Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)

Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками
критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
Н.Назарбаев [1]

Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому учитель может перестать совершенствоваться. Как построить современный урок? Как сделать так, чтобы он вооружал учащихся не только знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивало творческое отношение к действительности?
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления развивает интеллектуальные способности учащихся. Данная технология принята мной, стала частью проблемного обучения на уроках и получило отражение в моей методической теме : «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы», работу над которой я начала 2012 году.
Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в  педагогике  целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) [2,15-20].
Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.
Мышление- это всегда активный процесс, как говорил Леонтьев: мышление начинается с «презентации»; объект презентируется сознанию; мышление всегда протекает на уровне осознанного (Леонтьев).
Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. (Л. Выготский)
Итак, мышление начинается с проблемной ситуации, мышление – это аналитико-синтетическая деятельность.
Махмутов М.И. в своей статье "Интеллектуальный потенциал россиян" пишет, что наиболее ценными в педагогике считаются такие виды мышления как: логическое, творческое и критическое, отражающие высший уровень интеллектуальных способностей человека. Именно их развитие является одной из важнейших задач педагогики. Логическое мышление - это мышление, совершаемое по правилам мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и так далее). Творческое мышление характеризуется еще и наличием внезапной догадки, инсайта, интуиции, итогом которых считается новый продукт (мысль, изобретение).
Критическое мышление можно определить как способности человека:
а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;
б) сознавать истинность или ложность теории, положения, нелогичность высказывания и реагировать на них;
в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного, анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет и задачу, показывать образец высказывания, поведения и так далее.
Критическое мышление является неотъемлемым компонентом творческого и логического мышления и не существует вне связи с ними. [3, 91-100].
В педагогике и психологии существуют различные подходы определения критического мышления: «Критическое есть аналитическое, творческое, рефлексивное и понимающее, способное интерпретировать и оценивать скрытое в послании, а также принять позицию по отношению к нему» ( Дж.Дьюи) [4 ]. .
Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Дэвид Клустер выделил несколько признаков критического мышления:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
Все пять пунктов определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, по мнению педагогов, письменная работа, – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1.  Готовность к планированию.
2.  Гибкость.
3.  Настойчивость.
4.  Готовность исправлять свои ошибки.
5.  Осознание.
6.  Поиск компромиссных решений. [6]. .
Таким образом, из множества определений критического мышления, в них можно увидеть близкий смысл. Критическое мышление означает мышление рефлексивное, оценочное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Поэтому критическое мышление должно быть стратегической основой для постоянного образования людей. Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.
Технология эффективна и дает хорошие результаты, с каждым применением я убеждаюсь все больше. Главное для меня в этом – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов
Это именно та технология, которая дает мне возможность реализовать основные направления модернизации образования:
- деятельный характер образования
- личностная ориентация
-востребованность результатов образования в жизни
Технология «Развитие критического мышления» позволяет мне развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Уроки с применением методов и приемов развития критического решения проходят в три стадии:
Стадии (фазы)учебного занятия
Стадии
Задачи
Содержание

Первая стадия «Вызов»






1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия
«Осмысление»
(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»
1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.
Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. [7,17-21]
Именно простотой формы, вписывающейся в систему проблемного обучения, меня привлекла эта технология. Любой урок русского языка, литературы можно подчинить этим трём стадиям. Часто, используя только элементы технологии критического мышления мы вместе с учениками добивались успеха в поиске.
        Подробнее хочу остановиться на методах и приемах технологии критического мышления [8,10-18], которые применяются мною на уроках:
     Кластеры. Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Деепричастие
                                 Признаки глагола                     Признаки наречия
                              Обр. от глаг.                   Обозн. добав. действ.                     
                        Сов. В.     Несов. В.           Не изменяется        
Явл. обстоят.
Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:
Известная информация
Новая информация




Инсерт  (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)
Дневники (записи ведем так)
Цитата
Комментарии








Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй  план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным).  Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.
     Требования к такому уроку:
1. Текст не должен быть знаком учащимся.
2. Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.
3. Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.
4. Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.
    Рекомендуется :
1.Задавать простые вопросы (назвать факты, воспроизвести информацию).
2.Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется)
3.Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.
4.Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)
5.Оценочные вопросы.
6.Практические вопросы.
Синквейн- в переводе с французского слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
     -На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.
     -На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
     - На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
     -Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
- Прием “Корзина” идей, понятий, имен
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
-Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме.
-Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
-Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
-Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
-Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием “Пометки на полях”
Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком “галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
Знаком “плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком “минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком “вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Прием «Пирамида» помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков литературы. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:
1.Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
2.Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».
3Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста.
4.Написание полноценного текста.
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради.
Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка – и три слова о месте и времени действия.
Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.
Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях.
Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа.
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.
Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва.
О чём.
Особенности.
Место и время.
Главные события.
Главные герои.
Ваши эмоции.
Дополнение к п. 1
Собственное мнение о прочитанном.
Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:
Можно менять формы слов, части речи, число и род;
Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию. Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения. Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога. «Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных проблем.
Прием «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, лекция учителя) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема  «Верите ли вы» я использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии, портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского предлагаю такие утверждения:
- Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников и.т.д. При изучении биографии я использую и прием прогнозирования. Так в стадии вызова на уроке «Жизнь и творчество Пушкина» предлагаю ученикам прочитать стихи поэта, расположенные не в хронологической последовательности. Затем следуют задания: 1) расположите эти произведения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихи. После высказывания учащимися прогнозов сообщаю правильную последовательность стихотворений и говорю о том, что каждое из них соответствует определенному этапу жизни Пушкина. Далее следует рассказ о жизни и творчестве поэта.
Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Заданный ученикам вопрос по тексту художественного произведения является для меня способ диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Прочитайте вопросы учебника.
- Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?
Чтение с остановками также удачно вписывается в уроки литературы. Данную стратегию я использую и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаю учащихся к размышлению.  
 Рефлексивные вопросы. Этот прием заключается в наборе вопросов, которые можно задавать на стадии рефлексии. Набор рефлексивных  вопросов, которые я задаю ученикам:
- Что показалось вам сегодня трудным?
- - Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Были ли моменты недовольства собой?
Выводы.
     Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.
     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.
     И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка
усвоения.
     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Работая над данной темой,  с  2012 года, я уже накопила определенный опыт в применении приемов на уроках, которые считаю результативными. Показатель качества знаний моих учеников  по русскому языку и литературе сравнительно вырос. Учащиеся свободно строят опорные схемы, создают кластеры, синквейны и др. Овладев умениями самостоятельной работы с текстами, ученики самостоятельно работают со справочной литературой используя приемы «инсерт», «взаимопроверку», «взаимообучение» и др.
Как учитель-практик хочу сказать, что технология развития критического мышления  очень эффективна в процессе обучения, учит детей мыслить творчески, развивает воображение, заставляет работать мыслительную деятельность, анализировать, сравнивать, и добывать качественные знания.
ПРИМЕНЕНИЕ: При изучении темы «Русские народные сказки» в 5 классе предлагаю детям определить значение слова «сказка» на основе составления синквейна. Учащиеся размышляют следующим
1. Имя существительное, выраженное одним словам
1. Сказка

2. Описание темы именами прилагательными
2.Волшебная, бытовая


3.Описание действия
3. Читать, пересказывать, учить

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме
4. Сказка-ложь, да в ней намек

5. Слово-синоним
5. Выдумка, фантазия


Урок – исследование в 6 классе.
Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы».
Технологическая карта урока

1. Стадия вызова
2. Стадия осмысления.
3. Стадия рефлексии.

Парная мозговая атака.

Заполнение таблицы.
Дальнейшее целеполагание.

Стадия вызова. Парная мозговая атака.
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:
-Синонимы – это
-Синонимы должны быть
-Синонимы различаются
-А что такое паронимы
2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
Затем учащиеся читают текст «Понятие о паронимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
У этой формы работы есть ещё один резерв – это вторая и третья части
таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы (Приложение №1)
Что я знаю
Что я хочу узнать
Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Синонимы – это слова с близким значением.

Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.

Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно.
Что такое паронимы?

Как они связаны с синонимами?

Для чего нужно знать о паронимах?







2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:
А.
В.
С.
Д.

Источники информации:
1.
2.
3.
4.


Пути формирования критического мышления у учащихся 5 класса1 Возрастные особенности пятиклассников. Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье. Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость. Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от окружающих). Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе. У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Начало пятого класса сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
Советы педагогов, которые помогут поддержать ребенка в период адаптации:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, симпатию.
14. Демонстрировать оптимизм.
Таким образом, рассмотрев возрастные особенности пятиклассников, мы приходим к выводу, что следующие факторы их психологического развития обусловливают необходимость применения технологии «Развития критического мышления» на данном этапе школьного образования:
1. способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции;
2. возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учёбе;
3. у ребёнка происходит постепенное обретение чувства взрослости;
4. появляется повышенная критичность к себе и окружающим.
Педагогическая практика в свою очередь подтверждает, что формирование критического мышления к себе и окружающим является одной из главных задач педагогической науки.И учителя, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Планирую глубже изучить основу этой технологии для дальнейшего внедрения в учебный процесс,  так как критическое мышление  позволяет действительно проводить обучение С РАДОСТЬЮ.
Литература:
1.Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года
2.Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность//Перемена. 2005. № 2. С.15-20
3. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика.- 2001. - №10. – с.91-100."
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.. 1909
5.Халперн Д,. Психология критического мышления. СПб., 2000.
6.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
7.Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык. – 2005. - № 18. – С. 5 – 11; № 19. – С. 10 –



15