Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс Твои игрушки ФГОС
Автор Кравченко Л.Е
Технологическая карта
Урок «Твои игрушки»
Предмет: изобразительное искусство
Класс 3
Цель деятельности педагога Дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные ресурсы Предметные познакомится с историей глиняной игрушки, особенностями игрушек разных промыслов; уметь выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской и филимоновской росписи;
Метапредметные понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;
Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы; Личностные –
Метод и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная
Основные понятия и термины дымковская игрушка, филимоновская игрушка, декор, орнамент, народный промысел, художественный образ.
Образовательные ресурсы Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2013.
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1—4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. — М. : Просвещение, 2010
Наглядно – демонстрационный материал Мультимедийная презентации«Глиняные игрушки. Дымковская игрушка»), узоров дымковских игрушекОборудование Доска, компьютер, проектор, пластилин
Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации совзаимодействияУниверсальные учебные действия Промежуточный контроль
Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Сегодня начинается новый учебный год. Сядьте удобно, приготовьтесь работать.
Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства. (Рисование, лепка, конструирование.)
Чем рисуют художники? (Карандашами, красками, фломастерами.)
Какие виды красок вы знаете? (Акварель, гуашь, масляная краска.)
Нa чем рисуют акварелью и гуашью чаще всего? (На бумаге.)
На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (На полотне.)
Верно, на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Вот мы с вами бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия изобразительным искусством — рисованием.
Бери, художник, полотно,
Картиной станет пусть оно!
Бери, художник, карандаш,
И нарисуй мир добрый наш!
Бери, художник, в руки кисть
И нарисуй всю нашу жизнь!
Получив целевую установку, слушают учителя. Фронтальная работа
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
Изучение нового материала Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.
Просмотр мультимедийной презентации
Работа по учебнику
Физкультминутка
Пауза общего воздействия
Знаете ли вы, как возникли игрушки? С какой целью люди создавали игрушки? Каково их назначение? Слово «играть» означает — «забавлять», «развлекать». Вот и цель создания игрушек — развлекать детей, забавлять их. Игрушек существует огромное множество, но самыми первыми были те, которые сделаны из самых простых природных материалов. Например, поленце, которые девочки укачивали, как маленького ребенка, или камешки, которые гремели при их пересыпании из рук в руку.
— Перечислите, какие вы знаете названия игрушек. (Ответы школьников.)
Вот вы и сами убедились, какое разнообразие игрушек существует на свете - от простых палочек и шариков до плавающих и бегающих зверей, от огромных самосвалов и автомобилей до елочных.
Сегодня вы узнаете подробнее об игрушках, которые относятся к направлению «народный промысел».
(Демонстрация поделок народных промыслов.)
Есть в России город Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Неподалеку от Вятки находится и посей день село, которое называется Дымково. Свое название село получило оттого, что над крышами всех его изб почти постоянно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымкова является изготовление глиняных игрушек — кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали дымковские мастера свои поделки и высушивали их на печке - чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда и получило село свое название — Дымково. А поделки, что выпускались в этом краю, получили свое название по географическому месторасположению — дымковские или вятские. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми.
Ни одна выставка народных промыслов не обходится без того, чтобы там не были представлены глиняные игрушки из села Дымково. Этот народный промысел хорошо знаком всему миру. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками — красочными, празднично нарядными, пестрыми, как осенний букет. Они широко представлены в музеях, о них написано много книг, о них хорошо знают и дети, и взрослые. Давайте сделаем маленький экскурс в историю вятской игрушки.
И так, в селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки — петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей - нарядные прически, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки, воротнички. Но не уступали им в красоте и фигурки зверей. Дымковские кони и индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. Например, у индюка можно увидеть хвост, как у павлина, белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные и с золотом. Во всех этих красочных образах отражались присущие русскому народу удаль, оптимизм, любовь к сказкам и песням.
Чтобы изготовить дымковские фигурки, надо проделать много разных операций. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Но для того чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: ее смешивают с речным песком, просеянным через сито. Сушат поделки по-разному — от 2-3 дней до 2 недель в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.
Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно-белым слоем мела, разведенным на молоке. А уже потом прямо по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от четырех до восьми цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень. Поэтому красота дымковских барышень часто привлекает внимание художников своими орнаментами.
У нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит об их высокой степени привлекательности.
Дымковская поделка не только служила для украшения крестьянских домов. Ведь дымковская глина еще называется музыкальной. Потому что на Руси, как известно, живет самый музыкальный народ в мире. Если у нас нет музыкальных инструментов, то его делают из того, что найдется под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать веселые свистульки. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались - ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить свой лучший товар — наиболее яркий и веселый. Свистульки были симпатичные, привлекательные — не только простые дудочки, но и свистульки-птички, свистульки-петушки. Тогда во время ярмарки стояли в городе шум, смех, веселье и свист. А ярмарочные свистульки в торговых рядах занимали едва ли не главное место среди прочего товара.
Попробуем сами заняться изготовлением дымковской игрушки. Только в роли глины в ваших поделках будет выступать пластилин.
Основой для многих вятских игрушек — все равно, является ли она изображением человека или животного, — служил конус — поставленный или положенный на бок. Сейчас мы рассмотрим, как из конуса путем его преображения и добавления ряда существенных деталей смастерить куколку. А пока ответьте па вопросы.
- Сравните игрушку народную и современную.
— Как вы отличите игрушку народную от авторской.
Вам надо вспомнить, что на каждое занятие к нам будут приходить три брата-Мастера: Изображения, Украшения и Постройки. Давайте вспомним, какую роль играет каждый браг при изготовлении предмета изобразительного искусства.
Откройте учебники на с. 7, прочтите про себя начало страницы. А отрывки, в которых говорится о работе братьев-Мастеров, надо прочитать вслух.
(Педагог назначает трех учеников, каждый из которых читает свой отрывок текста.)
— Определите роль Мастера Изображения в создании игрушки. Приведите примеры разных изображений деталей игрушек.
- Определите роль Мастера Украшения в создании игрушки. Приведите примеры его участия в создании разных обликов игрушек.
- Определите роль Мастера Постройки в создании игрушки. Приведите примеры его деятельности.
Давайте поиграем в интересную подвижную игру, которая называется «Найди шишки, орехи и желуди».
(Педагог проходит вдоль рядов парт и говорит, кто будет «шишкой», «орехом» или «желудем». Каждый школьник выполняет определенный жест.)«Шишки» приставляют руки к ушам, растопырив пальцы;
«желуди» складывают ладони над головой домиком;
«орехи» опускают руки вперед — вниз, слегка закругляя их в локтях.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.
Отвечают на вопросы
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Личностные: имеют положительное отношение к занятиям, сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о народной игрушке
Коммуникативные: умеют слушать учителя, отвечают на вопросы, делают выводы
Устные ответы
Творческая практическая деятельность Применение новых знаний Как много кукол расписных!
И слепим мы одну из них.
Из ярких красок их наряд,
Как будто огоньки горят.
Сегодня вы побываете в роли мастеров. Игрушка, которую вы будете лепить, может быть любой: барышня, лошадка, фантастические звери и птицы. Старайтесь придерживаться орнамента, который вам показан в образце.
Индивидуальная работа Личностные: соблюдают нормы и правила поведения
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; выстраивают последовательность выполнения работы
Коммуникативные: понимают смысл задания учителя, умеют формулировать ответы на вопросы Наблюдение.
Выполнение работы
Итог урока
Рефлексия Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа
Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Что следует сделать с пластилином перед самым началом работы?
- Перечислите свойства пластилина.
- Как называется вид кукол, которых вы сегодня выполняли?
- Какие основные детали используются для оформления юбок дымковских кукол?
— Как можно оформить голову, ручки куклы?
— Что для вас было сложного в изготовлении такой куклы?
— Какие новые слова вы узнали на уроке?
— Чему новому вы научились?
— Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в изготовлении дымковкой куклы?
Рассматривают поделки, оценивают работу свою и одноклассников Фронтальная работа Личностные: обладают первичными умениями оценки работ своих одноклассников
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Регулятивные: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы
Устные ответы