Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему Мы — мастера игрушки
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе на тему «Мы - мастера игрушки»
Цель урока:
1. Образовательные: сформировать у учащихся представление о «богородской игрушке», её видах, персонажах, материале и технологии изготовления, истории появления, центре художественного ремесела - с. Богородское, научить выделять характерные особенности произведений богородских мастеров-игрушечников.
Развивающие: развить умение анализировать и сравнивать игрушки, интерес, наблюдательность, внимание, логическое мышление, трудолюбие.
Воспитательные: продолжить воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру.
Задача урока: выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам басен И.Крылова, русских народных сказок.
Оборудование для учителя: выставка книг «Богородская игрушка», проектор и экран для показа фильма «Богородская игрушка», презентации «Богородская игрушка», образцы деревянных игрушек из методического фонда, этапы выполнения эскиза игрушки, коробка – посылка, фотографии богородских игрушек, детские рисунки прошлых лет, текст басен И.А. Крылова.
Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, цветные карандаши, кисти, баночка для воды, русские народные сказки.
На доске: тема урока «Мы - мастера игрушки».Словарик: село Богородское, чурак, богородская игрушка.План урока. 1.Организационный этап - 1 мин. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. - 1 мин. 3. Актуализация знаний - 8 мин.
Первичное усвоение новых знаний – 3 мин.
Первичная проверка понимания – 2 мин.
Первичное закрепление 20 мин.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1 мин. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отмечание отсутствующих на уроке.Тема нашего урока: Мы мастера игрушки.
- Сегодня утром я получила посылку, но
Обратный адрес не указан.
- Ребята, хотите посмотреть, что в этой посылке? (Учитель открывает посылку достаёт оттуда игрушки).
- Что это?
- Игрушки.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном - 8 мин. - Для чего нужны игрушки?
- Что вы знаете об этих игрушках? - Чтобы играть, дарить радость и детям и взрослым.
???
3. Выявление места и причины затруднения. - Как эти игрушки называются?
- Из чего эти игрушки сделаны?
- Из каких пород дерева?
- С помощью каких инструментов?
- Где их изготовили?
- Как эти игрушки были изготовлены?
???
- Из дерева.
- Липа, осина, берёза.
????
????
???
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - Что вы хотите об этих игрушках узнать?
- Именно это мы и постараемся сегодня на уроке узнать.
- Что вы сегодня на уроке хотите научиться делать?
- Из каких источников можно узнать об этих игрушках?
- А ещё о игрушках можно узнать много нового интересного совершив экскурсию. Куда?...- Где и как их изготовили, историю их появления.
- Выполнять эскиз такой игрушки.
- Из энциклопедий, книг, рассказа учителя, сети Интернет, фильмов.
- В то место, где игрушки изготовили.
5.Реализация построенного проекта - В посылке есть пригласительный билет.
- Приглашаем всех вас в заочное путешествие в с.Богородское, Московской области.
- Почему именно в с. Богородское?
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Богородская игрушка»
Рассказ учителя: «Село Богородское — крупный центр резьбы по дереву. Данный промысел появился в XVI—XVII веках.
Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали с. Богородское со всех сторон. Богородцы вырезали игрушки из дерева.
Богородские мастера считались лучшими игрушечниками.
Они научились мастерить игрушки с движением: либо на движущихся планках («Кузнецы», «Музыканты», «Плясуны», «Грибники». Если потянуть планки в разные стороны, то фигурки будут двигаться), либо на пружинке (например, листочки на дереве, которые начинают трепетать, если дотронуться до игрушки) . Часто используемым механизмом был баланс – грузик с прикреплёнными к нему прочными нитями. При раскачивании грузика одни нити натягиваются, другие – ослабевают, благодаря чему фигурки или их элементы приводились в движение.
Богородские изделия редко расписывают, чаще изделия сохраняют свой природный цвет. Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки, стремиться к простоте и обобщённости (Например, мастера не вырезали четкие детали лица и одежды).
Эти и другие резные игрушки богородских мастеров можно увидеть в Музее игрушек в г. Сергиев Посад Московской области». - Наверно там изготовили эти игрушки.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
– 2 мин.
Вопросы:
Заполнение технологической карты и проверка по образцу.
Представьте, что вы работаете художниками на богородской фабрике.
Вам поступил индивидуальный заказ: выполнить эскиз игрушки с элементами движения, по мотивам басен И.Крылова или русских народных сказок.
Этапы выполнения эскиза росписи игрушки.
1. Выбрать расположения листа.
2. Наметить штрихами высоты и ширины игрушки.3. Наметить линиями положение фигур. 4. Уточнить положение и величину деталей игрушки (лап, туловища.и т.д)5. Закончить эскиз игрушки красками.При выполнении эскиза учитывать следующие условия:1. Игрушечные фигурки нужно располагать в профильном положении.
2. Игрушечные фигурки должны быть весёлыми, выразительными, силуэты обобщенными.3. В характере фигурок, их движении должны угадываться герои басен И.Крылова, герои русских народных сказок.
- Каких героев басен Крылова вы можете назвать?- Каких героев вы нарисуете?
- Каким будет механизм движения? Коллективное составление и анализ этапов выполнения росписи.
- Лиса и виноград на подвижных планках, лиса и ворона и т.д.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, разминание рук перед работой. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- 20 мин.
Учитель проводит текущий инструктаж. Учащиеся выполняют эскиз игрушки с элементом движения, сравнивая соблюдение этапов с образцом.
8.Включение в систему знаний и повторение – 2 мин.
- Где вы сможете применить выполненные эскизы?
- При изготовлении игрушек на уроках технологии или дома с родителями.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин.
- Поставьте себе отметки. Почему именно эти отметки поставили?
- Продемонстрируйте эскизы игрушек и расскажите о них: всё ли успели сделать, что получилось, над чем ещё надо поработать.
Вопросы для учащихся:
- Смогли ли мы ответить на все вопросы, которое у нас возникли в начале урока?
- Что сегодня на уроке нарисовали?
- Что было сложным для вас?
Домашнее задание:
Узнать у своих родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве.
Прочитать сказку о золотом петушке А.С.Пушкина. В конце урока на доске оформляется выставка «Мы – мастера игрушки».
Используемая литература:
Русское народное искусство в собраниях государственного музея. Л. «Художник РСФСР» 1984.
Добрых рук мастерство. Л. «Искусство». 1981.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения. «Школьный словарь».
Русское народное прикладное искусство. М. «Русский язык». 1990.
Ф.И. _________________________________ Класс_____
Технологическая карта
Словарик
Богородская игрушка - русский промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек из мягких пород дерева.
Кустарь это тот, кто занимается на дому производством, ручной работы, ремесленник.
Задание 1. Заполните таблицу.
Название промысла Основной центр Время образования промысла Используемый материал Художественная особенность
Задание 2. Вставьте пропущенные слова и закончите предложение.
Богородская игрушка – это русский промысел, состоящий в изготовлении …………………………………………..… из мягких …………………………
Основные герои богородских игрушек:……………………………