Конспект урока по литературному чтению Славянский миф


Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема урока: «Особенности славянского мифа»





Тема урока: «Особенности славянского мифа»

Цель урока: познакомить с особенностями славянского мифа ;учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память ,речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Предметные: прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре)

Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Гульфина Мунировна.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
II. Речевая разминка
-Прочитайте про себя отрывок из «Книги Коляды», которая является собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.
Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звёзды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи тёмные – да из дум Его.
Ветры буйные – из дыхания.
-Давайте прочитаем этот отрывок хором тихо.
-Прочитаем отрывок громко.
-Кто прочитает нам его серьёзно?
-А теперь с радостной интонацией.
-Теперь тихо, шёпотом.
-Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.
III. Проверка домашнего задания
IV.Работа по теме урока
1.Постановка учебной задачи
-Прочитайте текст речевой разминки ещё раз. Подумайте, о чём в нём идёт речь.
(О сотворении мира.)
-Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. (Славянский миф.) Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите о чем это произведение.
2. Словарная работа
-Ребята, посмотрите на экран, нам в тексте встретятся трудные, не совсем понятные слова ,поэтому давайте уточним их значение:
Во мраке и стуже- глубокая, непроглядная тьма, холод
Кромешная тьма - беспросветная темнота
Живоносный свет- несущий жизнь, оживляющий
Палящая жизнь- очень жаркая, обжигающая
Вертеп- устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском; потаённое место
Дубравные звери- лесные звери
3. Знакомство со славянским мифом
(Чтение мифа учителем.)
— О чём рассказывается в мифе?
— Какие чувства вызвало это произведение?
V.Физкультминутка для глаз
VI. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение славянского мифа.)
-Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?
-С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок. (“ Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она.”)
-Любы ли Земле речи бога Ярилы?
-Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют её? Как изменяется Земля?
-Как появляется человек?
-Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает своё дитя?
-От чего же опечалились Мать Сыра Земля?
-Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?
-Скажите,пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? (О смене времён года, происхождении человека, сотворении мира.)
-Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило- бог Солнца,любви,весны.)
-Что такое миф? Прочитаем на с. 40 учебника.
-Чем отличается миф от сказки? Как вы думаете?
(Сказка- это изначально установка на вымысел, т.е когда сказитель рассказываль слушателям сказку, все знали, что это вранье, выдумка для веселья, но когда люди придумывали мифы они искренне верили, что земля таким образом была создана, что человек таким образом был создан, т.е миф- это объяснение того, как устроена земля, когда еще не было науки, люди в такой поэтической форме давали себе объяснение.)
-Кто такие древние славяне? (Далёкие предки трёх народов-русских, белорусов и украинцев.)
Творческая работа
Подготовьте устный ответ на вопросы:
-Что объясняет народный миф о солнце? ( Происхождение мира,
смену времен года, появление на земле огня)
- Как объясняет миф появление растений и животных?
(Растения животные и человек – дети Матери- Сырой –Земли и бога солнца
Отца- Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: « И все
жило и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу- Яриле и Матери-
Сырой- Земле)
-Как объясняется в мифе появление ума у человека? ( Ум у
человека появился от удара по голове « золотой вожжей- яркой молнией»)
-Какие средства использованы в тексте?
-эпитеты ( « синие моря», « Мать- Сыра- Земля», « солнце
красное», « бог светлый», « речь крылатая»).
- метафоры ( « пламень взора…пронизал слои мрака», « взор
прорезал тьму»).
-олицетворения ( « Мать- Сыра- Земля от сна проснулась…стала
тосковать»).
Тестовые задания
1. Главными героями Народного мифа о Солнце являются:
а) Мать-Сыра-Земля;
б) бог ветра Стрибог;
в) бог грозы Перун;
г) светлый Яр (Ярило);
е) богиня весны Лада;
ё) человек.
2. Какие явления природы объясняет Народный миф о солнце?
а) смену дня и ночи;
б) появление радуги;
в) смену времён года;г) появление огня.
3. Чьим сыном является человек в Народном мифе о Солнце? (Ответ
напишите)
4. Распределите имена богов в соответствии с мифологией:
А) Зевс; а) славянская мифология;
Б) Перун; б) древнегреческая мифология;
В) Ра; в) древнеегипетская мифология;
Г) Брахма. г) древнеиндийская мифология
VI. Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали?
VII. Рефлексия
-На этом уроке я похвалил себя за то...
-После этого урока мне захотелось…
Д/з стр.40,1-3 вопросы