Элективный курс Охраняемые природные территории Алтая


Рассмотрены на заседании Утверждаю: методического объединения Директор школы «__»_________ 20__года ____________А.Н.Гузеев протокол № «__»__________ 20__года Председатель методической комиссии ____________/И.В. Грисько/
Элективный курс«Охраняемые природные территории Алтая»
Автор: Нагайцев Сергей Юрьевич, учитель биологии и химии вечерней школы № 1, г. Рубцовск
«Берегите Землю!
Берегите…»
М.Дудин
Предметы: биология, география, экология
Классы: 6 - 11 классы
Курс на 18 ч (1 ч в неделю)
Пояснительная записка.
Задача элективного курса «Охраняемые территории Алтая» расширение и углубление знания о природных зонах, животном и растительном мире, который нуждается в защите и охране, о роли животных и растений в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия; привести к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного и растительного мира, в реализации практических мер по его воспроизводству и охране.
Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и отдельных видов.

Охраняемые территории – это, прежде всего наша Родина, наше достояние, которое стоит беречь, преумножать. Знакомство с заповедниками даст возможность раскрыть глаза на величие нашей Родины – её необыкновенные красоты и истинные жемчужины природы, воспитает чувство долга, патриотизма и восхищения родной страной и малой Родиной.

Курс предусматривает ознакомление с действующими законами, постановлениями об охране животного и растительного мира, что позволит пополнить арсенал правовых знаний учащегося.

Элективный курс включает организацию ряда семинаров, практических работ, разработку учащимися проектов и презентаций. Это способствует прочному усвоению учащимися знаниями, умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а так же подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Этап предпрофильной подготовки - это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. У учащихся складывается первое представление о творческой, научно исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Тематический план
№ппТема занятия Кол. часов Вид занятия
1 Разнообразие природных зон Алтая. Многообразие растительного и животного мира Алтая. Условия обитания. 1 Беседа, просмотр фильма
2 Воздействие человека на дикорастущие растения и численность животных. 1 Практическая работа
3 Охраняемые территории (заповедник, природный биосферный заповедник, заказник, национальный парк и др.). История. 1 Лекция
4-6 Алтайский заповедник 3 Беседа, просмотр фильма
7-9 Биосферный заповедник «Катунский» 3 Беседа, просмотр презентации
10-12 Заповедник «Тигирекский» 3 Беседа, просмотр фильма
13 Заказники Алтая, Памятники природы 1 Беседа, просмотр фильма
14 Ленточные боры и другие ООПТ 1 Беседа
15 Научная работа по охране природы. Восстановление численности растений и животных. Кто работает в заповедниках. 1 Обсуждение
16 Государственные акты по охране природы. Международная деятельность РФ по охране природы. 1 Лекция
17 Охрана природы и туризм. 1 Практическая работа
18 Подведение итогов. 1 Сдача творческих работ
Учащиеся должны знать:
определения понятий – ООПТ (особо охраняемые природные территории, заповедник, заказник, национальный парк);
заповедники Алтая
принципы организации заповедников
о современном состоянии растительного мира Алтая
о современном состоянии животного мира Алтая
лимитирующие факторы
правила охраны
основные правовые документы
кто работает в заповеднике.

Учащиеся должны уметь:
объяснять необходимость видов
объяснять необходимость создания ООПТ
описывать виды растений и животных
заботиться о птицах зимой
работать с литературой.

Формы и методы работы (аудиовизуально – кинестетические):
семинары, лекции, презентации, защиты проектов, практические работы, просмотр видеофильмов, составление схем, таблиц.Примерный план составления рассказа о заповеднике:
история создания
географическое положение
общее описание природных условий
охраняемые растения
охраняемые животные
научная работа
разработка эмблемы.
Примерный план описания животного (растения):
название русское/латинское
отряд (порядок), семейство
статус
особенности обитания
особенности строения
лимитирующие факторы
меры охраны.
Возможные лабораторные работы:
моделирование последствий различных воздействия человека на природу.
проектирование природоохранного и щадящего туризма
Список литературы:
Газета «Природа Кулунды»
Энциклопедия «Экология, М.Аванта+, 2001»
Журнал «Биология в школе» №8-2001 «Всемирное природное наследие. Российская часть»
Журнал «Биология в школе» №3-1999 «Природные заповедники России»
Журнал «GEO» №8-2000 «Заповедники России»
Greenpeace «Природное наследие России»
«Сто великих заповедников и парков», М. «Вече» 2002
Сайты (гиперссылки):
http://www.floranimal.ruhttp://www.nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/7/behavior/start.htmhttp://www.prirodasibiri.ru/?id_page=15&id_razd=66http://www.altzapovednik.ru/http://www.outdoors.ru/region/altay/index.phpfile://localhost/D:/Нагайцев/Животные%20Алтая/Растительный%20мир%20Алтая%20(флора),%20животный%20мир%20Алтайского%20края,%20фауна,%20Барнаул,%20птицы,%20животные,%20алтай.htm#flora2http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=904http://oopt.info/tigirek/index.htmlhttp://tigirek.asu.ru/http://katunsky.h1.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайский_крайhttp://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/Презентации (в приложении):
Катунский биосферный заповедникФильмы (в приложении):
Путешествие в Тигирекский заповедник (22 мин)
Памятники природы Горной Колывани (18 мин)
Природные особенности предгорной зоны Алтайского края (15 мин)
Природные особенности западной равнинной части Алтайского края (21 мин)
Животный мир Горного Алтая (Алтайский заповедник)
Мгновения природы Алтая (Алтайский заповедник)