«Значимость включения комплекса утренней гимнастики в режим дня младшего школьника»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЯКУТИЯ (САХА)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 2
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Значимость включения комплекса утренней гимнастики в режим дня младшего школьника»
Выполнила:
Ученица начального звена Лицея №23 «А» класса
Максимова Евгения
Руководитель:
Учитель начальных классов,
классный руководитель –
Коновалова Наталья Сергеевна;
г. Ленск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Оценка степени утомления
Способы повышения работоспособности:
А) правила поведения на уроках физкультуры
Б) режим дня младшего школьника
В) составление комплекса утренней гимнастики
Г) дневник самоконтроля
Заключение
Список литературы
«Учёба в порядке – спасибо зарядке»
1.Введение
Выбранная мною тема интересна тем, что она связанна с неумением
младших школьников спланировать свой день так, чтобы получить
наименьшую утомляемость. Правильно организованное физическое
воспитание, рациональный двигательный режим на фоне других
факторов здорового образа жизни способствует гармоничному
развитию организма. В жизни ребёнка двигательная активность
является главным фактором физического развития.
Цель нашей работы – подобрать наиболее эффективные методы
для повышения работоспособности младшего школьника в течении
дня.
Исходя из этих целей мы поставили следующие задачи:
Изучить режим дня младшего школьника
Выявить на уроках физкультуры наиболее эффективные способы повышения работоспособности учащихся.
Создать и разработать в школе и дома условий, способствующих
воспитанию здорового образа жизни у детей.
Методами исследования выбраны:
Наблюдение за учащимися в течении учебного дня
Пульсометрия в начале получения нагрузки и после неё
Составление комплекса утренней гимнастики для определённой возрастной группы детей.
Практическая значимость:
Выбрать наиболее приемлемые здоровье - сберегающие технологии,
влияющие на гармоничное развитие младших школьников, помочь
практическим советом.
2.Оценка степени утомления
Усталость можно определить по внешним признакам, поэтому во время занятий мы наблюдаем за своим внешним видом и ощущениями, чтобы не переутомляться и не причинить себе вред.
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки
Степень утомления
небольшое
среднее
переутомление
1. Окраска кожи лица
Лёгкое покраснение
Значительное покраснение
Побледнение или синюшность
2.Выражение лица
спокойное
напряжённое
страдальческое
3.Потливость
незначительная
большая
чрезмерная
4.Координация движений, внимание
Чёткое, бодрое выполнение команд
Покачивание, нечёткое выполнение команд, периодические вдохи и выдохи
Дрожание конечностей, частые покачивания,
Отставание при беге и ходьбе от класса
5.Жалобы
нет
На усталость, на боль в мышцах, сердцебиение
Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость, рвота
Как же построить день и распределить нагрузку, чтобы не переутомиться, а наоборот приобрести здоровье и хорошо учиться?
Способы повышения работоспособности
Выгодной особенностью моей темы является то,что она усиливает внимание к органическому сочетанию обучения жизненно важным двигательным навыкам с сообщением сведений гигиенического характера – о режиме дня, зарядке, правилах поведения.
Поэтому самовоспитание мы начали с того, что совместно с учителем разработали:
А) Правила поведения в классе и на уроке физкультуры,
в основном мы сами решали какие правила нам нужны и конечно это обязывало нас в дальнейшем их выполнять.
Правила
Для чего они нужны
Вовремя приходи на занятия
Уважение времени и одноклассников
Самовольно пользоваться спортивным инвентарём опасно
Забота о сохранении здоровья
Помоги слабому
Сильный всегда великодушен; слабый же тот, кто зол и жесток
Соблюдай дисциплину
Только дисциплинированный человек может достичь наивысших результатов
Оценивая работу товарища,сначала укажи на достоинства, а потом на недостаток
Недостатки лежат на поверхности, чтобы их увидеть не надо большого труда. Сумей увидеть хорошее
Одежда и обувь аккуратны
Твой внешний вид – это отношение к себе и к товарищам
Б) Режим дня младшего школьника
У многих ребят эти слова вызывают раздражение, ведь соблюдение
режима требует проявления воли. Ребятам кажется, что легче жить
не выполняя его, но это не верно. На самом же деле беспорядочный
образ жизни истощает силы, мешает добиться поставленных целей.
А режим дня лишь на первых порах требует большого напряжения,
зато потом облегчает учение, труд, укрепляет здоровье. Чтобы
успеть за день многое сделать: выучить домашнее задание, погулять,
помочь по дому, почитать и поиграть – нужно уметь правильно распределять своё время.
Так как я учюсь во 2 смену мы составили следующий
режим дня:
7.00 – подъём
7.00 – 8.00 – зарядка, личная гигиена
8.00 – 8.30 – завтрак
8.30 – 11.30 – выполнение домашнего задания
11.30 – 13.00 – отдых, посещение кружка
13.00 – 13.30 – обед
14.00 – 18.00 – учёба в школе
18.00 – 19.00 – ужин
19.00 – 20.00 – отдых, чтение книг, просмотр телевиза, игры малой
подвижности
20.00 – 20.30 – уборка комнаты, уложить нужные на следующий день учебники в портфель
20.30 – 21 00 – умывание, подготовка ко сну
21.00 – отбой
Один из выходных дней я сделала днём полного отдыха. Ни каких уроков в этот день! Все уроки стараюсь сделать в субботу,а воскресенье оставила для любимых занятий и развлечений. Но и в выходные дни не стоит спать слишком долго, чтобы день не казался коротким. Ужинаю не позднее 19 часов, ложусь спать в привычное время.
Заниматься физкультурой 2 раза в неделю недостаточно, поэтому день надо начинать с зарядки. Не зря же говорят: “Утро определяет день”. Утренняя гимнастика, умывание, душ помогают приобрести бодрость, положительный настрой. Но проснувшись – не торопитесь вставать! Ведь во время сна дыхание становиться реже, замедляется сердцебиение, нервные клетки отдыхают.для того, чтобы проснуться организму необходимо время.
Лёжа в постели, потянитесь руками, ногами, всем телом.
Затем потянуть правую ногу, не отрывая её от постели , как будто вы хотите сделать её длиннее.
Держать ногу в таком положении пока не сосчитаете до 60, потом расслабтесь. То же самое проделайте с левой ногой. После этого можно приступать к зарядке.
В) Утренняя гимнастика
Утреннюю гимнастику ещё называют “Зарядкой организма” и такая зарядка полезна всем. Она помогает организму быстрее перейти от сна к бодрствованию. После зарядки вы уже не будете выглядеть заспанным, лицо преобретёт свежесть, а организм - бодрость.
Зарядка укрепляет здоровье, так как это маленькая тренировка.При выполнении упражнений развивается сила, ловкость, выносливость, гибкость. Ученику необходима сильная воля – одно из самых ценных качеств, без которых трудно расчитывать на успех в любом деле. Воспитывать свою силу воли я начала с самого малого – делаю зарядку каждый день.
Время выполнения зарядки 10 – 15 минут. Необходимо, чтобы в нём были в следующем порядке:
потягивание – 8-12 раз
ходьба – до 1 минуты
упражнения для рук и плечевого пояса –6-8 раз
упражнения для туловища – 6-8 раз
упражнения для мышц живота – 6-8 раз
приседания – 30 секунд
упражнения для ног – 8-12 раз
упражнения на расслабление – до 1 минуты
Предлагаем комплекс утренней гимнастики “Проснись”, который не сложно выполнять каждое утро:
Чтоб совсем проснуться, надо потянуться.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помохать.
Шесть и семь – с улыбкой встать.
Восемь – можно день начать.
1. Руки вперёд, вверх, вниз.
2. Руки вверх; наклоняем туловище влево, хлопок в ладоши над головой.
3. Руки в стороны; упор присев, вернуться в и.п.
Стоя, руки вперёд. Наклон вперёд, руки назад, вернуться в и.п.
Стоя, руки на поясе. Встать на одно колено, затем на оба, сесть на пол и выпрямить ноги перед собой. Сгибая колени, подтянуть пятки ближе к ягодицам, встать на оба колена, затем на одно, вернуться в исходное положение.
Стоя на левой ноге, правую согнуть в колене, руки на пояс. Прыжки на месте. Через 8 прыжков меняем ногу.
Выполнение уренней гимнастики помогает мне активно включиться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
Как и все физические упражнения, зарядка укрепляет здоровье,повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, вырабатывает правильную осанку. Но, чтобы зарядка приносила действительно пользу, приводила к нормальному ритму работы органов дыхания и кровообращения, надо нагрузку повышать постепенно.
Контролировать правильность нагрузки можно измерением пульса до начала нагрузки и после выполнения заданий.
Подсчёт пульса в состоянии покоя и при небольших нагрузках проиводиться пальцевым способом на лучевой артерии. После интенсивных нагрузок подсчёт ЧСС(частота сердечных сокращений) таким образом бывает затруднён. Поэтому лучше измерять пульс в области височной или сонной артерии, в области сердца. Очень важно начинать использовать ЧСС как можно раньше после оканчания нагрузки, не позже 5-10 секунд с восстановительного
периода.
В среднем пульс равен:
при слабой нагрузке – 130 уд/мин (ударов в минуту)
при средней нагрузке – 140-150 уд/мин
при сильной нагрузке – 160 – 170 уд/мин (это уже не желательно)
Лучше всего измерять пульс в одном и том же положении – стоя или сидя.
Как же узнать,приносят ли пользу занятия физическими
упражнениями или нет? Для этого советуем завести дневник
самоконтроля и каждый день заносить в него свои наблюдения.
Г) Дневник самоконтроля
Показатели
Месяц: апрель
1
2
3
4
Самочувствие
х
Желание заниматься
е
Нагрузка и её переносимость
у
Нарушение режима
+
Болевые ощущения
_
Пульс уд/мин
125
В каждой клетке ставим значки, которые соответствуют моим показателям.
Самочувствие: «Х» - хорошее
«У» - удовлетворительное
«П» – плохое
Желание заниматься: «Е»– есть
«Б»– безразлично
«Н» -нет
Нагрузка и её переносимость: «+» – выполнена
«- » - не выполнена
«о» – отличная
«у» - удовлетворительная
«п» - плохая
Нарушение
режима: «+» – не было
«-» - было
Болевые ощущения: «+» – есть
«-» - нет
Наблюдения желательно проводить в одни и теже часы, одним и тем же методом, в схожих условиях. Например, утром, сразу после сна, перед гимнастикой и после неё.
Заключение
Драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Поэтому с раннего возраста надо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
Стараться не просто запомнить, но соблюдать и выполнять настоящую азбуку здоровья:
личная гигиена
соблюдение выбранного режима дня
выполнение комплекса утренней гимнастики
правильное питание
закаливание
вести активный образ жизни
Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие, это возраст – период особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности.
Предлагаемые нами конкретные и несложные методы оказывают благоприятные воздействия для оздоровления организма.
Мы считаем, что с поставленной перед собой задачей подобрать эффективные методы для повышения работоспособности младшего школьника в течение дня мы справились. Потому что эти методы способствуют саморазвитию, готовности к непрерывному обучению, умении эффективно сочетать умственные и физические нагрузки.
Соблюдая всё это я практически перестала болеть, больше успеваю за день, меньше устаю, стала лучше учиться.
Советуем завести дневник самоконтроля, посмотреть, какое настроение преобладает и сделать выводы.
Список используемой литературы:
В.И. Ковалько - “ Помощь школьному учителю” – 2005 год, Москва
С.П. Винокурова, Н.В. Борисова, Д.И.Шарин – “Врачебно – педагогические наблюдения в процессе занятий физической культурой и спортом у детей” – 2004 год, Якутск
Ю.А. Копылов, В.Н.Верхлин - “Урок физкультуры в начальной школе” – 2005 год, Москва
Е.Н. Литвиненко, Г.И. Погодаев – “Ура! Физкультура! – 1996 год, Москва
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Здравствуйте! Я Максимова Евгения, ученица 3 “А” класса.
Тема нашей работы: Значимость включения комплекса утренней
гимнастики в режим дня младшего школьника
Актуальностью данной темы является неумение младших
школьников планировать свой день так, чтобы
получить наименьшую утомляемость.
Целью нашей работы является подбор наиболее эффективных методов для повышения работоспособности младшего
школьника.
Исходя из цели нашей работы, мы поставили следующие задачи:
изучить и составить наиболее благоприятный для младшего школьника режим дня
выявить наиболее эффективные способы повышения работоспособности учащихся
создать и разработать в школе и дома условий, способствующих воспитанию здорового образа жизни детей
Для нашей работы мы использовали методы исследования:
наблюдение за учащимися в течении учебного дня
составление комплекса утренней гимнастики для определённой группы детей
пульсометрия в начале получения нагрузки и после неё
составление комплекса здоровьесберегающих технологий
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что
при успешном выборе наиболее
приемлемых здоровьесберегающих технологий, благоприятно
влияющих на гармоничное развитие,мы сможем помочь
практическим советом.
Наблюдая за состоянием своего здоровья и здоровьем своих
одноклассников, я заметила , что многие ребята устают, теряют
интерес к учебе.
Поэтому выбранная мною тема направлена на создание несложного
комплекса упражнений, которые можно применить каждому ребенку
самостоятельно в школе и дома.
Работа моя начиналась :
составления индивидуального режима дня,
соблюдения правил личной гигиены,
составления и применения комплекса утренней гимнастики
“
Проснись”
Для того, чтобы увидеть результаты, мною составлен дневник
самоконтроля, который позволяет проследить мои успехи и
убедиться в правильности выбранного мною направления.
И в заключении , мы хотим поделиться опытом, а именно
предлагаем вашему вниманию составленный сборник полезных практических советов .
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315