Проект сенсорного развития детей 2 младшей группы Тема «Назови, какого цвета?»


Проект сенсорного развития детей 2 младшей группы
Тема «Назови, какого цвета?»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Длительность проекта: средней продолжительности (апрель-май 2016 года)
По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности. Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Цель:
развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности детей раннего возраста.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
- Способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете)
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:
1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.
2. Организация образовательной деятельности с детьми.
3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.
Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:
• коммуникативная;
• игровая;
• двигательная;
• познавательно-исследовательская;
• продуктивная;
• чтение художественной литературы;
• музыкально-художественная;
• трудовая.
При работе с детьми использовались разные методы и приемы:
• игровые;
• мотивация;
• решение проблем игрушек;
• рассматривание;
• создание продуктивной деятельности.
В работе с семьей используются такие формы работы, как:
- исследование семьи;
- информирование об успехах детей;
- целевые консультации, папки-передвижки;
- участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
- участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.
План реализации проекта
I этап (исследовательский)
1. Работа с детьми:
• определение воспитателем уровня сенсорного развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);
2. Работа с семьей:
• изучение проблем семьи по вопросам сенсорного развития детей (анкетирование, опросы, беседы).
3. Предметно-развивающая среда:
• анализ насыщенности и продуктивности среды;
• разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).
II этап (основной – практический)
Работа с детьми
В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми мы предполагаем достичь некоторых результатов по следующим критериям:
• дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый);
• умеют группировать предметы по цвету;
• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;
• употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета.
Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:
Вид деятельности – коммуникация.
Беседы:
• «Какого цвета одежда?»
• «Какого цвета эти предметы?»
• «Какого цвета …..?»
Упражнения:
• «Какого цвета бывает…»
Вид деятельности – игровая.
Дидактические игры и упражнения
Темы:
• «Цветные прищепки»
• «Веселые ежики»
• «Бабочки для цветов»
• «Колеса для машин»
• «Собери по цвету»
• «Цветные фоны»
• «Найди такой же»
• «Дорожки к домикам» и др.
• C кубиками Дьенеша: «Собери по схеме «Дом» …»
Вид деятельности – двигательная.
Подвижные игры
• «Прокати синий (красный, желтый…) мяч в синие (красные, желтые …) ворота»
• «Прокати (синий, красный …) шарик по цветной дорожке»
• «Бегите к (синему, красному …) флажку»
Упражнять в раскладывании однородных предметов Познавательно-исследовательская деятельность.
Свойства воды
Темы:
• «Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»
• «Цветные льдинки»
Продуктивная деятельность.
Рисование
Темы:
• «Огни в окнах домов»
• «Цветные ленточки»
• «Разноцветные колечки для клоуна»
Лепка
Темы:
• «Разноцветные палочки»
• «Цветные шарики»
Чтение художественной литературы.
• Стихи А.Барто «Мяч»
• Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»
Совместная трудовая деятельность.
• «Стираем платочки и другие предметы кукольной одежды в тазике по цвету»
• «Моем игрушки в тазике по цвету»
Музыкально-художественная деятельность.
Праздники и развлечения
Темы:
• «Праздник мыльных пузырей»
• «Разноцветные шары»
2. Работа с семьей
1. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД
2. Консультации:
• Сенсорное развитие ребенка.
• Цветовое восприятие.
3. Конкурсы, выставки
По группе:
• «Моя любимая игрушка» (выставка);
• «Изготовление сенсорной игры» (конкурс).
По ДОО:
• участие в фотовыставке «В стране волшебных пузырей»
3. Предметно-развивающая среда
В группе оборудованы следующие центры развития детей:
• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);
• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);
• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);
• центр познавательно-исследовательской деятельности:
а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);
б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);
в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;
• центр продуктивной деятельности:
а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);
б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);
III этап (аналитический)
1. Работа с детьми:
• определение уровня сенсорного развития (воспитателем);
2. Работа с семьей:
• анализ уровня просвещения по вопросам сенсорного развития (анкетирование, вопросы, тесты);
• освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта
3. Предметно – развивающая среда:
• анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров развития детей.
Рекомендации по использованию опыта:
Первые игры должны быть легкими для восприятия.
На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет.
Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
Обучение должно проходить в игровой форме.
Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.
Литература
«Детство». Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г
Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.
ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008
Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия цвета
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.