словам преподобного, он является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию, ведь и в обычной жизни мы, желая приступить к какому-либо делу, сначала опоясываемся и уже потом начинаем трудиться; недаром и Господь в Евангелии говорит: "Да будут чресла ваша препоясана" (Лк. 12, 35). Во-вторых, поскольку пояс в древности делался из кожи убитых животных, можно считать его и символом умерщвления похоти, а также напоминанием слов апостола: "Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую…" (Колос. 3, 5).
Следующая одежда - ряса, называемая в чине монашеского пострига "ризой веселия и радования". Это одеяние знаменует собой отложение всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование, приобретаемое монашествующим благодаря стяжанию благодати Святого Духа через исполнение обета послушания, вновь вводящее в теснейшее духовное общение с Господом.
Вслед за рясой надевается мантия, которая в чине пострига именуется "ризой спасения" или "одеждой нетления и чистоты". С одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. У мантии нет рукавов, что знаменует собой то, что у монашествующего ни руки, ни другие члены тела не свободны для мирской деятельности, для греха. Кроме того, мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу. "Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество - это ангелы. Они должны летать", - говорил современный подвижник благочестия, молитвенник и исповедник архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).
Святые отцы сравнивали мантию и с епанчами (широкими плащами) воинов, которые были похожи на царскую багряницу2 и по которым все узнавали, что они служат царю. Так и мантия является знаком того, что монах - это воин Христов и потому обязан терпеть все страдания, какие и Христос претерпел за нас. "Ибо когда Владыка наш страдал, - пишет преподобный авва Дорофей, - Он был одет в багряную ризу, во-первых, как царь, ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих, потом же - и как поруганный нечестивыми людьми. Так и мы даем обет переносить все страдания Его. И как воин не должен оставлять службы своей для того, чтобы сделаться земледельцем или купцом, ибо иначе он лишится своего сана, так и мы должны подвизаться, и не заботиться ни о чем мирском, и служить единому Богу".
Клобук в чине пострига именуется шлемом спасения и непостыдного упования, согласно словам святого апостола Павла: "Оболкшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения" (1 Сол. 5, 8). И в другом месте у него же говорится: "И шлем спасения восприимите во еже возмощи стати противу кознем диавольским" (Ефес. 6, 11,17).
Обувается при пострижении монах и в сандалии, "чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной", - говорит святитель Симеон Фессалоникийский.
Наконец, вручаются монашествующему четки, называемые при этом мечом духовным, и завещается непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою: "Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"". По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), упражнение в непрестанной молитве является обязанностью каждого инока, возложенной на него заповедью Божьей и иноческими обетами. А святитель Иоанн Златоуст говорит: "Братия! Умоляю вас, не допустите себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы или презреть его. Инок, употребляет ли пищу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что другое делает, должен непрестанно вопить: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" Чтобы имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающаго сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два - едино".
Принимает монашествующий при постриге также крест и свечу. Крест - как символ веры и напоминание слов Господа: "Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми" (Мф. 16, 24). Свеча же - как символ того, что новопостриженный должен чистым и добродетельным житием стать "светом миру", по слову Спасителя: "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех" (Мф. 6, 16).
Таково облачение тех, кто сподобился пострижения в малую схиму или мантию. Те же, кто принял постриг в великую схиму или великий ангельский образ, принимают еще куколь с аналавом и великий параман.
Куколь - это маленькая остроконечная шапочка, на подобие тех, какие надевают на младенцев. Для монашествующих же куколь - это напоминание о необходимости стяжания младенческого незлобия, ведь, по слову Господа, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). "Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте", - говорит также апостол Павел (1 Кор. 14, 30). Младенец незлобив: если его обесчестят, не гневается, если что-то отнимут, не печалится, если похвалят, - не тщеславится. Он не мстит за оскорбление и не ищет славы. Также, куколь - это символ благодати Божией. Как куколь покрывает и греет голову младенца, так и благодать Божия покрывает ум подвижника и помогает ему молиться и противоборствовать страстям.
Аналав же, или малая схима, - это схимническое облачение, спереди и сзади крестообразно имеющее знамение креста, или, точнее, изображающее собой самый крест, и знаменующее полную смерть для мира и всего мирского.
Схимнический параман отличается от монашеского бoльшими размерами и "многокрестием" (включает в себя 40 вязанных крестов).
Итак, можно сказать, что все облачение указывает монашествующим на обязательные для них добродетели: подражание Господу нашему Иисусу Христу в смиренном и безропотном перенесении всех прискорбностей и страданий, кротость, незлобие, всепрощение, целомудрие и, конечно же, непрестанную молитву. Кроме того, преподобный Симеон Фессалоникийский делает и еще одно примечательное сравнение. Он говорит, что, поскольку монах является как бы мертвым для мирской жизни, то, можно сказать, что мантия символизирует собой гроб, а подрясник и власяница - погребальные принадлежности. Куколь знаменует собой головной сударь3, параманом же и другими одеждами изображаются крестные страдания Спасителя, ведь и монашествующий как бы распинается для мира и дает соответствующий обет. А вообще весь монах (а равно и схимник) в облачении уподобляется распятому за нас, умершему и повитому погребальными пеленами и сударем Господу. Все это является для монашествующего постоянным напоминанием главной его цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее, воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ, о которых говорит святой апостол Павел: "Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9).
"Итак, - заключает преподобный авва Дорофей, обращаясь к монашествующим, - будем жить сообразно с одеянием нашим, чтобы, как сказали отцы, не оказалось, что мы носим чуждое одеяние".
Пословицы о монашестве.
Будь истинным монахом, и Господь не оставит тебя.
Работающего монаха искушает один бес, а на праздного нападает бесчисленное множество.Пост и молитва – доктора монахов.
Монаха, как ни черни – но он всё равно чернее мантии не будет.
Монаху нечего терять, когда придётся умирать.
Монахов много грешников, но немногие из них погибают.
Ангелы – свет инокам! Иноки – свет мирянам!
Все видят монаха скачущим, никто не видит плачущим.
Монах – то ох, а с монахом Бог.
ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО.
Монашеские обеты
Исполнение заповедей Господних - это узкий тернистый путь к жизни вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают здесь благочестивого христианина. Тем, кто на пути веры, нравственного совершенства и любви почувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, Церковь предлагает особые средства к победе над страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы для желающих преуспеть в нравственном совершенстве.
В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: "Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного.Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19, 11 - 12).Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).
Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. "монахос" - одинокий, отшельник) или иноками.
Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе - новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.
Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина - иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: "Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святого Собора. Како бо даст иному, его же сам не имать" (гл. 82).
Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.
Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле. "И аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется" (Номоканон, гл. 79). О "приимце", иначе - восприемнике, который бы принял новопостриженного монаха в послушание и имел бы попечение о его духовном спасении, сказано: "Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители..." Иногда в монастырях вместо нескольких старцев назначается один, общий для всей братии, духовник.
Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом требнике.
Последование одеяния рясы и камилавки.
После возгласа священнодействующего указано читать Трисвятое, "Отче наш" и покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи", потом полагаются две молитвы. В первой иерей благодарит Господа за то, что Он избавил раба сего от суетной мирской жизни и призвал к ангельскому житию. Во второй просит Господа "облецы раба освящения одеждою, целомудрием препояши чресла его, всякаго воздержания покажи его подвижника". По окончании молитвы посвящаемый крестообразно постригается при произнесении слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Затем на постриженного надеваются, без произнесения слов, ряса и камилавка. Посвященный в рясу называется рясофорным. Ряса - это одежда покаяния (греч.:- поношенная, ветхая одежда, вретище). Камилавка (греч.-жар укрощающая) - шапка, укрощающая жар; или по другому толкованию (от греч. "камйлиос" - верблюжий) - шапка из верблюжьего волоса, означающая укрощение, умерщвление плоти. Плат над камилавкою называется "подкапок". Все одежды монашеские своим черным цветом и безыскусностью напоминают о смиренном, уединенном, нестяжательном житии в покаянии о грехах своих.Пострижение волос совершается, чтобы "отъятием нечувственных власов соотложить и бессловесныя мысли, и деяния и сподобиться восприяти благое и легкое иго Господне и взять крест и последовать Владыке Христу".
Последование малой схимы, или мантии
Чинопоследование пострижения в малую схиму (греч. "то микрон схима" - малый образ) совершается на литургии. При чтении часов, перед литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред "святые двери", преклоняет здесь колени, затем кланяется братии и настоятелю обители. После этого выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в преддверии в одной власянице, не опоясан, не обувен, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.Во время пения антифонов по входе на "Слава, и ныне" поется тропарь: "Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизследываемое взирая щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою".
Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает кающегося как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: пройдя западные двери, в середине храма и перед царскими дверями, то есть перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.
На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые отзовутся ему в последний день воскресения.
Затем он вопрошает пришедшего: "Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?" Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Получив ответ: "Желая жития постническаго, честный отче", опять спрашивает: "Желаеши ли уподобитися ангельскаго образа и вчинену быти лику монашествующих?" - "Ей, Богу содействующу, честный отче", - смиренно отвечает послушник; настоятель же одобряет его благое намерение такими словами: "Воистину добро дело и блаженно избрал еси: но аще и совершиши е; добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются".
Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: Вольною или невольною мыслию приступает к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании к настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознанием своей немощи и упованием на благодатную поддержку: "Ей, Богу содействующу, честный отче".
Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас зрак раба. В конце еще раз спрашивает: "В сих обетах пребывати обещаешися ли даже до конца живота, благодатию Христовою?" - "Ей, Богу содействующу, честный отче", - звучит ответ.
Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие щедрого Бога, сказавшего Израилю: "Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе"; укрепляет дух нового брата обетованием небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.
Постригаемый преклоняет колени и склоняет голову, игумен возлагает на его голову книгу (Большой Требник, или Последование пострижения) и читает молитву, в которой просит Господа, признавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, - оградить и этого раба Своего, силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избранных.
Затем игумен, указывая ему на святое Евангелие, лежащее на аналое, говорит: "Се, Христос невидимо здесь предстоит; виждь, яко никтоже ти принуждает прийти к сему образу; виждь, яко ты от своего произволения хощении обручения великаго ангельскаго образа". Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: "Возьми ножницы и подаждь ми я" - трижды подает ему ножницы от святого Евангелия и целует его руку.Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: "Се, от руки Христовы приемлеши я; виждь, кому сочетаваешися, к кому приступаеши и кого отрицаешися". Затем, взяв ножницы от святого Евангелия, постригает волосы на его голове крестообразно, произнося: "Брат наш (сестра наша имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Пострижение волос, отъятие их от головы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру. При пострижении произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Перечень принятых для монашеского чина имен предлагается в конце Большого требника. Часть из них отсутствует в церковном Месяцеслове, поэтому игумен должен сообщить новопостригаемому день, когда празднуется память его нового небесного хранителя.
При тихом пении всей братии: "Господи, помилуй" начинается облачение нового инока в одежды его чина руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение, с призыванием имени Триединого Бога. Сперва надевается хитон (власяница) со словами: "Брат наш облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания".Затем надевается параман, т. е. четырехугольный плат с изображением креста, носимый на персях или раменах. "Приемлет параман во обручение великого образа и знамение Креста Господня". Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается иноку во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С параманом возлагается Крест, в воспоминание крестных страданий Господа и Смерти Его и в знамение последования Господу, т. е. претерпевания всех скорбей и страданий. Затем он одевается в рясу, одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: "Брат наш (сестра наша) облачися в ризу радования во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая иноку о смерти и плаче, именуется "ризою радования", потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.
Потом монах при словах игумена: "Препоясует чресла свои силою истины, в умерщвление тела и обновление духа", - надевает пояс, чтобы, крепче стянув свое плотское естество, в бодрости и духовной силе всегда творить заповеди Божии и соблюдать лично данное ему послушание.Далее он облачается в мантию (п а л л и и), что знаменует обручение ангельского образа. Игумен говорит:."Приемлет паллий, обручение великого и ангельского образа, в одежду нетления и чистоты". Мантия - знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, свободно развеваясь при ходьбе, она напоминает крылья ангела, сообразно монашескому образу.Затем надевается клобук или камилавка, или "плат камилавки, еже имать покрывало". Впрочем, камилавку новопостриженный мог иметь и раньше, но клобук надевается только при пострижении в малую схиму. (По иному чинопоследованию сперва надевается шлем спасения (кукуль), а потом паллий.) Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится найти в монашестве укрытие от соблазнов: отвратить очи, закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мирской, "покрывается шлемом надежды спасения и покровом послушания".Теперь постригающийся в малую схиму обувается в сандалии (каллиги) при возглашении игумена: "Обувается в сандалия во уготовление благовествования мира".
Наконец, постригающемуся в малую схиму дается вервица, т, е. небольшая веревка с многими узлами, или нанизанными на нее деревянными, костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершенные молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу.Игумен произносит: "Брат наш приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, в всегдашней молитве Иисусовой; всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго".Настоятель с молитвой дает Крест в правую руку инока, напоминая ему слова Христовы: "Рече Господь: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе и возмет крест свой и да последует Мне". Он дает ему зажженную свечу, с которой тот должен стоять всю литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит: "Рече Господь: тако да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех".
По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, чтобы сопричел к словесному Своему стаду, очистил его мудрование от плотских похотей и дал бы ему непрестанно вспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся, житием монашеским, ради Царствия Небесного.Если пострижение совершается не на литургии, далее возглашается мирная ектения, в которой возносятся моления о принявшем монашеский образ. После возгласа: "Яко свят еси, Боже наш..." поется: "Елицы во Христа крестистеся..."; затем поется прокимен и читается Апостол (Еф. 6, 10 - 17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуйария читается Евангелие (Мф. 10, 37- 38; 11. 28-30), где благовествуется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери. и что тот, кто не. ддет во след за Господом, недостоин Его.Потом читается краткая ектеиия: "Помилуй нас, Боже". Затем постриженному даются свеча и Крест, а иеромонаху вручается еще и Евангелие. В завершение чина пострижения бывает братское целование при пении стихиры: "Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына, преблагий отец, предусред лобызает". Затем следует отпуст.
Если пострижение совершается, на литургии, то по облачении новопостриженного и цо молитве о нем игумена совершается Божественная литургия обычным чином. Во время причастна духовник берет у стоящего перед иконой Спасителя инока Крест и свечу и он, приложившись к святому. образу, приобщается святых Божественных Тайн.
Чин пострижения в великую схиму
Принятие великого ангельского образа (греч.- ту мегалу ангелику схйматос", "великой схимы), - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1, 23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.
С вечера в алтарь вносятся ризы желающего принять святой образ и полагаются у подножия, дабы они освятились отблизости трапезы Господней. На утрени в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа, снимает с головы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием произносит отпустительный тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: "Хотел слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя"."Кто обуреваем и притекаяй к пристанищу сему не спасется? или кто, болезнуя и припадая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя"."Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибегаю. Пастырю доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя".
Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются в чине малой схимы: "Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?" и т. д. и при этом вопрошает: "Отрицаешися ли мира, и яже в мире, по заповеди Господней?"После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель; велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Теперь следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: "Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа". При облачении в мантию говорит: "Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа". Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (греч. "то кукулион" - шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает голову и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит:
"Облачится в куколь беззлобия, в шлем спасительнаго упования". Затем возлагается а нала в (греч. - "аналамбанин" - воспринимать) - такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыце Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира - братским приветствием.
Если пострижение совершается не за литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благосостоянии духовном и пение крещального стиха: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйа", после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6, 10 - 17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.
Братия, приветствуя нового своего сподвижника целованием мира, поет: "Познаем, братие, таинства силу: блуднаго сына, от греха востекшаго к отчему дому, преблагий отец, встретив, лобзает и вновь дарует ему познание своей славы, и совершает таинственное с горними пиршество, закалая тельца упитаннаго, дабы мы достойно сожительствовали и предавшему его на заклание, человеколюбивому Отцу, и славной сей жертве - закалаемому Спасу душ наших".В последовании великого ангельского образа находится еще молитва "во еже сняти кукуль". Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.
В Большом требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.Монах - священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).
.