Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме«Связь времен в народном искусстве»


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5 КЛАССА

Фамилия, имя. отчество педагога

Андреева Ирина Анатольевна

Учебное заведение

МБОУО лицей №22 г. Иваново

Тема урока
«Северная птица счастья»


Тип урока

Актуализация знаний и умений


Методы обучения

Обучение основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения, личностно – ориентированный подход


Цель урока:
Образовательные.
Воспитательные.
Формировать УУД.

-Расширить представления учащихся о многообразии видов народного творчества.
-Закрепить знания о специфике русского народного ДПИ.
-Научиться выполнять птицу в технике бумажной пластики.
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе

Планируемые результаты
Предметные: базовый уровень



Повышенный уровень

Метапредментые результаты
- ЛичностныеУУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
-Умение видеть форму, декор щепной птицы и передавать единство этих качеств в объемных работах.
-Умение выполнять вариации прорезных композиций на основе гофрированной бумаги.
-Представление о народном промысле – Архангельская щепная птица.

- Умение моделировать и декорировать формы.
-Анализировать и оценивать роль символов в русском народном искусстве

- Понимать роль искусства в жизни человека.
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
-- Умение работать в паре.
- Умение организовать инициативное сотрудничество
- Умение поиска и выбора информации.
-Умение грамотно излагать свои мысли и внимательно слушать других.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческой задачи урока.


Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
Электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор.



Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Оригинальный образец щепной птицы, цветные иллюстрации с изображением Архангельских птиц.
Ученику: Текст легенды, опорные таблицы с этапами сборки птиц в технике бумогопластики, бумажные гофрированные полоски и заготовка-квадрат на каждого ребенка, ножницы, клей.


УМК
Мультимедийная презентация




План урока

Этапы и цели урока

Содержание материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Личностные –Л
Коммуникативные – К
Регулятивные –Р
Познавательные -П

1.Самоопределение готовности к деятельности.
( 2 мин)
-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Слайд 1.Музыкальный ряд –звуки пения птиц

Организует ситуацию самооценки учащихся готовности к предстоящей деятельности. контролирует готовность.


Подготовка учащихся к уроку.

Л – самоопределение и нравственно-эстетическое оценивание
Р – концентрация внимания и установка на продуктивную деятельность


2.Актуализация знаний и мотивация
( 2 мин.)
-обобщение изученного в связи с предстоящей темой.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги, волны и завитки... Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами из геометрических фигур. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.
Учитель задает вопросы:
В чем особенность народного искусства, его основное назначение?
Кто и когда создавал знаки-символы?
В каких видах народного творчества мы уже встречали символ птицы?
Слайды2-3

Вводное слово.
Подготовка к обобщению и осуществлению связи с предыдущими темами.
Отвечают на вопросы.
Обобщают, концентрируют внимание на материале.
Л: уважительное отношение к истории и культуре нашего народа, самоопределение и самооценка.
Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
К: умение формулировать свои мысли и слушать других,



3. Целеполагание.
( 3 мин.)
-подведение учащихся к формулированию темы урока и постановке учебной задачи.

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве - участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, птицу считали посредницей между землей и небом. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях, сказках и других видах народного творчества.Дивные изображения птиц встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения украшали предметы крестьянского обихода и костюма В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны (печь «жаворонки»,выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму, петь песенки про птиц. с деревянной ласточкой - символом счастья и благополучия - ходили в пору Красной горки). В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
Через строки стихотворения определить тему урока.
Слайд 4
После стихотворения, ставит вопрос:
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
Почему именно птица стала символом счастья?
А какая она – северная птица-счастья?

Учащиеся определяют тему, выдвигают проблему, ставят познавательную цель урока.
П –умение выделять главную мысль, ставить проблему
К – умение строить логику своих рассуждений и понимать речь других
Р – целеполагание, планирование своей деятельности

4. Получение новых знаний
(13 мин.)
- формирование совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
- подведение детей к самостоятельному выводу способа решения учебной проблемы
Исследование проблемной ситуации.
Побуждающий диалог по домашнему опережающему заданию в группах
( историков, филологов, герольдов, краеведов)
Слайды 5-7
Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из легенд, народного эпоса. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах.
Смысловое чтение легенды.
Ответы на вопросы:
Где родина щепной птицы?
Из чего делали птицу?
Почему она стала символом семейного счастья?
Знакомство с новым термином и щепным промыслом .
Слайд 8

Создает эмоциональный настрой на восприятие домашнего задания групп и ситуации успешности, ощущение самостоятельного открытия нового знания.
Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности .
Разбирает новые понятия – дранка, щепа, технология изготовления, символическое значение птицы.

Выбирают роли в группе и докладывают по теме домашнего задания.
Читают легенду и отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге
Определяют достаточно ли знаний для решения задачи урока

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, оценка действий партнера, умение строить логику рассуждений и оформлять свои мысли в устной форме
Р: - умение контролировать и оценивать свои действия определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
П: нахождение связи темы с различными областями искусства и жизни человека.
Л: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание, осознание ответственности за общее задание и роли искусства в жизни человека

5.Использование новых знаний для решения учебной задачи. Практическая работа в группах
( 20 мин.)
- применить новые знания в самостоятельной деятельности
-закрепление умений работы с бумагой
-умение работать в парах
Работа самостоятельно и в парах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
Щепная птица - резное деревянное изделие. Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны - дранки, отчего птицы и назывались "щепными или драночными". Птица традиционно не окрашивается и не покрывается лаком: считается, что живое дерево благотворно действует на человека. У нее есть и другие имена В форме щепной птицы заложено много символики, например, крест и круг, означает вечность, напоминает солнце - символ животворящего начала. Издавна птица считалась связующим звеном между землей и небом, проводник души. По христианской мифологии символ духа - голубь. Не удивительно, что щепная птица приобрела его очертания.
Слайд 9.
У нас тоже красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! Сегодня на уроке мы попробуем сделать своё чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги . если мы сделаем ее с любовью, с душой, может она принесет нам счастье, радость, обережет нас от неприятностей.
Слайд 10.
Перед вами на столе лежат листы бумаги, и поэтапный чертеж изготовления птицы. Я буду вам показывать, а если кто - то отстанет или не увидит, вы сможете в качестве подсказки  пользоваться этой таблицей.
Давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами. 
 Подумайте, в какой технике мы будем сегодня работать.
Этапы работы.
Музыкальный фрагмент.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. Контролирует выполнение работы.
Составляют план и определяют средства достижения цели.
Выполняют практическую работу в парах.

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
К: умение согласованно работать в группе, распределять и планировать работу, понимать общую задачу.
Р: контроль и внесение необходимых корректив в способ действия , осознание качества и уровня выполнения работы
Л: личностное и жизненное самоопределение и построение планов во временной перспективе, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в практической деятельности.


6.Рефлексия деятельности.
( 3 мин.)
-осознание обучающимися степени овладения полученными знаниями, фиксация нового знания и постановка дальнейших целей

Определение уровня овладения знанием, способом деятельности, соотнесение результата собственной деятельности с работой партнера, анализ и осмысление своих достижений. Выявление затруднений.
Слайд 11-12.
Какая же она – птица-счастья с Русского Севера? (Знак – символ, оберег в народном искусстве. Символ согласия, любви, мира. Это голубь. Ее родина Архангельская область
Щепная( драночная) .Имен у птицы много)

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви! Возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Вдохните в нее жизнь и она принесет вам счастье

Беседа по вопросам:
- Для чего люди украшали своё жилище?
Кто же она – птица счастья?
Оцените результаты своей работы, способы их достижения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение
Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Положительная мотивация на дальнейшую деятельность


7.Домащнее задание
( 2 мин.) Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Выбор домашнего задания в соответствии целью следующего урока.
Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт способностей учащихся и возможностей.
Слайд13.
Дает комментарий к домашнему заданию
Записывают домашнее задание
Л:самоопределение, личностный выбор
П: отбор источников информации













Заголовок 115