Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс Звук [а]. Буквы А, а. УМК «Школа России » (с учётом обучения в классе ребёнка с ОВЗ (ЗПР).
УМК «Школа России » Урок обучения грамоте 1 класс,
в классе есть дети с ОВЗ (ЗПР)
Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере.
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира. Новый материал они изучают в сопоставлении с уже известным. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста, активного вовлечения в учебную деятельность.
На уроке используются
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.
-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Тема урока: Урок. Звук [а]. Буквы А, а.
Тип урока : Усвоение нового знания.
Цель: создание условий для ознакомления с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.
Коррекционные цели:
развитие мелкой моторики руки и пальцев рук;
формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;
формирование способность пространственной визуализации на символах (буквах);
расширение кругозора ;формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Задачи:
создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а
распознаванием этих букв в печатном тексте;
развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парахУниверсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные:
общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний;
логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя;
оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний;
задавание вопросов;
контролирование действий партнёра;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
владение диалогической формой речи.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).
Основное содержание темы, понятия и термины: К. Чуковский «Айболит». Звук [а]. Буквы А, а. Звуковая модель слова.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветные магниты. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., презентация, «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка», презентация для минуты релаксации, физкультминутка.
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Решаемая задача Деятельность учителя Осуществляемая деятельность
учащихся (главное слово — глагол) Условия / задания
для детей с особыми образовательными потребностями
1 2 4 5 7
1.Организационный момент
Эмоционально-волевая регуляция.
Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке.
Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку. Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения
Учитель: «У нас на парте всё в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
И прозвенел для нас, звонок!
Учитель объясняет правильность выполнения упражнения и показывает.
Демонстрируют готовность к уроку
Выполняют упражнения
Обучающиеся встают, одной рукой гладят голову, а другой - круговыми движениями - живот, повторяя тихим голосом:
« Я сумею, я смогу!».
Демонстрируетт готовность к уроку
Выполняют упражнения
Обучающиеся встают, одной рукой гладят голову, а другой - круговыми движениями - живот, повторяя тихим голосом:
« Я сумею, я смогу!».
Развитие речевого аппарата.
Работа над дикцией. Подготовка речевого аппарата и дыхания к произношению звуков и букв. Проводит артикуляционно-речевую работу, произнося образцы упражнений.
Упражнение «Маятник». Губы в полуулыбке. Язык, как маятник, двигается из стороны в сторону по верхним зубам снаружи: вправо-влево и наоборот.
Учитель: «Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин, Азбука, аквамарин, Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета».(картинка) Слушают учителя и повторяют упражнения за ним. Слушают учителя и повторяют упражнения за ним. При необходимости проконтролировать правильность выполнения упражнения.
2.Мотивационно-целевой этап. Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).
Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.
Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.
Ребята, скажите, а на какие группы мы можем разделить звуки?
-Как отличить гласный звук от согласного?
- А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу.
-Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
- Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать?
- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Какие цели урока мы можем поставить?
Да молодцы:
Знакомиться с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте.
Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.
Гласные и согласные
Гласные поются, согласные нет.
[а], гласный
Звук [а]. Буквы А, а.
- Будем изучать букву А, учиться писать а, и читать а. Для детей вывешиваются синий и красный домики (развитие ассоциаций)
Повторить за ребятами
Включаются в деятельность, отвечают на простой вопрос: «А-а-а!»
Повторить тему урока
Обязательно проговорить, что звук обозначается в квадратных скобках. Вывесить на доску буку и звук.
3.Физминутка. Развитие мелкой моторики Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) . Ученики выполняют упражнения, повторяя движения за учителем. Ученики выполняют упражнения, повторяя движения за учителем.
4. Актуализация знаний.
Произносительное упражнение, характеристика звука [а].
Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта.
Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос. Проводит беседу с обучающимися по учебнику, на основании иллюстраций и ЭОР (Электронное приложение к учебнику, мультфильм «Айболит».)
—К нам на урок пришёл доктор. А из какого произведения – вспомните.
Кого лечит этот доктор? Кому читали книжку об этом докторе? Как его зовут? Как вы думаете, почему у него такое имя?
Проверим
правильность ваших догадок, прочитав отрывок из этого произведения.
Чтение текстового отрывка учителем.
— Представьте себе и изобразите, как стонали, жаловались, плакали больные животные.
Предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук.
Вспомнить стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.
Рассматривают ЭОР, рассказывают о прочитанной книжке, о ее героях. Определяют место звука [а] в ряду гласных-согласных звуков.
Айболит!
Ааа…
Без преград, тянется поётся.
Повторяют вместе с учителем стих. Ещё раз с одним из детей повторить стихотворение и сделать вывод: если тянутся к песенке………., то это гласный звук.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Упражнения в поиске звука [а] в словах. Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах. Учитель называет слова: арбуз, акула, мама. Если есть звук [а]-хлопают, если нет, топают Если есть звук [а]-хлопают, если нет, топают
6.Первичная проверка понимания.
Составление предложения по схеме.
Отработка навыка по составлению предложений, работа в парах. — Кого на рисунке лечит Айболит?
Дайте ответ предложением, составив его по схеме.
I___ ____ ___ .
(Айболит лечит лису.) Какое первое слово? второе? третье?
Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение по схеме.
(работа в парах)
.
Ребёнок работает в паре с более сильным учеником, и отвечает на вопрос.
ФизтминуткаФормирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости. Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений. Повторяют движения за анимационным персонажем
Повторяют движения за анимационным персонажем
6.Первичная проверка понимания.
Упражнения в звуковом-буквенном анализе слов, различении на слух и выделении звука [а].
Работа с книгой.
Первичное усвоение знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения.
Учитель проводит звуко-буквенный анализ слова «лиса» при помощи цветных магнитов на доске. Контролирует
правильность составления схемы у детей.
Произнесите и послушайте слово «лиса». Встречается ли звук [а] в этом слове? Найдите модель слова «лиса», озвучьте звуковую схему: произнесите слово, выделяя каждый звук.
Где стоит звук [а]: в начале, середине, конце слова?
Обучающиеся самостоятельно осуществляют звуко-буквенный анализ слов, работают с доской, используют известные обозначения звуков, составляют схемы слов. (печатная тетрадь)
В конце слова. Далее работают самостоятельно.
Проработать с ребятами каждый звук: произнести, дать характеристику и сложить схему на столе. Сравнить с эталоном.
7. Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с буквами А, а.
Работа по «Азбуке» с.68.
Упражнение в распознавании буквы Аа.
Упражнения в соотнесении звука и буквы.
Формирование знаний об обозначении произносимых звуков буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а. Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника с использованием цветных магнитов по звуковому анализу слов, распознаванию букв А, а, прописи печатной буквы по ЭОР в тетради. «ЭОР №1 «Прописи. Печатная буква А,а».
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А. (Показ изображения буквы А)
Презентация «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка»
—Звук [а] обозначается буквой Аа. Кто уже её знает? Какая птица принесла эту букву на страницу «Азбуки» и почему именно эта птица?
Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог.
Давайте составим схему слова на доске с использованием цветных магнитов.
Посмотрите на букву А, а вверху страницы «Азбуки». Попробуйте объяснить, почему для написания буквы применяется красный цвет.
Сколько букв используется для обозначения этого звука?
Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.
— С какой буквы нужно писать имя Айболит: с большой или с маленькой? По большой букве А постарайтесь найти слово Айболит в тексте, который читали. Найдите слова, в которых встречается маленькая буква а.
— Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.
Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.
письмо в воздухе
Аист, так как слово начинается со звука [а], поэтому для обозначения звука [а] нужна эта буква.
Красным цветом мы отмечаем гласные звуки, а эта буква обозначает гласный звук.
Две буквы, большая и маленькая — Аа.
С большой буквы, так как это имя доктора письмо в воздухе
Повторить, что красным цветом обозначаются гласные звуки.
Повторить вместе с ребятами правило.
Почему слово Айболит пишется с большой буквы?
Ещё раз вместе проговорить, что имена пишутся с большой буквы.
Ребёнок обводит буквы по образцу и продолжает писать сам. При этом учитель помогает проговаривая действия (с верху- вниз и т.д.
8.Первичное закрепление.
Повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «а» на основе применения разноуровневых и творческих заданий. Проводит работу по учебнику, и просит привести примеры из собственного опыта.
Контролирует и
корректирует работу обучающихся.
ЭОР № 1 Упражнения «Укажи только тех зверей, в названии которых есть звук [а]».
Разгадаем ребус.
— Модель ещё какого слова на странице «Азбуки» подсказывает нам, кого лечил Айболит?
Что означает это слово? Кто такая акула? А чем необычно звучание этого слова? Каким звуком оно начинается и заканчивается? Почему для обозначения этого звука используются две маленькие буквы а?
Составление схемы слова при помощи цветных магнитов на доске. Учащиеся рассматривают и анализируют зрительный образ буквы, разгадывают ребус, составляют схему слова.(работа в парах)
Модель слова «акула».
Это огромная хищная рыба.
Звуком [а].
Маленькая буква в начале слова используется потому, что это не имя, не кличка, а в конце слова всегда пишется маленькая буква. Всем классом разобрать каждый звук, а ребята после повторения характеристики звука и его положения в слове, выходят по одному и составляют схему слова у доски.
9.Рефлексивно-оценочный. Самооценка. Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.
Учитель подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися путем упражнения
«Дело в шляпе»
Обучающиеся
выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. Делать так, что бы несколько раз шляпа попала в руки учителя, для оценки более слабых ребят. Обязательно похвалить и сказать, за что ребёнок заслужил похвалу.
10.Подведение итогов урока. Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока. Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.
— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились. Назовите слова, начинающиеся на букву а.
Что особенно понравилось? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
—Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
Участвуют в беседе по результату урока Участвуют в беседе по результату урока