Коррекционное занятие Дом моего друга по коррекционному курсу Пространственная ориентировка для учащихся 3 класса III вида образовательной деятельности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«ДОМ МОЕГО ДРУГА»
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
Состав учащихся 3 класса по группам офтальмологического заболевания:
В классе 7 учащихся III вида образовательной деятельности. Все работают по Брайлю.
Антипова Екатерина Валерьевна
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ДОМ МОЕГО ДРУГА.
Цель: Совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться по схеме, уметь находить путь до заданного объекта.
Совершенствование умения действовать по инструкции.
Закрепление полученных навыков ориентировки в пространстве.
Составлять маршрут по схеме и уметь его объяснять словесно.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма: урок-игра.
Метод: предметно-практический.
Способ организации: беседа, инструкции по выполнению заданий, система наводящих вопросов, элементы рефлексии.
Оборудование: геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты), инструкции к заданиям, карточки со схемами, написанные по системе Брайля №1,2,3,4,5,6.
Вступительная беседа педагога:
Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Сегодня я для вас приготовила много интересных игр. Они помогут нам усовершенствовать наши навыки ориентировки в микропространстве, навыки свободно и уверенно ориентироваться по схеме, уметь находить путь до заданного объекта, составлять маршрут по схеме и уметь его объяснять словесно. Но, чтобы справиться, нужно быть очень внимательными.
Ход занятия:
ИГРА №1
Целью этой игры будет совершенствование умения действовать по инструкции. Я вам раздаю геометрические фигуры. Ваша задача разложить их согласно инструкции. Слушаем внимательно инструкцию. Фигуры перед вами.
Инструкция. Положить:
1 треугольник в верхний правый угол;
2 квадрата в левый нижний угол;
3 круга в правый нижний угол;
И оставшиеся 2 квадрата в левый верхний угол.
Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием, фигуры разложены на столе правильно. По инструкции умеем работать. А теперь давайте вспомним, в какой угол мы клали круги? Какие фигуры у нас получились в нижней части? Было сложно?
ИГРА №2 «Найди дом белочки и зайца» (Карточки 1, 2, 3)
Цель этой игры – совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться по схеме. Сложность заключается в том, что придется работать с двумя карточками одновременно. Я вам раздаю по три карточки. Внимательно их рассмотрим. Что там изображено?
Инструкция:
«Возьмите карточку №1, она больше по размеру. Перед вами полянка, на ней нарисованы домики и дорожки. Но среди множества этих домиков нам нужен только один, в нем живет белочка. Она пригласила нас с вами в гости, а чтобы мы не заблудились в лесу, нарисовала для нас схему. Давайте рассмотрим схему на карточке №2. Начало маршрута на схеме изображено кружком. Давайте вспомним, как по-другому мы называем начало маршрута, то место, откуда мы начинаем движение? (Отправная точка) Отсюда мы начинаем путь. Схема нам указывает, куда нужно двигаться от начала маршрута, в каком направлении. Найдите, пожалуйста, этот же путь на карточке №1».
У кого получилось? Кто пришел в гости к белочке? А теперь давайте рассмотрим схему другого маршрута на карточке №3. И найдем домик зайца на этой полянке, также проследив маршрут на первой карточке.
Молодцы Ребята! Сложно работать с двумя карточками одновременно? В чем еще была сложность для вас?
Устали? Давайте дадим глазам отдохнуть и продолжим.
Комплекс упражнений гимнастики глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз)
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
ИГРА №3 «В гости к медведю» (Карточки 4, 5)
А теперь вернемся к нашим карточкам, только усложним нашу игру. Посадим на полянку елочки, грибочки, цветочки, деревья. Все эти предметы будут служить для нас ориентирами, которые нам будут помогать выбирать нужный маршрут. Мы с вами отправляемся в гости к медведю, который живет в лесной чаще. Рассмотрите, пожалуйста, карточки, которые я вам раздала. На карточках меньшего размера указан маршрут по ориентирам, движение начинаем также от отправной точки. Попробуйте его проследить на большой карточке. У кого получилось, кто пришел в гости к медведю? Сложно было искать путь, используя ориентиры? Я собираю у вас все карточки.
Ребята, вы, наверное, устали сидеть. Давайте встанем и немного разомнемся. Вспоминаем, где у нас правая рука, левая нога. А теперь повнимательнее:
Дотронуться:
1. Левой рукой до правой ноги
2. Правой рукой до правого колена
3. Левой рукой до левого плеча
4. Правой рукой до левого локтя
5. Левой рукой до правого уха
6. Правой рукой до носа.
Молодцы ребята! Глубоко вздохнули, выдохнули и сели на места.
ИГРА №4 «Встречаем гостей». (Карточка №6)
Цель этой игры – составлять маршрут по схеме и уметь его объяснять словесно. Мы с вами уже побывали в гостях у белочки, зайца, медведя, а теперь пора и нам с вами пригласить их в гости. Я раздаю карточку №6 с другой полянкой и домиками. Рассмотрите их внимательно, пожалуйста. Ваша задача выбрать себе наиболее понравившийся дом и дать словесное описание маршрута, объяснить, как попасть к вам в гости, используя ориентиры и отправную точку.
Молодцы ребята! Сегодня все старались и были очень внимательными. Немного не получилось у
Давайте подведем итоги нашего урока. Чему мы научились? Для чего нам необходимы эти навыки?
Приложение.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Коррекционное занятие по пространственной ориентировке. Дефектолог-тифлопедагог Антипова Е.В.
карточка 1Рисунок 1C:\Users\Екатерина\Desktop\Урок на конкурс\Урок простр ориент Схемы Будь внимателен\Приложение\карточка 1.pngкарточка 4Рисунок 5C:\Users\Екатерина\Desktop\Урок на конкурс\Урок простр ориент Схемы Будь внимателен\Приложение\карточка 4.png15