Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
ПРОГРАММА КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»
(1–4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не
просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказка ми и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году во 2 классах .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА (68 часов)
№ темы
п/п Кол-во
часов
Название темы/раздела Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование
(по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа
1 4 Аппликация из природныхматериалов на картоне Засушенные цветы,листья, ракушки, камни, стружка
2 4 Аппликация из геометрическихфигур Цветная, журнальная,
тетрадная бумага, картон
3 2 Аппликация из пуговиц Пуговицы, картон
4 2 Мозаика из бисера и пайетокКартон, бисер, блестки, бусины, пайетки5 2 Аппликация из круглых салфеток Салфетки для торта, картон
6 2 Динамическая открытка с аппликацией Картон, цветная бумага
7 2 Моделирование из бумаги и проволоки Белая бумага, гофрированная бумага, проволока
8 4 Выпуклая аппликация.
Коллективная работа Калька, гофрированная
бумага, цветная бумага
Раздел 2. Работа с пластическими материалами
(по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов
1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон
2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон
3 2 Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачныекрышки
4 2 Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове Скорлупа фисташек,
пластилин, веточки
5 2 Разрезание смешанногопластилина проволокой Пластилин, тонкаяпроволока
6 2 Лепка из теста Соленое тесто
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами
(по рабочей тетради «Школа волшебников») – 16 часов
1 1 Складывание из прямоугольника Цветная бумага
2 1 Складывание из квадрата
динамических игрушек Цветная бумага
3 2 Складывание гармошкой Цветная бумага
4 2 Аппликация из одинаковыхдеталей оригами Цветная бумага
5 1 Оригами из фантиков и чайных
пакетиков Бросовый материал
6 2 Композиция из выпуклых деталей оригами Цветная и белая бумага
7 1 Сказочные образы в технике
оригами Цветная бумага
8 2 Оригами из кругов Цветная бумага
9 2 Архитектурные сооружения
в технике оригами Цветная бумага
10 2 Коллективные композиции
в технике оригами Цветная бумага
Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 18 часов1 1 Треугольный модуль оригами Бумага цветная
2 3 Соединение модулей на плоскости Бумага цветная
и журнальная
3 2 Замыкание модулей в кольцо Бумага цветная
4 4 Объемные фигуры на основе
формы «чаша» Бумага цветная
5 5 Объемные игрушки Бумага цветная
6 3 Дополнительные материалы навыбор с сайта Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Различная бумага
Возможен вариант программы на 34 часа. В этом случае можно взять 1 и 2 разделы либо 3 и 4 разделы.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(68 часов)
№ темы
п/п Кол-во
часов Название темы Используемое
пособие
1 1 Оригами. Складывание прямоугольника. Карандаши Школа волшебников (с. 11–13)
2 2 Отпечатки на пластилине. Вспомним лето Цветы (с. 46)
3 2 Аппликация из геометрическихфигур. Бабочки из кругов Бабочки (с. 27)
4 2 Аппликация из листьев и цветов Бабочки (с. 6–7)
5 2 Аппликация из различных природных материалов Бабочки (с. 36)
6 2 Обратная пластилиновая мозаика.
Фрукты Деревья (с. 31)
7 2 Гофрирование. Ежики Школа волшебников (с. 17–20)
8 2 Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) Собачки (с. 24–25)
9 1 Складывание из квадрата динамических игрушек Школа волшебников (с. 21–23)
10 2 Разрезание смешанного пластилина Бабочки (с. 33)
11 1 Треугольный модуль оригами Забавные фигурки (с. 15)
12 3 Соединение модулей на плоскости.
Бабочки Забавные фигурки (с. 30–32)
13 2 Аппликация из пуговиц Бабочки (с. 42)
Деревья (с. 21)
14 2 Динамическая открытка с апплика-циейСобачки (с. 38)
15 2 Замыкание модулей в кольцо.
Снежинки Забавные фигурки
(с. 73–76)
16 2 Аппликация из одинаковых деталей
оригами Школа волшебников (с. 28–29)
17 2 Аппликация из круглых салфеток Деревья (с. 29)
18 2 Композиция из выпуклых деталей
оригами. Новогодняя веточка Школа волше-бников (с. 32)
19 2 Мозаика из блесток и бисера Бабочки (с. 47)
20 1 Сказочные образы в технике
оригами. Дед Мороз Школа волше-бников (с. 33)
21 1 Орнаменты из фантиков и чайных
пакетиков Школа волше-бников (с. 33)
22 2 Лепка из соленого теста Собачки (с.28–31)
23 4 Объемные фигуры в технике
модульного оригами на основе
формы «чаша». Лебеди Забавные фигурки(с. 22–26)
24 2 Рисование пластилином Кошки (с. 32–33)
25 2 Оригами из кругов Школа волше-бников (с. 33)
26 2 Моделирование цветов из бумаги
и проволоки Цветы (с. 36–37)
27 2 Модульное оригами. Объемные
игрушки. Клубника Забавные фигурки(с. 48–50)
28 2 Выпуклая аппликация из кальки
и цветной бумаги. Коллективная
работа Цветы (с. 34–35)
29 3 Модульное оригами. Объемные
игрушки. Птенчики Забавные фигурки(с. 27–29)
30 2 Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове. Фисташковое дерево Деревья (с. 40–41)
31 2 Архитектурные сооружения. Домики
и деревья в технике оригами Школа волше-бников (с. 40–45)
32 2 Выпуклая аппликация изгофрированной бумаги Деревья
(с. 14–15)
33 2 Моя улица. Панно из деталей
оригами. Коллективная работа Школа волше-бников (с. 48–49)
34 3 Поделки по выбору Сайт Страна
Мастеров (http://stranamasterov.ru)СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА (68 часов)
№ темы
п/п Кол-во
часов Название темы/раздела Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование
(по книгам серии «Любимый образ») – 24 часа
1 2 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги Журнальная бумага, картон
2 1 Аппликация из птичьих перьев Перья, картон
3 1 Аппликация из кружев Кружева, картон
4 1 Аппликация из ткани Накрахмаленная ткань, картон
5 2 Аппликация из деталей оригами Бумага, картон
6 2 Мозаика из ватных комочков Вата, бумага, картон
7 2* Прорезная аппликация Картон, различныематериалы
8 2 Гофрированные цепочки Гофрированная бумага, картон
9 1 Складывание гармошкой Журнальная бумага
10 2 Выпуклая мозаика из плотной бумаги Цветная бумага, картон
11 2 Моделирование из картона. Рамочка Картон, цветная бумага
12 2 Моделирование объемного изделия из гофрокартона (коллективная работа) Гофрированный картон
13 1 Моделирование из гофрированной бумаги Гофрированная бумага
14 2 Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока
15 1 Многослойное торцевание на плоскости Гофрированная бумага, картон
Раздел 2. Работа с пластическими материалами
(по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов
1 2 Раскатывание и обрубовка пластилина Пластилин
2 2 Выпуклая аппликация из пластилина Пластилин
3 2* Торцевание на пластилине Пластилин,
гофрированная бумага
4 2 Разрезание слоеного пластилина Пластилин, проволока
5 2 Лепка из теста Соленое тесто
Раздел 3. Секреты бумажного творчества
(по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов
1 2 Обрывная аппликация Бумага различная
2 1 Скручивание в жгут. Аппликации Бумага гофрированная
3 2 Скатывание в комок. Мозаика Бумага гофрированная
и цветная
4 1 Гофрированный конструктор Бумага цветная
5 1 Моделирование из полос Бумага цветная
6 1 Плетение из бумаги. Аппликация Бумага цветная
7 2 Мозаика из объемных деталей
оригами. Коллективная работа Бумага белая и цветная
8 1 Мозаика из плоских деталей
оригами Фантики, цветная
бумага
9 2 Сюжетная композиция издеталей оригами на плоскости Картон, цветная бумага
10 2 Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа Бумага различная
11 1 Оригами из кругов Бумага различная
12 2 Соединение различных техник
в одной работе Бумага цветная
Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов1 2 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу Бумага белая, цветная, журнальная
2 2* Объемные цветы из модуля
«Трилистник» Бумага белая, цветная,
гофрированная
3 3* Треугольный модуль оригами.
Сказочные образы на основе формы «чаша» Бумага цветная
4 2 Игрушки объемной формы Бумага цветная
5 2 Художественные образы объемной формы Бумага белая и цветная
6 3 Сборка изделия из модулей накаркасе. Коллективная работа Бумага цветная
7 2 Дополнительные материалы
по выбору с сайта Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Бумага различная
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(68 часов)
№ темы
п/п Кол-во
часов Название темы Используемое
пособие
1 1 Аппликация с элементами оригами
«Вспомним лето» Цветы (с. 4–7)
2 2 Мозаика из обрывных кусочков
бумаги Бабочки (с. 10–11)
3 2 Обрывная аппликация Волшебные
секреты (с. 6–9)
4 1 Аппликация из птичьих перьев Бабочки (с. 9)
5 2 Многослойное торцевание. Садовые
цветы Цветы (с. 24–25)
6 2 Торцевание на пластилине. Времена
года Деревья (с. 26–27)
7 1 Скручивание в жгут. Аппликация изгофрированной бумаги Волшебные
секреты (с. 10–15)
8 2* Модуль «Трилистник». Плоскостные
композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы) Забавные фигурки
(с. 18–19)
9 2 Мозаика из комочков гофрированной бумаги Волшебные
секреты (с.16–17)
10 2* Складывание гармошкой. Объемные
игрушки Бабочки (с. 20)
11 1 Гофрированный конструктор Волшебные
секреты (с.18–21)
12 3* Треугольный модуль оригами.
Сказочные образы на основе формы
«чаша». Жар-птица Забавные фигурки
(с. 38–40)
14 1 Разрезание слоеного пластилина Бабочки (с. 32)
15 1 Аппликация из кружев Бабочки (с. 37)
16 1 Аппликация из ткани Бабочки (с. 43)
17 2 Моделирование из полос Волшебные
секреты (с.22–25)
18 2 Плетение из бумаги Волшебные
секреты (с.26–31)
19 2 Модульное оригами. Елочные
игрушки Забавные фигурки(с. 50–52)
20 2* Мозаика из объемных деталей
оригами. Коллективная работа Волшебные
секреты (с.34–35)
21 2* Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз
Забавные фигурки(с. 77–78)
22 3* Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка Забавные фигурки(с. 73–76)
23 2* Лепка из соленого теста Собачки (с.28–31)
24 1 Портреты кошек из деталей оригами Кошки (с. 22–25)
25 2* Прорезная аппликация с использованием различных материалов Кошки (с. 28–29)
26 2 Выпуклая аппликация из пластилина Кошки (с. 39)
27 1 Мозаика из плоских деталей оригами Волшебные
секреты (с.36–37)
28 2 Моделирование из картона. Рамочка
для фотографии Собачки (с. 42)
29 2* Моделирование объемных форм
из гофрокартонаКошки (с. 15)
30 3* Сюжетная композиция из деталей
оригами на плоскости Волшебные
секреты (с.38–41)
31 2 Гофрированные цепочки Цветы (с. 18–19)
32 2* Объемная композиция из деталей
оригами. Коллективная работа Волшебные
секреты (с.42–43)
33 3* Объемное изделие с использованием
модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе Забавные фигурки
(с. 52–55)
34 1 Моделирование из гофрированнойбумаги Цветы (с. 20–21)
35 2 Моделирование из гофрированнойбумаги и проволоки Цветы (с. 22–23)
36 2 Выпуклая мозаика из плотной бумаги Цветы (с. 38)
37 1 Оригами из кругов Волшебные
секреты (с.44–47)
38 2 Раскатывание и обрубовка пластилина Цветы (с. 44–45)
39 3* Соединение различных техник в одной работе Волшебные
секреты (с.48–49)
40 1 Дополнительные материалы по выбору Сайт Страна
Мастеров (http://stranamasterov.ru)ПРОГРАММА КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»
(1–4 классы)
Т.Н. ПросняковаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не
просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказка ми и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 102 часа в 3 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА (102 часа)
№ темы
п/п Кол-во
часов Название темы/раздела Материалы
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
(по книгам серии «Любимый образ») – 20 часов
1 2 Объемные изделия в технике оригами Цветная бумага
2 1 Симметричное вырезание Цветная и белая бумага
3 5 Игрушки из картона с подвижными деталями Картон, проволока
4 1 Рисование ватой по бархатной
бумаге Бархатная бумага, вата
5 2 Моделирование из конусов Цветная бумага
6 6 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе Гофрированная бумага,проволока7 1 Надрезание бахромой, скручивание в жгут Гофрированная бумага
8 2 Объемное конструирование издеталей оригами Цветная бумага
9 6 Моделирование из бумажныхсалфеток Цветная бумага,
салфетки
10 2 Простое торцевание на бумажной основе Гофрированная бумага, картон
11 6 Многослойное торцевание Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
12 1 Моделирование из фольги Фольга,проволока13 3 Объемные украшения для костюма из бумаги Гофрированная бумага, цветная бумага
Раздел 2. Текстильные материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа
1 2 Аппликация из резаных нитей Шерсть, картон
2 3 Нитяная бахрома Шерсть, тесьма
3 4 Моделирование из помпонов Шерсть, картон,
проволока
4 4 ИзонитьКартон, мулине
5 3 Аппликация из нитяных валиков Шерсть, картон
6 1 Приклеивание ниток по спирали Шерсть, картон
7 4 Аппликация из распущенноготрикотажа Трикотаж, картон
8 2 Вышивание по ткани Ткань, мулине
9 2 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу Ткань, бумага, тесьма
10 1 Аппликация из жатой ткани Ткань, бумага, картон
11 1 Аппликация из ткани и ниток Ткань, шерсть, картон
12 4 Шитье по выкройкам Ткань, шерсть, тесьма
Раздел 3. Пластические материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 8 часов
1 1 Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе Обратная аппликация
из пластилина на прозрачной основе
2 4 Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито Пластилин,
металлическое сито, картон
3 2 Раскатывание пластилина, получение плоских изображений Пластилин, картон
4 2 Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей Пластилин, картон
5 2 Разрезание пластилина, аппликация Пластилин, картон
6 2 Лепка из теста на каркасе Соленое тесто, фольга
Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов1 4 Модуль кусудамы «Супершар».
Художественные образы на основе этого модуля Цветная, белая,
упаковочная бумага
2 2 Соединение в изделии модуля
«Супершар» и треугольного модуля Цветная и белая бумага
3 2 Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля Цветная,
гофрированная бумага
4 4 Объемные изделия из треугольных модулей Цветная бумага
5 3 Художественные образы из треугольных модулей Цветная и белая бумага
6 2 Дополнительные материалы
по выбору с сайта Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Различные виды бумаги
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГОПЛАНИРОВАНИЯ (102 часа)
№ темы
п/п Кол-во
часов Название темы Используемое
пособие
1 2 Объемные изделия в технике оригами Бабочки (с.30–31)
2 2 Объемное конструирование из деталей оригами Деревья (с. 4–11)
3 1 Симметричное вырезание Бабочки (с.28–29)
4 5 Игрушки из картона с подвижнымидеталями Собачки (с. 39)
5 2 Моделирование из конусов Кошки (с. 26)
6 3 Художественные образы из треугольных модулей Забавные фигурки
(с. 32–35, 36–38)
7 3 Моделирование из бумаги и салфеток Деревья (18–21)
8 3 Квиллинг из салфеток Деревья (с.22–25)
9 6 Многослойное торцевание.
Коллективная работа Деревья (с. 34)
10 1 Надрезание бахромой, скручивание
в жгут Цветы (с. 32–33)
11 1 Рисование ватой по бархатной бумаге Кошки (с. 20)
12 4 Изонить на картонной основе Деревья (с. 44)
13 2 Аппликация из резаных нитей Собачки (с. 6–7)
14 3 Нитяная бахрома Собачки (с. 8–9)
15 4 Аппликация из распущенноготрикотажа Кошки (с. 14)
16 Мозаика из нитяных валиков Бабочки (с. 39)
17 3 Аппликация из нитяных валиков Деревья (с. 35)
18 4 Моделирование из проволоки
и помпонов Бабочки (с.14–15)
Собачки (с.36–37)
Кошки (с. 8–9)
19 2 Украшения для костюма из бумаги Цветы (с. 47)
20 1 Модульное оригами. Объемные
изделия. Снеговик Забавные фигурки(с. 78–80)
21 1 Моделирование из фольги Цветы (с. 42–43)
22 1 Приклеивание ниток по спирали Кошки (с. 13)
23 1 Аппликация из жатой ткани Собачки (с.10–11)
24 1 Аппликация из ткани и ниток Кошки (с. 12)
25 2 Аппликация из ткани, приклеенной
на бумагу Бабочки (с. 46)
26 2 Вышивание. Стебельчатый
и тамбурный швы Бабочки (с. 40)
27 4 Модуль кусудамы «Супершар».
Художественные образы на основе
этого модуля Забавные фигурки
(с. 81–84)
28 4 Шитье и аппликация. Коллективная
работа Цветы (с. 17)
29 4 Цветы (с. 17) Бабочки (с. 16)
Цветы (с. 39)
30 2 Раскатывание пластилина Кошки (с. 36)
31 1 Обратная аппликация из пластилина
на прозрачной основе Кошки (с. 38)
32 4 Пластилиновые нити, продавливание через сито Цветы (с. 14–16)
33 2 Разрезание пластилина. Аппликация Цветы (с. 8–9)
34 2 Разрезание пластилина. Мозаика Бабочки (с. 35)
35 2 Лепка из соленого теста на основе
из фольги Собачки (с.28–31)
36 2 Торцевание на бумаге Деревья (с. 28)
37 2 Многослойное торцевание Цветы (с. 26–27)
38 6 Моделирование из гофрированнойбумаги на проволочном каркасе Цветы с. 28
39 3 Изонить на картонных шаблонах Бабочки (с. 24)
40 2 Соединение модуля «Супершар»
и треугольного модуля. Нарциссы Забавные фигурки(с. 45–46)
41 4 Объемные изделия из треугольныхмодулей. Тюльпаны Забавные фигурки(с. 47–48)
42 1 Изделия с использованием модуля
«Трилистник» и треугольного модуля Забавные фигурки(с. 55–57)
43 2 Дополнительные материалы повыбору Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru)ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ruСпецифическое сопровождение (оборудование):
- проекционная техника;
- компьютеры.