Программа курсов для родителей по основам детской психологии и педагогике Родительский университет
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»
_____________________________________________________________________________________
346504 г. Шахты
Ростовской области,
пер. Тюменский,72
Тел. 8 (8636) 22-59-39; 22-61-47
Факс: 8 (8636) 22-59-39
E-mail: ski_shahti_16@rostobr.ru
Программа курса
для родителей
(законных представителей)
несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики
«Родительский университет»
2015-2016 г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества существует явный дефицит психолого-педагогических знаний, недостаточно развита психологическая культура населения, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, что особенно ярко проявляется в условиях многоканальной социализации личности ребенка.
Формирование личности начинается в семье, первому опыту общения ребенок учится у своих родителей, или у взрослых их замещающих. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка. Дети, из социально неблагополучных семей, растущие в эмоциональной депривации, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития под воздействием различных факторов, важнейшим из которых являются взаимоотношения в семье. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и школы можно рассчитывать на успех. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов.
Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Работая с психологическими проблемами детей, мы пришли к выводу, что основная задача это – психологическое просвещение родителей.
Опыт работы, полученный в школе – интернате, с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, показал, что эти родители часто имеют низкую мотивацию на тесный контакт со школой идут неохотно, при этом среди них многие закончили такую же школу, они зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Коррекция личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, посредством активного привлечения его родителей к процессу воспитания делает работу психолога значительно эффективнее.
Для повышения мотивации на первом этапе необходимо провести «агитацию» в хорошем понимании этого слова.
Цель программы:
психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогике;
Задачи программы:
ознакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;
содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
предложить практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Условия эффективности «Родительского университета»
Чтобы занятия курсов проходили эффективно, необходимо создавать и соблюдать следующие организационно-содержательные условия:
включать в организацию работы курсов команду специалистов, состоящую из представителей администрации, социального педагога, педагога-психолога, членов родительского комитета;
выбирать для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей;
строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретические знания могли быть апробированы родителями на практике;
использовать активные формы проведения занятий (практикумы, тренинги, дискуссии и т.д.), обеспечивающие вовлечение родителей во взаимодействие;
приглашать для проведения теоретической части занятий ключевую фигуру (опытного специалиста или авторитетную личность);
создавать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
проводить рефлексию по итогам занятий.
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского университета, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).
Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.
Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов).
Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.
Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).
Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.
Ожидаемые результаты
Занятия, предлагаемые программой «Родительского университета», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям, безнравственные формы поведения и попытки суицида.
Тематический план занятий по курсу
«Родительский университет»
Месяц
Тематика встречи
сентябрь
«Секреты школьной адаптации». Начало обучения в школе - сложный и ответственный период. О том, как грамотно организовать семейную поддержку детей в период их школьной адаптации, пойдет разговор на первой встрече.
октябрь
«Учиться с желанием. Возможно ли это?» Одна из основных проблем современной школы – отсутствие желания и интереса детей учиться. У одних детей мотивация к учебе исчезает, не успев появиться, у других – утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины?
ноябрь
«Здоровый ребёнок – счастливые родители». Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, что физическое здоровье тесно связано с психологическим. Об этом пойдет речь на очередном заседании родительском всеобуча.
декабрь
«Подростки и родители. Навстречу друг другу». Если родители не слышат своего ребенка, его услышат другие. Если родители не интересуются жизнью ребенка, интерес проявит кто-нибудь другой. Если родители делают вид, что наркотиков не существует, ребенка может просветить кто-то другой, имеющий свой личный интерес.
январь
«Чтобы понять – надо любить». Желание понять своего ребёнка.
Готовность и желание понять отодвигает немедленное стремление «воздействовать». Понимание это атмосфера защищенности и справедливости
февраль
«Лучшие в мире родители и дети». Истоки родительской авторитарности. Родительское счастье. Детское счастье. Родительская интуиции и родительский такт. Учит жизнь, а не учебники
март
«Воспитание без огорчений». Нужны ли авторитеты? Формы авторитета. Раздраженность, крик и угрозы главнейшие враги родительского искусства. Раздражённость это наша злобность, наша неустроенность и наша болезнь. Только тот, кто победит её, способен воспитать хорошего человека и не потерять своего ребёнка.
апрель
«Традиции семейного воспитания». Что могут сделать родители для счастливой судьбы своего ребёнка? Каковы должны быть традиции семьи, чтобы в ней дети почитали родителей, тянулись к знаниям, были самостоятельными, ответственными, честными, уверенными в себе, заботливыми и благодарными?
Используемая литература
1. Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. – М., 1999.
2. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.: Наука и техника, 2007.
3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001.
4. М. Кравцова. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М., 2002.
5. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. – Н. Новгород, 1996.
6. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
7. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
8. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
9. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». Сборник рабочих документов. – СПб., 2000.
10. Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения родителей и будущих родителей основам медико-педагогических знаний. – СПб., 2000.
11. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
12. Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалёва, А.С. Спиваковской, Н.Л.Карповой, - М.: Флинта: МПСИ, 1998.
13. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие/ А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008
ЬђЗаголовок 1Заголовок 215