Интегрированный урок для 3 класса «Какого цвета ремёсла? Части речи»
Интегрированный урок: «Какого цвета ремёсла? Части речи»
Учитель высшей квалификационной категории Абитова Э.Ф. 05.12.2013 г.
Интеграция предметов: русский язык, чтение, развитие речи.
Тема: «Какого цвета ремёсла?»
Части речи
Цель:
1. Закрепить знания о частях речи. Продолжить упражнения в классификации частей речи.
2. Познакомить учащихся с творчеством Дж. Родари и стихотворением «Какого цвета ремёсла?». Совершенствовать технику чтения, выразительность, развивать речь учащихся. Расширить знания учащихся о людях разных профессий.
3. Коррекционная работа: дифференциация звуков [ш-с], слитное произнесение фраз.
4. Показать важность и роль труда в жизни человека. Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.
Оборудование: презентация «Какого цвета ремёсла? Части речи»; выставка книг Дж. Родари; иллюстрации профессий, учебник стр.37, телевизор и DVD плеер, аудиозапись стихотворения.
Ход урока
I.Организация класса (психологический настрой уч-ся)
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
- Поздоровайтесь с гостями.
Дыхательная гимнастика.
-Встали прямо, руки вдоль туловища. Подравнялись.
- Сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть через рот. (3 раза)
II. Речевая зарядка
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Сколько дней в недели?
- Какое время года?
- Какое время года будет потом?
- Назови зимние месяцы.
- Назови последний месяц зимы.
III. Фонетическая зарядка.
На уроке мы будем хорошо говорить звуки [с - ш], следить за слитностью речи, будем говорить предложения на одном выдохе.
СА – ША – СА Са
·ша
ША – СА – ША шоссе
·
АША – АСА полоса
·
АШО – АСО пастушо
·к
высо
·кая кры
·ша
Маля
·р кра
·сит высо
·кую кры
·шу.
Маля
·р кра
·сит высо
·кую кры
·шу ки
·стью.
IV. Актуализация знаний. (слайд 2)
- Сегодня урок необычный. Мы будем говорить о профессиях, вспомним правила по русскому языку, прочитаем стихотворение «Какого цвета ремёсла»
- Наш урок пройдёт под девизом «Все профессии важны, все профессии нужны»
(1 ученик зачитывает)
Вам встретится слово ремёсла. Что такое ремесло?
Ремесло – это профессиональное занятие, т.е. профессия (трудовая деятельность, занятие человека).
Профе
·ссия - это словарное слово. (Надо запомнить непроверяемую гласную о, удвоенные согласные)
- Вам встретятся слова: кочегар, булочник, маляр, рабочий. (ученики зачитывают таблички) - Запишите их в тетрадь, но перед этим мы проведём минутку чистописания.
Минутка чистописания.
а) Массаж пальцев
Большой пальчик мы потрем,
Указательный пожмем,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный – пощипаем.
А мизинчик разотрем.
Кистью дружно мы стряхнем
И писать опять начнем.
б)- В названиях многих профессий встречаются сочетания с гласной о во-, по-, -ио-, -ло-, ко-, - бо-.
- Напишите красиво эти сочетания, правильно держите ручку.
в) - Запиши словарь: профессия, булочник, маляр, кочегар, рабочий. (табличка)
г) Работа на голое ухо. Повтори профессия, маляр, булочник
- В нашей школе работают люди разных профессий. Назовите их. (слайд 3)
(учитель, воспитатель, повар, библиотекарь, врач, медсестра)
V. Восприятие новой темы.
- О профессиях написано много стихотворений. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством итальянского писателя Джанни Родари. (слайд 4)
Знакомство с писателем. (слайд 5)
В 1920 году в далёкой Италии в бедной рабочей семье родился мальчик Джанни. Рос он весёлым и любознательным. Больше всего маленький Джанни любил книги. Мальчик вырос и стал работать учителем в школе. Он очень полюбил детей. Джанни Родари написал много детских сказок и стихотворений: «Приключение Чипполино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону».
Работа с выставкой книг писателя (слайд 6)
Чтение стихотворения «Какого цвета ремёсла?» (отрывок) стр.37
- Что мы будем делать? (читать стихотворение)
- Кто автор? (Джанни Родари)
1. Чтение учителем, учениками по цепочке.
VI. Физкультминутка «Робот»
VII. Продолжение изучения нового материала.
2. Проверка понимания прочитанного.
- О каких профессиях говорится в стихотворении? Скажи. Покажите.
( О булочнике, о кочегаре, о маляре, о рабочем)
3. Подбери к рисунку подходящие строчки из стихотворения. (слайд 7, 8, 9, 10)
- Поставьте вопросы к этим словам. (кто?)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (сущ.) (слайд 11)
- Дайте определение имени существительного.
- Эти сущ. одушевлённые или неодушевлённые? Докажите.
- Какой булочник? кочегар? маляр? (белый, чёрный, разноцветный) (слайд 12)
-Как называются слова, отвечающие на вопрос какой? (прилагательные)
- Дайте определение имени прилагательного.
4.Прочитайте 1 вопрос. (Объясни, почему булочник белый, кочегар чёрный, маляр сверкает разными красками.)
- На какой вопрос отвечают слова встаёт, стоит, сверкает? (что делает?) (слайд14)
- Как называют слова, отвечающие на вопрос что делает? (глагол)
- В какой временной форме эти глаголы?
- Измени слово сверкает так, чтобы оно было прошедшего времени, будущего времени.
- Дополните предложение: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы – это (слайд 15)
(Проведя исследовательскую работу, мы можем записать тему урока)
- Запишите в тетрадь тему «Части речи»
- Какие части речи вы ещё знаете? (предлог, местоимение)
- Найдите эти части речи в стихотворении. (он, у, под, в)
VIII. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в тетради.
а) (разноуровневые задания)
1 уровень – Выписать из текста по 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола.
2 уровень – распределить слова по группам: сущ. прил. глаг.
(учащиеся зачитывают свои работы)
б) Работа у доски. (если останется время)
- Написать предложение под диктовку «Чёрный у топки стоит кочегар» (1 ученик)
- Укажите части речи. (2 ученик)
IX. Зрительная гимнастика. (слайд 16) Футбол
X. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Какого цвета ремёсла?»
- Чей голос звучал женский или мужской? (слайд 17)
XI. Рефлексия
- Какое стихотворение читали?
- Кто автор?
- О каких профессиях мы сегодня прочитали?
- Кем работает твоя мама? Твой папа?
- Кем ты хочешь быть? (слайд 18)
Я открою небольшую тайну учеников 3 «а» класса. Мы заглянем в будущее и увидим . (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24)
( показать слайды: Вита – парикмахер, Миша – автослесарь, Оля – продавец, Лиза – экономист, Илья – охрана)
XII. Подведение итогов. Оценки за урок (Э)
Сегодня вы были: умные, активные, внимательные, красивые, добрые, воспитанные. Молодцы! За хорошую работу ставлю оценки (Э) , . (слайд 25)
XIII. Д/з. читать стр. 37 «Какого цвета ремёсла?», отвечать на вопросы.
Составить 2 предложения о профессиях и указать части речи.
15