Урок по изобразительному искусству по теме Твои игрушки (3 класс)
Сценарий интерактивного занятия на базе школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества»
«ТВОИ ИГРУШКИ. МАТРЁШКА»
Автор: Сафронова Ирина Александровна, учитель начальных классов. ГБОУ Школа №1352
Пояснительная записка
К уроку изобразительного искусства «Твои игрушки» (с использованием экспонатов школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества») 3класс 1урок 1четверть в разделе «Искусство в твоём доме» . Тема: «Твои игрушки» (с посещением школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества» и использованием экспонатов музея).
Цель: познакомить учащихся с разнообразием игрушек на примерах поделок народного творчества, познакомить с традициями в росписи матрёшек, формировать навыки в создании единства декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.
Задачи:
Образовательные
познакомить учащихся с творчеством росписи народной деревянной игрушки – матрёшки, научить детей различать разные техники росписи матрёшек; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
Развивающие
Развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки, развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус, чувство цвета, творчество, фантазию; развивать умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
Воспитательные
воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны; воспитывать внимание, усидчивость; уважение к работе товарищей.
Форма проведения урока – интерактивное занятие-экскурсия в школьном музее «Художественных ремёсел и народного творчества», с целью наглядного изучения предметов (экспонатов) и детального их рассмотрения, с последующей росписью деревянной матрёшки на уроке.
Изучаемые элементы – изделия дымковской игрушки, гжельская посуда, богородские игрушки, матрёшки разных направлений (загорская, полхов-майданская, семёновская).
Место проведения урока – школьный музей «Художественных ремёсел и народного творчества».
Материально-техническое обеспечение: экспонаты школьного музея – изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели матрёшек; аудиозаписи русских народных песен «Камаринская», «Колокольчики мои», «Русские матрёшки»; гуашевый краски, кисти, баночки-непроливайки, клеёнки, палитра, тряпочки.
На интерактивном занятии учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию: выполняет функцию ведущего, а не главного источника новой информации, играет роль организатора. Основные сведения учащиеся получают от экскурсовода в роли Хозяюшки и некоторых детей (Мастера народных промыслов), которые заранее подготовили с учителем дополнительный материал. Информацию учащиеся получают в игровой форме, детально, подробно изучают объект (матрёшку) на примере экспонатов музея. Узнают историю происхождения матрёшки, особенности построения композиции, колорита, различные техники росписи матрёшек (Загорская матрёшка, Полхов-майданская, Семёновская матрёшка). Идёт обобщение знаний о народных промыслах: дымковская игрушка, гжельская роспись посуды, Богородская игрушка. Тем самым повышается роль школьного музея в учебно-воспитательном процессе в современных условиях, повышается эффективность использования потенциала школьного музея. Чётко выстроенный зрительный ряд позволяет определиться с последовательностью выполнения работы и требованиями к её внешнему виду. Это делает задания более доступными и понятными для учеников. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящее удовлетворение от участия в ней. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся. На уроке также была обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, произвести самооценку.
Авторские комментарии:
Материал предназначен как для педагогов, так и для учащихся. Области применения материала разнообразны: классный час, коллективное творческое дело, досуг после уроков, идея для творческого конкурса, совместное творчество детей и родителей и многое другое.
Технологическая карта урока.
Цели деятельности педагога Сформировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса и любви к народным традициям, к русскому декоративно-прикладному искусству; познакомить с разнообразием игрушек на примерах поделок народного творчества с использованием экспонатов музея «Художественных ремёсел и народного творчества», дать представления о народной деревянной игрушке – матрёшке.
Тип урока Интерактивное занятие-экскурсия в школьный музей «Художественных ремёсел и народного творчества».
Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательныерезультаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте предметов русского декоративно-прикладного творчества, получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить различия в техниках росписи матрёшек (Сергиеской матрёшки, Полховско-майданской матрёшки, Семёновской матрёшки)узнают историю происхождения матрёшки; развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки, совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму, развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, учатся работать с экспонатами школьного музея; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русский народных промыслов.
Методы и формыобучения Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, экскурсия в школьном музее.
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, народные промыслы, писанки, многолепестковый цветок, образ, цвет, тон, композиция, орнамент, колорит.
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.orgНаглядно-демонстрационный материал Экспонаты школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества» (Дымковские игрушки, гжельская посуда, Богородская игрушка, Матрёшки из городов Сергиева-Посада, Семёнова Нижегородской области, села Полховский Майдан).
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: русские народные песни «Камаринская», «Колокольчики мои», «Русские матрёшки».
Оборудование Экспонаты школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества». Материалы и инструменты: гуашь, модели матрёшек, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка.
Сценарий интерактивного занятия
В горнице (школьный музей «Художественных ремёсел и народного творчества») сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм и вышивает.
Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают низкий поклон.
Ведущий:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Гжели, Богородского села.
Ведущий:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!
Хозяюшка: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали всё своё умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.
Ведущий: А давайте-ка устроим весёлое соревнование — кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде!
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу — время, потехе — час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпенье и труд всё перетрут.
Хорошая работа два века живёт.
Красна птица опереньем, а человек — уменьем.
Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.
Сделал дело — гляй смело.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Хозяюшка: Молодцы! А вот какие это мастера к нам пришли, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки!
Хозяюшка: Правильно! Давайте подойдём поближе и рассмотрим их.
Звучит фонограмма русской народной песни «Комаринская»
Мастер дымковской игрушки: Здравствуйте ребята. Я мастер Дымковской игрушки.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возде Вятки самой Дымково-посёлок,
окаймлён лесами уголок весёлый.
В Дымкове за Вяткою — рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Кто-то сделал индюка — распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу — сразу стало веселей!
Мастера и мастерицы живут в Дымкове-селе!
Эти игрушки делали из красной глины и мелкого речного песка. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Затем принимались за лепку игрушек. В этой работе принимали участие только женщины. Затем игрушку сушили от 2 до 14 дней на воздухе в тени. Просохшие игрушки ставили в печь и часа три обжигали. После обжига фигурки опускали в ведро с разведённым на молоке мёдом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Затем игрушку расписывали. Посмотрите, это простой геометрический орнамент.
Хозяюшка: Из чего состоит геометрический узор?
Дети: Из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос, волнистых линий.
Хозяюшка: А какие краски используют мастера?
Дети: Красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, чёрную, оранжевую.
Мастер дымковской игрушки: Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Как вы думаете она называется?
Дети: (ответы детей)
Мастер дымковской игрушки: Это водоноска.
За студёною водицей водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт. (Звучит негромкая напевная, лирическая музыка по мотивам русских народных мелодий).
Эти игрушки к нам в музей были привезены из города Вятка Кировского района.
Ведущий: Спасибо мастер дымковской игрушки за интересный рассказ.
Хозяюшка: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
(ведущий, хозяюшка и ребята подходят к витрине с гжельской посудой)
Мастер гжельской росписи: Здравствуйте, ребята. Я мастер гжельской росписи.
Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?
Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
Мастер гжельской росписи: Правильно. Эта посуда сделана на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области. Именно здесь в Гжели более 400 лет назад и зародился этот промысел. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями.
В наш музей эту посуду привезли прямо из города Гжель.
Ведущая: Но откуда взялся синий цвет?
Мастер гжельской росписи: Есть такая сказка-легенда.
Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку Гжелку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали из природы — травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Узор в гжельской росписи располагался в центре изделия. Начинали его расписывать с крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона. А потом раскрашивали край, дно, ручку изделия. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
Хозяюшка:
Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки — быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка — глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье — русская звонкая Гжель!
Спасибо вам мастер Гжели.
А теперь милости прошу сюда.(дети подходят к витрине, звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Колокольчики мои») Посмотрите, в этой витрине собрались игрушки из села Богородское Московской области. А вот мастер-умелец из этого села.
Мастер богородской игрушки: Здравствуйте, ребята. Эти игрушки привезли к нам из Сергиево-Посадского района село Богородское. Сделаны они из липы. Берёт мастер липовую чурку, приглядывается к ней повнимательнее, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов …..
Дети: Медведь - Михаил Потапович.
Мастер богородской игрушки: Медведей особенно любят делать богородские мастера. Вот мишка мёдом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова рубят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки — и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат.
Ведущая: Спасибо тебе мастер богородской игрушки.
Ребята, остался ещё один уголок в горнице, где мы с вами ещё не были. Что в ней угадайте.(звучит фонограмма «Русские матрёшки»)
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрёшка)
Хозяюшка: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Вот ещё какая загадка про матрёшек есть.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
А вот знакомьтесь мастер-умелец по росписи матрёшек.
Мастер по росписи матрёшки: Здравствуйте, ребята.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска липы или берёзы. Она разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъёмная фигурка, которая могла быть совсем крохотная — с рисовое зёрнышко и лишь потом её размер становился всё больше и больше. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, затем покрывают лаком.
Самые известные семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.
Ведущая: А когда же появилась матрёшка?
Мастер по росписи матрёшки: Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Прообразом матрёшки послужили «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми(пустыми) внутри и в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрёшки чем-то напоминает яйцо.
Хозяюшка: Другим прообразом русской матрёшки стала японская куколка — мудрец Фукурума, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.
Мастер по росписи матрёшки: Правильно, а в конце 19 века в селе Абрамцево по эскизу художника Сергея Милютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Милютин расписал её получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руках.
Хозяюшка: По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!»
Мастер по росписи матрёшки: С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Ведущая: Но матрёшки такие разные.
Мастер по росписи матрёшки: Да. В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производят матрёшки — и везде эти игрушки имеют свои особенности.
Сергиевская или загорская матрёшка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, в руках у неё могут быть курочка, зайчик, белочка. Роспись яркая, несложными цветами, листочками и точками, с использованием 3-4 цветов — красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий. Линии лица и одежды обведены чёрным контуром. Эти матрёшки были привезены из Сергиево-Посада.
Хозяюшка: А это Полховско-майданская матрёшка. Своей формой полховская матрёшка отличается от своих сестёр — вытянутая по вертикали фигурка с жестко очерченной головкой. Роспись матрёшки строится на сочетании малиново-красного, зелёного и чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. Основной элемент — многолепестковый цветок шиповника (роза), рядом с которым могут быть полураскрытые бутоны на ветках. Эта матрёшка – подарок нашему музею.
Мастер по росписи матрёшки: Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Они довольно легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Эти матрёшки привезены из города Семёнов Нижегородской области.
Ведущая: Вот спасибо вам за интересный рассказ. Милая хозяюшка, очень красиво у тебя в горнице. Но вот смотрю, на столах здесь лежат незаконченные изделия.
Хозяюшка: Это изделия я делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Ведущая: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что же, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров по росписи матрёшек. Для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым.
(Идёт работа по росписи матрёшки). По итогам проводится выставка работ.