Технологическая карта урока по изобразительному искусству для 6 класса по теме: Выразительные возможности натюрморта (Программа Б.М.Неменского)
Число:_____________ 6 класс (программа Б.М.Неменского)
Урок 16. Выразительные возможности натюрморта
Цели деятельности учителя Формировать представление об особенностях творчества и значении в отечественной культуре русских художников-мастеров натюрморта; развивать воображение и представление о богатстве выразительных возможностей и художественных техник в изобразительном искусстве; мотивировать учеников к дальнейшему углубленному самостоятельному освоению творчества
Тип урока Обобщение и систематизация изученного материала
Планируемые образовательные
результаты Предметные: научатся обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта; смогут анализировать и обобщать по заданным основаниям произведения искусства; знакомиться с работами художника-монотиписта, особенностями использования новой технологии для передачи ассоциативных и эмоциональных возможностей в жанре натюрморта.
Метапредметные: научатся излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом; самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему в деятельности.
Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве; получают эстетическое наслаждение
Методы и формы
обучения Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, выставка работ учащихся; фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы http://www.artsait.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.grafik.org.ru/kruglikova.html
Оборудование Гуашь, акварель, бумага, кисть, губка, картон, салфетки, клеенка на стол
Наглядно-демонстрационный материал Монотипии Е. С. Кругликовой.
Мультимедийный ряд: презентация «Монотипия» (можно обойтись картинками по теме, если нет в кабинете компьютера)
Основные понятия и термины Монотипия, монотипист
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемаядеятельностьучащихся Формы
организации совзаимодействияФормируемые
умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный
момент Подготовка учащихся к изучению нового материала Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий, Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
– Несколько уроков мы с вами посвятили удивительному жанру натюрморта. Сегодня вы уже много знаете и умеете. Я хочу познакомить вас еще с одной удивительной техникой изображения, и, соединив воедино весь опыт, который вы накопили на предыдущих уроках, попытаемся создать удивительный и неповторимый рисунок Слушают учителя. Ставят перед собой цель Фронтальная работа Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания II. Изучение нового материала Объяснительно – иллюстративный – Я познакомлю вас с уникальной техникой монотипии. Слово «монотипия» состоит из двух греческих: «monos» – один, «typos» – отпечаток.
У каждого художника свои приемы, свои тайны. Монотипия – это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира в уникальной технике.
Появление монотипии в России связано с именем Е. С. Кругликовой. Она работала в этой технике и создала собственную школу. Перед вами ее работы. Спокойные, нежные, воздушные букеты.
Как же создаются такие произведения искусства? При работе над монотипией свобода художника не ограничивается ничем!
Сделаем небольшую тренировочную работу (на половине картона):
– краска может быть абсолютно любой – гуашь, акварель, масло…;
– выберите цвета по желанию;
– нанесите краску на картон в произвольно порядке, чем захотите: руками, пальцами, губкой, кистью, валиком…;
– положите лист чистой бумаги на красочную поверхность как угодно – прямо, наискосок…;
– прижмите белый лист к цветному и разгладьте его;
– поднимите лист.
У вас получилось сразу два оттиска, и каждый из них уникален,
неповторим. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке.
Дорисуйте любые элементы – и картина готова Воспринимают на слух информацию. Знакомятся с произведениями художника XX века. Выполняют тренировочное упражнение.Придумывают образ, глядя на получив-
шийся отпечаток Фронтальная,
индивидуальная работа Познавательные: усваивают новый материал, понятие «монотипия»; анализируют и обобщают по заданным основаниям; знакомятся с работами художника-монотиписта.
Коммуникативные: корректируют свои действия в соответствии с алгоритмом; самостоятельно принимают решения.
Личностные:
осваивают новую учебную ситуацию; проявляют интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своей творческой деятельности III. Творческая практическая деятельность Исследовательский – Предлагаю выполнить творческую работу в технике диатипии.
Диатипию называют разновидностью монотипии, но есть некоторые отличия:
– на листе бумаги нарисуйте карандашом контуры натюрморта;
– губкой нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона;
– сверху положите лист бумаги, на котором с верхней стороны заранее нарисован натюрморт карандашом;
– обводите натюрморт, старайтесь не давить сильно руками на бумагу.
На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать с двумя или несколькими красками Готовят рабочее место.
Используя алгоритм, выполняют диатипию. Делают свой выбор количества используемых красок Индивидуальная работа Познавательные: устанавливают аналогии для понимания закономерностей использования их при решении поставленной задачи. Регулятивные:
определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, принимают самостоятельные решения IV. Итоги урока.
Рефлексия Выставка работ учащихся Организует выставку работ.
– Понравилось ли вам рисовать в технике монотипии?
– Соответствует ли ваше настроение той цветовой гамме, которую
вы использовали в картине?
– Придумайте название вашим работам!
Представьте на выставку все натюрморты, которые вы выполняли ранее.
Полюбуйтесь работами ваших товарищей Отвечают
на поставленный вопрос. Придумывают названия выполненным натюрмортам.
Любуются картинами, представленными на выставке Фронтальная работа Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его, отвечают на вопросы. Осознанно ис-
пользуют речевые средства в соответствиис ситуацией об-
щения.
Личностные:
получают эстетическое наслаждение