Конспект урока по ИЗО 7 класс:История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве 20 века.
Конспект урока изобразительного искусства разработан учителем изобразительного искусства Власкиной Наталией Павловной
Урок изобразительного искусства во 7-ом классе
Тема: История искусства и история человечества.
Стиль и направления в изобразительном искусстве 20 века.
Автор: Власкина Наталия Павловна
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомиться с направлениями и стилями в искусстве 20 века.
научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений, грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию представления о направлениях и стилях в искусстве 20в.
содействовать приобретению опыта выполнения рисунка в разных стилях;
создать условия для активизации и первичного закрепления названий стилей и направлений в устной речи и практической части.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение строить логическую цепь рассуждений, умение, умение работать самостоятельно.
Формирование регулятивных УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Воспитательные:
Способствовать формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
Способствовать формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Способствовать формированию эмоционального восприятия произведений различных видов искусств и выражение своего отношения к ним на примере работ .
Методы обучения: словесный (беседа, чтение учебника, подводящий диалог), наглядный (наблюдение, демонстрация - рассматривание слайдов с репродукциями), репродуктивный, частично-поисковый, «Мозговой штурм», практический, метод контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные: - познакомиться с направлениями и стилями в искусстве 20 века; умение распознавать стили на картинах мастеров; научится выполнять простые натюрморты в заданном стиле.
Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - -формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формирование мотивации изучения изобразительного искусства и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Изобразительное искусство».
Метапредметные: - целеполагание в учебной деятельности; - умение осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам.
Ход урока:
Этап урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
включить учащихся в учебную деятельность
Регулятивные:
самоопределение,
волевая саморегуляция, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.
-Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир изобразительного искусства 20 века.
Вы уже многое знаете и умеете.
И я думаю, что сегодня вы будете такими же активными и сообразительными, как и всегда.
- Девизом урока я выбрала такие слова: «Любые камни преткновения можно превратить в ступени к успеху». А как вы понимаете эти слова? Слайд 2.
- Сейчас мне очень бы хотелось увидеть, с каким настроением вы пришли сегодня ко мне на урок. Слайд 3.
Какой рисунок вам больше нравится? Поднимите руку, кому нравится 2-ой рисунок.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь
- Ребята, обратите внимание, что у вас на столе лежат материалы, которые нам потребуется на разных этапах урока. Урок будет насыщенным, поэтому стареемся работать быстро.
- Мы будем работать и самостоятельно, и в парах, и в группах.
Высказываются мнения детей.
Поднимают.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в проблемном действии.
Цель:
зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.
(работа в парах – тестовое задание)
Регулятивные:
выдвижение гипотез.
- Сегодня вы – группы уважаемых искусствоведов 24 века нашей эры, которых пригласили для решения некоторых вопросов по поводу найденных в подвале картин: (Слайд 4-6)
1. Перед вами несколько определений, найдите определение
пейзажа.
2. Верно ли я подписала жанры ИЗО? Где допущена ошибка?
3. Какого пейзажа не бывает? (выбрать из списка). Почему?
(работа в парах - поменялись друг с другом , дети читают вопрос – ответ, остальные проверяют (проговаривание).
(Слайд 7)
-Ну это была детская разминкаА теперь-серьезный разговор.
– Дело в том, что совершенно случайно были обнаружены абсолютно непонятные живописные работы. Наши робототехники более получаса убеждали роботов – уборщиков, что это не мусор, не промасленная бумага от завтраков, не баловство учащихся.
– Я, конечно, понимаю, что вы все-узконаправленные специалисты, гении в какой- то своей области, но сегодня надо объединить усилия и провести экспертизу, сделать искусствоведческое заключение и отдать эти изображения или на реставрацию, или на утилизацию!
Ученики отвечают на вопросы
(работа в парах).
САМООЦЕНКА 1 (тестовые задания на повторение)
Ученики высказывают свои мнения
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:
-организовать фиксацию места, где возникло затруднение
(фронтальная беседа)
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
– Вы можете сказать, что это за картины? В каком веке, в каком стиле они сделаны? А их люди рисовали или роботы? Да вообще, имеют ли они какую-нибудь ценность?
– О, у вас затруднение? Какое? Может вам помогут вот эти печатные тексты, найденные рядом с картинами. Надеюсь, проблем с прочтением на старом печатном языке у вас нет?
(Слайд 9-10).
- Может быть, кто-то помнит, в каком веке это происходило?
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
Чем будет заниматься искусствоведческая группа?
-А как мы проверим, не робот ли это рисовал?
Тема урока: Стиль и направления в изобразительном
искусстве 20 века. (Слайд 11).
Наша цель? (Слайд 11).
1) Познакомиться со стилями и направлениями изобразительного искусства 20 века.
2) Научиться отличать работы, сделанные в разных стилях 20 века.
Отметить учеников, активно работавших на данном этапе.
Дети затрудняются ответить
Не знаем авторов, не понятно, в какое время это выполнено.
20 век
Знакомиться с направлениями и стилями ИЗО 20 века
Попробуем нарисовать подобное
Узнать о стилях и направлениях в искусстве 20 века. Научиться отличать работы в разных стилях.
САМООЦЕНКА 2 (устные фронтальные ответы)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока.
(ГРУППОВАЯ РАБОТА)
Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
-Предлагаю внимательно рассмотреть найденные работы. Давайте проведем анализ, найдем сходства и различия, способы, каким были сделаны эти изображения. «Мозговой штурм» (Слайд 12 )
нарисован один и тот же сюжет; отличаются краски, способы рисования, идеи картин
Может быть, у кого-то уже появились версии?
– Итак, где же нам получить дополнительную информацию? (в интернете, в учебнике, найти дополнительный материал).
1. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Учитель предлагает детям открыть задания из конвертов ПРИЛОЖЕНИЕ 1, прочитать текст, познакомиться с разными стилями и авторами, работающими в данных направлениях, подготовиться к аргументированному ответу.
- Прежде, чем приступить к работе, я напоминаю вам (читают вслух)
Правила поведения в группе: (Слайд 13 )
1. Работать должны все.
2. Один говорит, другие слушают.
3.Если не понял, переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
Распределите роли:
читает (литератор)
ищет ответы в тексте (искусствовед)
пишет ответы (секретарь)
следит за временем ( )
руководитель – отвечает
(спрашиваю после окончания работы – руководителя каждой группы = по 1 вопросу = по цепочке (ПРОГОВАРИВАНИЕ)
Выдвигают свои версии: нарисован один и тот же сюжет; отличаются краски, способы рисования, идеи картин
Нет.
В интернете, в учебнике, найти дополнительный материал.
Работа с приложением в группах, определение стиля и художников, в нем работающих
САМООЦЕНКА 3.
(групповая работа и фронтальный опрос)
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Познавательные:
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации;
продуктивное чтение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
ГРУППОВАЯ РАБОТА)
(проговаривание )
Предоставим слово экспертным группам
Сравнение с эталоном (Приложением 3 – таблицей) (Слайд 14-21).
Выставляются названия стилей.
Предлагаются версии, выработанные в группах
САМООЦЕНКА 4.
(групповая работа)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Движения под музыку разных стилей 20 века
Выполняют.
6. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция.
3. Учитель предлагает рассмотреть работы художников и ответить и ответить на вопросы по содержанию урока (Слайд 23).
Верны ли эти утверждения: (Слайд 24-25)
1.На экране представлена работа в стиле минимализм (да)
2. Этот пейзаж написан в стиле модерн (нет, это портрет в этом стиле)
3. Разновидность абстракционизма – импрессионизм (нет,)
4.Это поп-арт (да)
5. Это активная живопись (да).
6. Это натюрморт в стиле экспрессионизм (нет, абстракционизм)
Отвечают.
САМООЦЕНКА 5.
7. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону.
Цель:
- тренировка в определении стиля и его особенностей.
- тренировать навыки работы с красками
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция.
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.
4. А теперь последний этап экспертизы- проверим утверждение, что данные работы мог сделать человек (иногда даже в здравом уме и твердой памяти , а не робот! Предлагаю вам доделать работы в стилях кубизм, фовизм, реализм, импрессионизм. (Слайд 26):
МУЗЫКА во время работы.
ТБ в обращении с кистями и красками.
(Слайд 28)
Сравните ваши работы с эталонами,
эталон - образец для подражания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА детей
- Сравним ваши работы с эталоном. Вижу, что вы не ошиблись с определением стилей.
Выполняют работы, после чего приводят в порядок рабочее место.
Создание своего рисунка в заданном стиле и объяснение использованных особенностей.
САМООЦЕНКА 6. (индивидуальная работа)
8.Включение в систему знаний.
Цель: организовать повторение учебного содержания.
Регулятивные: прогнозирование.
Коммуникативные: управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него:
- Так как, уважаемая комиссия, что же перед нами? (Слайд 29).
(учебные рисунки, сделанные в разных стилях и направлениях 20века. Конечно, они представляют ценность для потомков, т.к. сделаны человеком, а не роботом, поэтому их необходимо отправить в школьный музей)
- Как вы думаете, где это вам может пригодиться в жизни?
- Ребята, чтобы новые слова у вас остались в памяти, я даю вам памятку, которую вы вклеите в свои альбомы.
Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока
Вероятно, учебные рисунки, сделанные в разных стилях и направлениях 20века. Конечно, они представляют ценность для потомков, т.к. сделаны человеком, а не роботом, поэтому их необходимо отправить в школьный музей
САМООЦЕНКА 7.
9. Рефлексия в учебной деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность.
Домашнее задание.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Рефлексия деятельности. (Слайд 31)
- Вспомним тему урока.
– Что же нового вы сегодня узнали, чему научились?
– Что вас удивило на уроке?
- Сейчас мы с вами организуем презентацию ваших рисунков – выставку работ в «а-ля 20 век»(как в 20 веке)
- А командира каждой группы я прошу выйти к доске и защитить выбранную вами лучшую работу с данном стиле.
(Слайд 32).
ВЫСТАВКА РАБОТ.
Ребята, вы блестяще справились со всеми заданиями.
- Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха (Слайд 33).
Рефлексия настроения:
Перед вами смайлики, но у них отсутствует рот. Выразите выражением лица смайлика свое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку). С каким настроением вы уходите с урока? Прикрепите свои смайлики мне на доску.
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЕМ РАБОТЫ НА УРОКЕ наиболее активных учащихся.
(Слайд 34).
– Для всех: разгадать кроссворд (раздаю кроссворды).
– По желанию: приготовить презентацию «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»
- Индивидуальное опережающее задание:
1) Творчество художника- иллюстратора Л. В. Владимирский
2) Творчество художника- иллюстратора В.М. Конашевич
(Слайд 35.)
- Спасибо за урок!
Выполняют.
Отвечают.
САМООЦЕНКА 8.
Записывают.
15