Математический КВН для учащихся 3-х классов


Математический КВН для учащихся 3-х классовСтаценко О.А. и Закалюжная Т.В.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.
Задачи: способствовать формированию интереса к урокам математики.
Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.
Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Участвуют 2 команды по 8 человек в каждой.

Ход мероприятия
2 команды заходят под музыку « Песня про математику».
Слово учителя: дорогие друзья, гости и участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на математическом КВНе.
Для кого же сегодня мы начинаем КВН? Конечно же для вас, ребята.
Чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, расширили свои знания, в общем - провели
время с пользой.
Для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал знакомый всем учителям математики вопрос: « А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится!» Ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где « мантейн» означает учиться и приобретать знания. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют « гимнастикой ума».
Удивительная страна – математика,
Фигуры и линии в ней живут,
Мерят, чертят и узнают:
Периметр, площадь. Длину, ширину,
Диаметр, радиус и высоту.
Скорей собирай своих знаний багаж,
Готовь поскорее простой карандаш,
Веселые конкурсы ждут вас друзья,
Пора отправляться в дорогу , пора!
Я хочу, чтобы вы убедились. Что математика- чудесная, а не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН. Итак, мы начинаем КВН!
В первую очередь мы представляем наше уважаемое жюри…..
1. Представление команд. Так как соревнуются ребята в области математики, то все команды носят имена великих математиков прошлого.
Я прошу командам представиться.
1 команда: «Пифагорики»
Девиз:
Математику, друзья, Не любить никак нельзя! И недаром Пифагор Всем известен до сих пор. Имя мы его прославим, В нас поверить всех заставим! - Пифагор – великий философ, живший в 4 веке до нашей эры. Жил он в Египте, но много путешествовал, знакомясь с достижениями наук разных стран. В Италии он основал пифагорейский союз. Философы этого союза много занимались наукой, особенно математикой. Ими создана таблица умножения. Они разделили все числа на чётные и нечётные. Самым знаменитым из открытий Пифагора стала «теорема Пифагора».
2 команда: «Буквы Фибоначчи».  Девиз:
 По силам всякие задачи Команде «Буквы «Фибоначчи»!
Леонардо Пизанский - первый крупный математик средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибоначчи. Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо изучал там математику у арабских учителей. В одном и своих трудов “Книга вычислений” Фибоначчи описал индо-арабскую систему исчисления и преимущества ее использования перед римской.
Числа Фибоначчи  или Последовательность Фибоначчи - числовая последовательность, обладающая рядом свойств. Например, сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+3=5 и т.д.) Последовательность Фибоначчи начинается так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233.
Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.
Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление
Чтобы всё в КвНе прошло без запинки
Его мы начнём ….
Ну конечно, с разминки!
2.Разминка
Вопросы 1-ой команде:
1.Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (длину)
2.Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)
3. Как найти неизвестный делитель? (надо делимое разделить на частное)
4. В семье 5 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько детей в семье. (6)
5. Сколько получится, если сложить наименьшее трёхзначное число и наибольшее двузначное число (199)
6. Чему равно число, если его половина 70? (140)
7. 7 в квадрате. (49)
Вопросы 2-ой команде:
1.Как найти неизвестное вычитаемое? (надо от уменьшаемого отнять разность)
2.Чему равна площадь квадрата со стороной 3 см?
3.Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное число и наименьшее однозначное число? (999+1==1000)
4.В каком числе 80 десятков? (800)
5.Чему равна половина 120? (60)
6.Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
7.9 в квадрате ( 81)
Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
3 конкурс «Назови слова на букву…».
Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой.
1 команда: «Слова на букву «К»
Эти слова должны начинаться на букву « к»
Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)
1000 метров – это… (километр)
1000 грамм – это … (килограмм)
Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий. (калькулятор)
2 команда « Слова на букву «П»
Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник)
Результат умножения (произведение)
Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)
Дополнительно каждой команде математическая шарада
1 команда
Первый слог- одна лишь сотка
Из шести, что есть на даче.
Слог второй- простая буква
В алфавите, что у греков.
Ну а с третьим слогом легче:
Просто рифма к слову ДЕД
Догадайтесь быстро, кто я.
Моё имя-……(Архимед)
2 команда
Для окружности оно
Очень важное число.
Встало гордо перед нотой.
А затем с вершины Гор
К нам спустился математик.
Кто же это?.....(Пифагор)
В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.
4 конкурс "ПРОЧИТАЙ НАЗВАНИЕ СТРАНЫ".
Задание 1 команде:
- Купцы, какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определённые суставы пальцев? Не оттуда ли пошли слова "ударить по рукам", означавшие заключавшие заключение торговой сделки? (КИТАЙ).
0 2 5 14 30 50 64 83 100
И Н Л К ПЙ Т В А
54 : 6 + 45 : 9
72 : 8 - 36 : 4
100 - 32 : 8 * 9
90 - 63 : 9 + 17
84 - 28 : 4 * 5 + 1
Задание 2 команде:
- В какой стране применяли впервые "0" 1500 лет тому назад? (ИНДИЯ)
0 2 5 14 30 50 64 83 100
И Н Л Н ПЙ Д В Я
72 : 8 - 36 : 4
54 : 6 + 45 : 9
100 - 32 : 8 · 9
84 - 28 : 4 * 5 - 49
90 - 63 : 9 + 17
Пока команды расшифровывают название стран - задания для болельщиков.
1. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на березах не растут)
2.На одной руке 5 пальцев, на двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
3.Сколько концов у одной палочки? А у двух с половиной? (6 концов)
4. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
5. Старый моряк рассказывал: “Чудес я тьму повидал! ”Ну, сколько он их видел? (10)
6. В доме 4 комнаты. Из одной сделали 2 . Сколько комнат стало в доме? ( 5)
7. Что больше 2 метра или 198см? (2 м)
8.Соперник нолика(крестик)
.Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.
5 конкурс "Сосчитай треугольники".
Знает даже и дошкольник,Что такое треугольник. Но совсем другое дело - Быстро, точно и умелоТреугольники считать.Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри!Всё внимательно исследуй И по краю, и внутри!(12)

ФизминуткаХорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть Казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость
6 конкурс "НАЙДИ ОШИБКУ"
Каждой команде предоставляется плакат с числами.
Задание: определить числа, которые не делятся
1-й команде на число "3",
21 9 12
14 24 30
15 27 19
(Ответ: 14, 19 )2-й команде на число "4".
8 24 20
40 16 22
32 18 12
(Ответ: 22, 18)
Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.
7 конкурс « Зашифрованные числа»
Переставь буквы и определи зашифрованное число Кто быстрее.
Задание 1 и 2 команде:
Дед тацвань _(12)
Мил дарил ( миллиард)
Смесь едят (70)
Сядет пять ( 50)
Задания для болельщиков
Загадки для болельщиков
Я буду загадывать загадки. Первый отгадавший получает фишку - очко для своей команды.
1.Он давно знакомый мой,Каждый угол в нём прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад.Как зовут его? (квадрат)
2.Ты на меня, ты на него,На всех на нас он смотрит.У нас всего, у нас всего,У нас всего по три.
Три стороны, и три угла,И столько же вершин.И трижды трудные делаМы трижды совершим.
Все в нашем городе - друзья,Дружнее не сыскатьМы фигур семья,Нас каждый должен знать. (треугольник)
3.Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.Десять их, но братья этиСосчитают всё на свете. (цифры)
4.Число я - меньше десяти,Тебе легко меня найти, Но если букве Я прикажешь рядом встать,Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (7, семья.)5.Любит рыбу кот Василий,
Может съесть он в день 4.
Сколько съест он за 6 дней?
Подсчитайте поскорей. (4*6=24)

6.4 весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по 5,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи?(4*5=20)
7.Мышка зёрна собирала
По 3 зёрнышка таскала.
Принесла уж 9 раз.
Каков мышкин стал запас? (3*9=27)
8.Принесла коза для деток
Со двора 16 веток.
Положила на пол их.
Как делить на четверых? (16:4=4)
Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.
8 конкурс « Угадай знак»
Какие математические знаки вы знаете? (ответы детей). Для выполнения этого задания вам понадобятся именно эти знаки.
- Поставьте знаки арифметических действий:
1 команда 2 команда
20...4...2 =40 30...6...3 =15
20...4...2 =26 30...6...3 = 27
20...4...2 =18 30...6...3 = 39
Задание для болельщиков : Решите математические ребусы

Треугольник
Компьютер
Квадрат

Точка
Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
9 конкурс Капитанов
Вам нужно сделать вычисления и разгадать слово, поставив числа в порядке возрастания.
1 команда
210 : 30……..б
560:7………..а
810:90………0
240: 80………в
1800:90……..д120:60………с
3600: 900….. 0 ( свобода)
2 команда
560: 80……Р1200 : 60….А
720: 90 …… Ж200:5………В320: 80…….Д
490 : 7……А2500 : 500 ….Е ( ДЕРЖАВА)
Синоним к слову свобода ( независимость)
Синоним к слову держава ( государство) Как вы думаете, что связывает эти слова? ( В этом году 25летие независимости РК) Назовите эти слова на английском и казахском языках.
Конкурс с болельщиками
Какая геометрическая фигура имеет три угла?  (треугольник)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько десятков в числе «18»? (1)
Сколько слогов в слове математика? (5)
Сколько ушей у пяти малышей?  (10)
Сколько месяцев в году? (12)
Сколько слогов в слове умножение? (4)
Как называется результат при умножении? (произведение)
Назовите число в котором 7 дес 9ед. (79)
На дубе выросли 8 яблок и 6 груш. Сколько всего фруктов выросло на дубе? (0)
Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет).
Сколько слогов  в слове «карандаш»? (3)
Назови число, в котором 12 десятков. (120)
Сколько дней в шести неделях? (42)
Это самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридесятом царстве». А у древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.
Итог:
Мы закончили игру,Но праздник продолжается.Жюри объявит нам итогиКогда посовещается.
Пока жюри подводит итоги посмотрим сценку.
"УЧЁНЫЕ СКАЗКИ"
Знакомство с Математикой 
В древности у одного математика было три ученика. Когда они в совершенстве овладели четырьмя арифметическими действиями и научились более или менее сносно отличать целые числа от дробных, математик призвал их и сказал:
— Вот что, ребята. Теперь, когда вы достигли вершин, настала пора применить ваши знания в жизни. Идите же и сосчитайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.
Ушли ученики и вернулись только через три года. Увидев их, учитель был очень растроган. Даже всплакнул от радости.
— Спасибо, ребята, — сказал он, — что не подвели старика. А я-то уж, грешным делом, думал, не попристраивались ли вы где-нибудь в городе.
После первых общих вопросов о житье-бытье, о здоровье и прочем учитель перешел к главному.— Ну, вот ты, — обратился он к первому ученику, — скажи: чего в мире больше — плюсов или минусов?
— Дорогой учитель! — сказал этот ученик. — Я не зря потратил время. Когда я встретил ее…
— Кого это — ее? — не понял учитель.
Разве я не сказал? Мою жену. Ах, это чудесная женщина. Умница, красавица, из высшего общества. Благодаря ей я стал владельцем прекрасного имения. Ах, какое имение, учитель, какие сады, какие фрукты! Вы обязательно должны у нас побывать, дорогой учитель, мы все четверо будем вам рады!
— Почему четверо? — опять не понял учитель.
— Разве я не сказал? У нас двое деток. Ах, какие детки, дорогой учитель, ах, какие детки! Вы обязательно должны с ними познакомиться!
— При чем здесь детки? — возмутился учитель. — Ты должен был сосчитать, чего в мире больше — плюсов или минусов!
— Как же, как же! — поспешил ученик. — Я всё сосчитал, все плюсы. А вот минусов, знаете, не заметил. Может, они только в математике?
— Господи, кого я учил! — вздохнул учитель и повернулся к другому ученику.
— А ты что насчитал?
Я считал… Все время считал… Много насчитал всего — и золота, и разных драгоценностей… А потом меня ограбили. Жулье, проходимцы, мошенники…
— Ну, и как же насчет плюсов и минусов? — напомнил учитель.
— Какие там плюсы! Где они? Вы их видели? Одни минусы, минусы на каждом шагу.
Учитель только махнул рукой и — ничего не ответил.
— А ты что успел подсчитать? — спросил он у третьего ученика.
— Я, учитель, ничего не успел, — сказал третий ученик. — Видел я и плюсы и минусы, видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы — горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов…
— Но такого действия не знает математика! — воскликнул учитель.
И, помолчав, добавил:
— А все-таки это — отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов — ради этого стоит жить! Молодец! Ты здорово усвоил мою науку!
Слово жюри. Награждение.