Разработка урока обучения грамоте в 1 классе (программа Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) Самоанализ урока обучения грамоте
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»
Разработка урока обучения грамоте
в 1 классе
(программа Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова)
Самоанализ урока обучения грамоте
Автор Сиротюк Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №38
г.Озерск
Челябинской области
Урок обучения грамоте.
(Урок обучения грамоте в 1 классе по программе РО, учебник-букварь Репкина, Левина, Восторговой).
Тема урока: Буквы согласных Нн, Рр. Представление об орфограмме.
Ход урока
1этап. Актуализация знаний.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
-Доброе утро! Сегодня познакомимся по-новому.
-Кто знает своё имя?
Проверим. Надо быть внимательным к своему имени и к именам других детей.
Дети внимательно смотрят на модели, демонстрируемые учителем
и другие
Сядут те дети, чьё имя начинается с такого звука:
(показ моделей звуков)
1. Согласный твердый звонкий
2. Согласный мягкий звонкий
3. Гласный ударный
4. Согласный твердый глухой
5. Согласный мягкий глухой
Класс оценивает ответы других детей знаками
«согласен +» или «не согласен-»
-Никто не остался без места, можно отправляться в страну Знаний.
Правильная посадка
Путешествие начинается! Идем через Звуковой лес. Там нас встречают Звуковички и помогают. Через лес мы пройдем, если составим звуковые модели слов. А у доски работают 2 проводника (один от девочек и один от мальчиков)
Картинки: ЛУНА, РАМА (Приложение к уроку)
Класс работает на индивидуальных дощечках маркерами рисуют модели слов
Назовите звуки в слове ЛУНА, РАМА
Выложите схему слова.
Кто сможет записать слово буквами.
Проводники дают полную звуковую характеристику слов
Оценивание работы + и -
Обозначить звуки буквами : ЛУ-А -АМА
-Почему получилась такая запись?
Нам не хватает букв для обозначения согласных звуков
2 этап.Этап постановки и решения учебно-практической задачи.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Обозначим звук буквой Н и звук буквой Р. Вставим эти буквы в запись слов.
Прочитаем: ЛУНА, РАМА. С заданием справились, Звуковички довольны.
Обозначают звуки новыми буквами.
Получается запись ЛУНА, РАМА
Впереди Речка слогов.
Переправимся через речку с помощью слоговой таблицы.
На доске такая же.
-Инструкция: найти и зачеркнуть слоги с гласной А, О, У, Ы, Э.
У каждого ученика слоговая таблица.
ла
мо
ро
на
ло
ма
ры
но
лу
мы
ра
ны
лы
му
рэ
ну
лэ
мэ
ру
нэ
У доски работают ученики, которые не умеют читать.
Контроль: все ли слоги зачеркнуты?
Самооценка
Физ.минутка.
Полречки проплыли. А теперь составить слова, добавив один звук в таблице: гласный или согласный.
Молодцы!
Чтение получившихся слов: мэр, мул, лук, ноль, ров, лак, ура
3этап. Отработка способа.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Мы подошли к городу Слов.
-Но что это? Замок. Открыть его можно ключом – алгоритмом.
-Нужна помощь одного стражника.
-Давайте составим алгоритм чтения. Работать будете в группах по 4 человека. В конвертах этапы алгоритма.
Работают по группам .
Складывают алгоритм чтения
Нахожу гласные
Выделяю слоги
Читаю
Сверка с доской.
Оценивание.
Пооперационный контроль.
Замок открылся. Работа по Букварю. Прочитать слова в столбиках по алгоритму.
Работа над лексическим значением слов: Амур, мэр, норма.
Чтение слов по букварю с.56-57
Работа над лексическим значением слов: Амур, мэр, норма.
-Мы готовы к следующей работе.
Поработаете в парах в роли учителя и ученика.
Работа в парах
роман
нырнул
рулон
Роман
Инструкция: прочитать по алгоритму, оценить друг друга.
прочитать по алгоритму, оценить друг друга.
4этап Конструирование понятия «Орфограмма»
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
-Какое одинаково звучащее слово было? Роман и роман.
-А буквенная запись у него одинаковая?
Сравнение
Гипотезы детей. Учатся формулировать определение слов
Сравнить. Чем отличаются? Как вы догадались, где имя мальчика, а где литературное произведение? Работа над лексическим значением.
Ответы учеников
Выход на понятие
Большая буква в начале слова Роман называется ОРФОГРАММОЙ.
На уроке письма мы научимся писать слова с орфограммой.
Всех ребят мы уважаем
Имя буквой выделяем:
Даша, Ваня, Лена, Вася,
Анна, Света, Вика, Настя,
Поля, Оля, Алексей,
И Арсен, и Тимофей.
5этап Итог.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Наше путешествие заканчивается
-Кто доволен своей работой? А работой других ребят?
-За что можно себя оценить? На дощечках оцените себя.
Самооценка на дощечках
Оценка
Можно оценить ИНТЕРЕС,
СЛОЖНОСТЬ, НОВИЗНУ
Самоанализ урока обучения грамоте
Урок обучения грамоте по программе РО (букварь Репкина В.В, Левина В.А.)
Тема урока: Буквы согласных Н Р.Представление об орфограмме.
Эта тема рассматривается в рамках учебной задачи «Формирование действий письма и чтения». Начальный этап обучения грамоте.
Цель обучающего чтения - правильное создание звуковой формы слова. Дидактическая цель заключается в формировании у 1классников способов чтения и письма, опирающихся на понимание связи между звуковой формой слова и его буквенной записью. Развивающая цель обучения в букварный период состоит в том, чтобы обеспечить качественную перестройку мышления и механизмов учебной деятельности, что обеспечивает осознанное владение ребенком способами чтения и письма.
В уроке были спроектированы следующие этапы.
1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Задачи этапа: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух.
Начало урока – это актуализация знаний уч-ся через ситуацию успеха с использованием игровой ситуации. Использование задания на моделирование звукового состава слова. Для звукового анализа (по методике РО) выбираются слова недлинные (3-5 звуков) и «зеркальные», т.е. написание не расходится с произношением.
На первом этапе использовались следующие формы организации работы:
фронтальная и индивидуальная работа с опорой на фактически имеющиеся знания у учащихся. Дети самостоятельно составляли звуковые модели. В качестве контроля своих действий – сверка с доской. Мною были выбраны дети со средним уровнем усвоения темы «Звуковой анализ» для повторного контроля и коррекции (по итогам ТДР и СР ) т.е. учтены индивидуальный уровень развития.
Контроль – через самооценку каждого ученика и оценивание работы «проводников» Учащиеся могут самостоятельно выявлять ошибки и вносить изменения в работу. Заканчивается 1 этап постановкой учебно-практической задачи: «Какой буквой обозначить звуки?»
2ЭТАП. ПОСТАНОВКА УПЗ И ЕЕ РЕШЕНИЕ.
При обозначении звуков буквами создается проблемная ситуация, фиксируется недостаточность имеющихся у детей знаний. В результате ученики рефлексируют ( знаю- не знаю, умею- не умею).
Задачи данного этапа: развитие операций анализа и синтеза, развитие внимания, обогащение словаря, отработка чтения слогов-слияний с ориентацией на букву гласного.
Дифференцированная работа по слоговой таблице позволила спросить «слабых» учеников, учеников, которые испытывают трудности при обучении чтению, в т.ч. из логопедической группы. Требовалось четко выполнять инструкции. Осуществлялось развитие действий контроля и самоконтроля, создание положительной мотивации.
3ЭТАП. ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ.
Цель – формирование первоначального механизма чтения.
Задача этапа: проконтролировать усвоена ли УЗ прошлого урока.
Перед классом поставлена проблема: «Как правильно прочитать слово?» надо ее решить в групповом взаимодействии, составить алгоритм чтения.
Уч-ся приняли задачу, им понятен путь решения. Работа групп отражена на модели алгоритма. Группы оценивают свою работу и работу «стражника»
Выбор отвечающих у доски с ориентиром на «сильного» уч-ка, который сможет обосновать порядок действий по алгоритму.
На данном этапе осуществлялся пооперационный контроль при чтении слов из букваря. Развивается мышление. Используется методика чтения по вспомогательным пометам. Объяснение и уточнение значений слов. Воспитание привычки вдумываться в читаемое.
Виды деятельности уч-ов: чтение цепочкой, самостоятельное чтение, работа в парах, где осуществлялся ролевой контроль и самоконтроль, и оценивание друг друга. Такая смена деятельности использовалась для актуализации знаний.
4 ЭТАП. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРФОГРАММА»
Цель этапа: грамматико-орфографическая пропедевтика, введение понятия «орфограмма»
Задачи этапа: развитие внимания, мышления, речи, формирование учебной деятельности.
Сравнение буквенной записи слова Роман и роман, выводит детей на вопрос: «Почему?» Вопрос фиксируется на доске - это начальный этап конструирования понятия «Орфограмма» В ходе обсуждения выясняется, почему надо писать с большой буквы. Открытием для 1классников стало название «ошибкоопасного» места. Значимость открытия в том, что дети впервые сталкиваются с ситуацией, когда буквенный образ слова расходиться с его звучанием. С этого момента начинается процесс формирования орфографической зоркости.
Т.о. я считаю, что урок достиг поставленных целей.
Этапы урока соблюдены, переход от одного этапа к другому. Активность уч-ся достигалась включением всех детей в учебный процесс, использованием различных видов, форм и методов работы на всех этапах урока, обеспечивающих высокую умственную активность 1классников, с учетом индивидуальных особенностей. Развивала коммуникативные качества уч-ся.
Используемый наглядный материал достаточен по объему.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок обучения грамоте по программе развивающего обучения Сиротюк О.Ю.
Рисунок 1Рисунок 115