Игра – это лучший, если не единственный способ научить ребенка чему бы то ни было. Данные игровые упражнения для развития памяти ребенка помогают не только развивать память ребенка, но, и смогут раскрасить, обогатить восприятие мира, научить видеть то, чт


• Как развить память у ребенка: уроки
Ниже перечислены игровые упражнения для развития памяти ребенка, которые научат находить черты различия и сходства, придумывать ассоциации и образы в запоминаемых предметах и ситуациях, упорядочивать нужную информацию. Игра – это лучший, если не единственный способ научить ребенка чему бы то ни было. Данные игровые упражнения для развития памяти ребенка помогают не только развивать память ребенка, но, и смогут раскрасить, обогатить восприятие мира, научить видеть то, что ранее уходило от внимания.
УРОК № 1. Дня начала нужно раздвинуть границы воображения. Попробуйте сделать это при помощи таких необычных предложений: «Представь, как звучит пушистое белое облако?», «Нарисуй птицу, которую никогда никто не видел», «Нарисуй, как пахнут духи мамы», «Что ты ощутишь, если прикоснешься к радуге?».
УРОК № 2. Называете малышу сначала знакомые слова, к примеру: доктор, улыбка, яблоко, а он пусть перечисляет вам ассоциации, возникающие в его воображении на эти слова. Описание ассоциаций следует делать по схеме: цвет, форма, какие они на запах, вкус и на ощупь. Запишите прилагательные, а потом перечислите их. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, какое слово соответствовало данной группе ассоциативных прилагательных. Такое занятие позволит развить навыки быстрого запоминания и быстрого вызова - «воскрешения» из памяти нужной информации. Затем усложните задание, и используйте для визуализации образов слова незнакомые ребенку.
УРОК № 3. Это вариант усложнения предыдущего упражнения на ассоциации. Продолжите предыдущую игру, усложнив ее условия. Вы перечисляете не все, а только одну - две, характерные, на ваш взгляд, детали описания предмета, а малыш должен вспомнить объект. К примеру, «белый» - ребенок вспоминает, что это доктор, «красно-теплая» – улыбка, «вкусно-круглое» - это яблоко.
УРОК № 4. Возьмите пуговицы, спички, мелкие детали конструктора, бумагу, которую можно мять, рвать, резать. Диктуйте ребенку слова с интервалом, за который он будет выкладывать соответствующие образы – ассоциации на слова. Затем пусть ребенок, через некоторое время, повторит услышанное от вас, глядя на выложенные им фигурки.

УРОК № 5. Игровое упражнение для развития памяти ребенка на визуализацию слов, незнакомых для малыша. Пусть ребенок либо рисует, либо словесно описывает образ, возникающий в его сознании на какое-то новое слово. «Как выглядит абракадабра, субмодальность, электрификация? Какого цвета эти слова, как они пахнут, каковы на ощупь?». Можно использовать в игре самые различные термины и понятия, иностранные слова. Малышу совершенно не обязательно разъяснять их истинный смысл или связывать с ним возникающие образы – в его возрасте это может даже и лишнее. Пусть он узнает эти понятия чуть позже или даже в школе - отличное от «привычного» значение слова может его серьезно удивить и впечатлить, а это, как вы знаете, очень хорошо для запоминания.
УРОК № 6. Пусть малыш выберет любой предмет и «оживит» его, наделит выбранный объект интеллектом, способностью двигаться и говорить. Куда пойдет, что он расскажет, что будет делать, став живым, среди каких предметов станет чувствовать себя комфортно. Таким образом, можно придумать целую сказку, о том, как «жила-была….» ожившая вещь. Это разовьет мышление ребенка, причинно следственные связи, научит ребенка запоминать не только предметы, но и события с ним связанные.
УРОК № 7. Данная игра достаточно известная и распространенная. Вы выкладываете карточки - картинки, а ребенок пытается их запомнить, затем карточки переворачивают, а малыш должен их назвать. Со временем задание усложняется, картинок становится больше с каждым разом, а времени на запоминание – все меньше и меньше.
УРОК № 8. Используйте предыдущую игру, как разминку. Следующий этап, предполагает использование двух рядов карточек, никак между собой не связанных. Малыш выкладывает свою картинку, к примеру «мяч», а вы – свою, например «шкаф», ребенок должен быстро и крепко связать два данных слова, чтобы затем, глядя на мяч, назвать вашу картинку, то есть шкаф. Впоследствии, вам нужно не выкладывать карточки, а только называть слова, чтобы задействовать не только визуальную, но и слуховую виды памяти ребенка. Со временем увеличивайте перечень слов, и уменьшайте время на запоминание и дачу ответов.
УРОК № 9. Игра на ассоциации. Вам нужно называть слова, на которые ребенок сможет назвать, связанные между собой ассоциации. К примеру, вы говорите «луна», а малыш перечисляет собственные ассоциации к этому слову: луна – космос – космонавты - звездолет – планеты - инопланетяне…. Затем называется самое последнего слово данной ассоциативной цепочки и малыш должен воспроизвести слова-звенья в обратном порядке, от последнего к первому слову. Сделать это несложно, если ассоциации будут взаимосвязаны или даже сложены в рассказ: инопланетяне живут на другой планете, на которую прилетели на звездолете космонавты, по космосу, в котором находится луна.
• Развитие детской памяти по ее видам

Если вспомнить НЛП с его классификацией, то люди делятся на: визуалов - воспринимающих мир преимущественно через зрительные образы, аудиалов - через слух, кинестетиков - через ощущения. Становится понятно, что визулы стараются увидеть то, что необходимо запомнить, аудиалы – услышать, и т.д. Поэтому, родители должны разобраться, к какой категории относится их малыш, и чтобы, к примеру, развивать память ребенка-визуала, нужно делать акцент на упражнениях, направленных на развитие слуховой и тактильной памяти, то есть на том, что развито меньше всего. Если у ребенка плохая память на числа, скажем, для начала выясните почему – это проблемы счета, то есть слуховых ассоциаций на последовательность, или запоминания написания цифр, и др. И начинайте заниматься в качестве разминки наиболее легкими для ребенка формами запоминания, а затем сосредотачивайтесь на наименее развитых видах памяти.
Предложенные ниже игровые уроки на развитие детской памяти кроме прочего, также тестируют способности малышей, «обнажая» «слабые» места, малоразвитые виды памяти у детей. К примеру, малыш без труда запоминает зрительные образы, однако его память «тормозит», когда требуется запомнить на слух или установить логические ассоциации. Помочь малышу можно обратившись к техникам запоминания.
Логические закономерности дают возможность связать разрозненную информацию логической связью. Когда требуется запомнить целый перечень не связанных друг с другом слов или образов, самый легкий способ - придумать логическую связь для них, помогающую впоследствии «вытянуть» из памяти слово за словом, восстановив весь перечень. Проще говоря, из разрозненных слов составляют связанный рассказ или даже сказку, и затем воспроизводится, вспоминая по ходу сочиненного текста нужные слова.
• Упражнения для развития памяти ребенка
Упражнения на последовательные ассоциации. Это упражнение подразумевает запоминание не самих слов, а ассоциаций придуманных к ним. Данную технику применяют, когда нужно запомнить нечто абстрактное: понятия или иностранные, неизвестные слова, тогда на каждое из «ничего не говорящих» слов придумывают яркую ассоциацию, вот именно она и откладывается в памяти.

Упражнения на фонетические ассоциации. Этот метод включает подбор созвучных ассоциаций. Методика запоминания хороша при изучении иностранных слов. К примеру, если нужно запомнить английское слово «ball» - мяч в переводе, ребенок представляет, что его задели мячом во время игры, и он почувствовал «боль».
Упражнения на автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.
Упражнения для развития памяти ребенка «Раскрашивание и усугубление». Данный метод предполагает трансформацию черно-белого образа информации - в цветной, плоского – в объемный, маленького – в большой. Хорошо запоминаются особенно гипертрофируемые образы, то есть сверхпреувеличение или наоборот.
Упражнения для развития памяти ребенка на «Вхождение». Необходимо как бы войти вовнутрь предлагаемой картинки, стать участником изображенных на ней событий. Соощущение дает возможность усилить представления, ощутить шероховатость, звук, запах, вкус, цвет представляемого образа. Данный метод называют тактильной, обонятельной памятью. Ведь по сути, любое «нечто» можно без проблем вообразить, как предмет, имеющий цвет, форму, размер, запах, фактуру. Только вот два последних качества мы задействуем крайне редко. Поэтому так полезно развивать эти навыки быстрого запоминания, определяя, чем, к примеру, пахнет слово «транскрипция» или каково слово «генетика» на ощупь?
Упражнения на избыточность. Данный метод подразумевает использование для запоминания большего количества информации, чем имеется в исходном материале. Акцент при этом делается на второстепенных деталях. В данном случае задействуется умение видеть, чувствовать и представлять больше, чем есть в действительности.
Упражнения на цифробуквенный код. Особенно полезны такие занятия для деток с плохой памятью на числа, даты и т.п. Цифровая информация является более абстрактной, чем словесная, и здесь требуется перекодировка, то есть своеобразное оживление цифр и чисел. Цифры от 0 до 9 нужно представить в виде образных крючочков или знакомых вещей. К примеру, 1 – как палка, 2 – это лебедь… 9 – перевернутая замочная скважина. Тогда при запоминании большего ряда цифр, запечатленные в образы цифры, связываются в общую картинку или рассказ. Для отсутствия путаницы при запоминании многозначных чисел с повторяющимися цифрами, к каждой из них придумывается сразу по несколько образов. К примеру, 8 – очки, бантик, снеговик, матрешка.
Метод Цицерона. Суть данного метода заключается в том, чтобы запоминаемые предметы и образы мысленно расположить в знакомой комнате. Затем достаточно будет вспомнить комнату для того, чтобы нужная информация всплыла из детской памяти.
Комбинированный метод. Эта методика основано на том, что чем больше ассоциаций у ребенка вызывает знакомство с какой-то новой информацией, тем его запоминание прочнее. Поэтому нужно преувеличивать, раскрашивать, заставлять двигаться, оживлять, становиться действующими лицами информационной цепочки, заменять реальную информацию усиленными образами, связывать неожиданным способом, невозможным в жизни. Следует делать информацию уникальной, чтобы она стала разноцветным фейерверком огней в памяти ребенка. Когда он натренируется, то станет выстраивать ассоциации настолько быстро, что время ее запоминания перестанет превышать время поступления информации.
• Какой метод лучше выбрать, если у ребенка плохая память?

Если у ребенка плохая память, а информацию действительно нужно запомнить, к примеру, выучить стихотворение или правило из домашнего задания, опирайтесь на те навыки запоминания, которые у ребенка наиболее развиты: визуализация, восприятие на слух, совмещение прослушивания и записывания в тетрадь под диктовку, и т.д. Когда от этого зависит успеваемость ребенка, не следует экспериментировать – неудачи, плохие отметки, несмотря на его старания, могут стать своеобразными «блокаторами» памяти, а попытки что-либо запомнить будут отторгаться на подсознательном уровне, вызывая неприятные ассоциации с прошлыми неудачами.
Когда же вы совершенствуете навыки быстрого запоминания, быстрого мышления ребенка, тренируетесь, если у ребенка плохая память, то сначала нужно отработать до автоматизма все техники, начиная с той, которая дается ребенку легче всего. Если вычленить наилучшую методику не получилось, то после достаточного количества тренировок, позвольте ребенку расслабиться, доверившись своему первому ощущению, самому яркому и запоминающемуся. Пусть он расскажет вам, что в первую очередь приходит на ум, когда он видит, слышит или читает задание – вы без труда поймете, в чем он наиболее силен.
• Как лучше учить стихи или запоминать тексты, если у ребенка плохая память?
Взрослый вслух и медленно читает стихотворение, строками или законченными предложениями. Ребенок слушает его с закрытыми глазами, представляя и «прорисовывая» каждую строчку стиха, насыщая воображаемую картинку деталями. Этих второстепенных компонентов должно быть много, чтобы поэтический образ стал ярче. Не стоит бояться перенасыщения деталями – это, напротив, хорошо, так малыш начинает «вживаться» в нарисованную им картину или ситуацию, становясь действующим лицом повествования. Еще лучше, если ребенок начинает не просто видеть строки, но и ощущать запах, температуру, поверхность описываемых предметов. Потом ребенку нужно будет только «описать» мир, который создало его воображение. Чтобы чтение на память стихотворения, не напоминало пересказ текста, учите малыша при возможности заменять слова синонимами, научите вслушиваться в звучание произносимых слов, ритм и рифму стиха.
Когда ребенок созрел к так называемому системному восприятию объемной информации, то есть вы , к примеру, решили прочитать вместе с ним детскую энциклопедию, с пересказом отдельных глав в дальнейшем, то лучше выделить для этого определенное время и предложить малышу ввести некий обряд, который позволит ему сосредотачиваться, входить в состояние концентрации внимания. Дети способны верить во все, что угодно, поэтому вам не составит труда сказать, что несколько глубоких вдохов перед занятием помогает запоминать лучше. Можете связать этот прием с каким-нибудь сказочным героем из его любимых книжек: «Так всегда делал Супермен, когда ему нужно было запомнить/вспомнить что-то…». Повторив несколько раз эти движения перед занятиями, малыш свяжет данный обряд с фиксацией внимания. И в дальнейшем, когда нужно будет быстро сосредоточиться, ребенку будет достаточно повторить знакомый ритуал.
Затем читается текст, так чтобы в сознании фиксировались автор и название текста, действия, факты, основное содержание. На первых парах обсуждайте детально все по ходу чтения: сравните фамилию автора с животным, название книги с картинкой, пусть он попробует представить себя в «стране динозавров» или в другой ситуации, соответствующей теме. Затем пусть малыш отвечает на простые вопросы: кто автор книги, как называется рассказ, где происходят действия.… Когда отшлифуется навык отвечать на поставленные вопросы, ребенок начнет сам автоматически давать ответы при пересказе. Работая с текстом, который изобилует большим количеством понятий и фактов, дайте малышу карандаш и бумагу, пусть он зарисовывает или записывает все, что помогает ему зафиксировать информацию в памяти. И пусть вы совершенно не можете разобрать изображенные им «закорючки», главное, чтобы эти «каракули» помогали ему воспроизвести текст.
Если требуется запоминание большого объема информации, то попробуйте рисовать карту памяти, используя для этого разноцветные фломастеры. Начинайте с середины листа, написав или изобразив в центре главную идею или тему рассказа, затем формируйте разветвления и блоки, указывающие, на какие составляющие делится текст, пронумеруйте их в последовательности повествования. Для каждого блока напишите ключевое слово или образ. Эти «ключи» должны отражать главную суть идеи раздела, будить память. Отдельным цветом выделяйте факты, имеющие важное значение. Если содержание текста для ребенка понятно, то может появиться свое мнение об услышанном или прочитанном, комментарии к тексту и личное отношение к ситуации – все это помогает в пересказе. Добавляйте больше символов и рисунков, так и вспомнить будет легче, и ассоциации расширятся и закрепятся. В карте памяти обязательно нужно отобразить ключевые моменты, такие как: кто делает, что, где, когда, как, почему. Все это позволит сохранять информацию дольше в активной зоне детской памяти.
• Как, с какого возраста и когда развивать память ребенка?

Существуют теории, что память у детей есть с самого рождения, и даже больше того - дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но лишь бессознательно. Тем не менее, говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев, когда мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта - 750-800 куб. см. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.
По сути, развивать память ребенка можно с момента, когда она появилась. Только в 9-месячном возрасте для этого более, чем достаточно просто разговаривать с малышом, учить элементарные слова, имена, знакомить с новыми игрушками. К развитию памяти вообще следует относиться исключительно как к игре, а не как кропотливому, изнуряющему труду. А вот играть можно везде и почти всегда: выходя на прогулку можно посчитать машины во дворе, изучить названия качелей на детской площадке или на ходу придумать стишок или сказку о «рогатом» трамвае. Поэтому каких-либо временных ограничений игры развивающие память не имеют. Единственное, помните, что детское внимание можно удержать на каком-то одном виде деятельности не более 15-20 минут.
Существуют игры на развитие детской памяти для деток от 10 месяцев до 1,5 лет, к примеру, «Где папа?», «Найди игрушку», «Чего не хватает». Уже в самих названиях кроются правила игры. Кто-то прячется или прячет что-то, что нужно вспомнить, а затем найти.
Для деток постарше существуют игры типа: «Волшебный мешочек», «Узнай предмет». В таких играх малыш должен на ощупь определить и назвать предмет - это игры на развитие тактильной памяти. Чтобы развить двигательную память, существуют игры «Море волнуется», «Делай, как я». Ребенок придумывает движения или позы, которые взрослый должен угадать. Или повторяет движения за взрослым, со временем темп ускоряется, а сами движения усложняются.
Если у вас несколько деток или просто малыши собираются на совместные игры, попробуйте внести дух соперничества: кто быстрее назовет, кто больше запомнит, кто придумает самый удивительный, неправдоподобный образ и так далее.
Помимо игр, заучивание стихов, чтение книг, разгадывание загадок, ребусов и головоломок также прекрасно развивает память, мышление ребенка и навыки быстрого запоминания.
Помните, что чем больше внимания вы уделяете развитию разных видов детской памяти, воображения и внимания, тем выше будет интеллектуальный потенциал вашего малыша.