Организация проектной деятельности на первой ступени обучения в рамках введения ФГОС НОО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Муниципальный Фестиваль педагогических идей
2265045156908500
Тема: Организация проектной деятельности
на первой ступени обучения
в рамках введения ФГОС НОО
Работу выполнила
Бреусова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
1-ой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 4
Слюдянка 2014 год
Введение
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми.
Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двум направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.
Особенности проектной и исследовательской деятельности
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния; это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта
состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ученика
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
творческие
приключенческо-игровые
информационные
практико-ориентированные проекты.
моно проекты
межпредметный (интегрированный)
Рассмотрим особенности каждого из них.
Виды проектов
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Приключенческо-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализациидетских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Моно проекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.Разумеется, работа над моно проектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках.
Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству я исхожу из следующих положений:
Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.
Творческую деятельность младшего школьника я рассматриваю в совокупности с самостоятельной и не провожу резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
В процессе работы над проектом я определяю следующую последовательность работы
Последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации:
анализ предметной и дополнительной литературы;
опрос;
использование коммуникативных источников;
посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
9. Защита проекта.
10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Оценка выполненных проектов
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, я отмечаю дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я выделяю несколько номинаций и стараюсь, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Коллективный характер принимаемых решений.
Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления результатов проекта.
Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированных умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Я оцениваю:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками я часто использую групповые и коллективные формы работы.
На первом этапе (в 1 классе) мы создаем простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентуем их, это позволяет формировать необходимые универсальные учебные действия:
Развитие умений видеть проблемы
Развитие умений выдвигать гипотезы
Развитие умений задавать вопросы ,то есть развитие регулятивных УУД
Подбор литературы по заданной теме
Ориентировка в словаре, справочной литературе
Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,
то есть развитие познавательных УУД, а так же коммуникативные и личностные УУД
С первого же класса я начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе большинство работ носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Приведу примеры краткосрочных проектов выполненных моими учениками
1 класс
Проект «Удивительные камни» (Приложение 1)
Цель проекта: Научить детей видеть красоту в обыденном, развивать творчество и фантазию.
Результатом общей работы над проектом стали поделки ребят с использованием камней.
Проект «Загадки о животных» (Приложение 2)
Цель проекта: Расширить круг знаний детей о животных, учить детей узнавать животных по их признакам, познакомить с видом устного народного творчества «загадки», попробовать свои силы в сочинении загадок.
Результатом работы в данном проекте стали книжки малышки загадками (в том числе и собственного сочинения) изготовленные детьми
2 класс
Проект «Моя родословная» (Приложение 3)
Цель проекта: Изучить историю своей семьи
Ребята с удовольствием узнавали историю своей семьи, рассказывали об интересных фактах из жизни своих предков. Результатом работы было составление своего генеалогического древа.
Групповой проект «Как помочь животным зимой?» (Приложение 4)
Цель проекта: Изучить жизнь животных зимой, чтобы помочь им в трудное время.
Результатом работы над данным проектом был выпуск газеты «Как помочь животным зимой». Ребята работали в группах, предварительно распределив обязанности. Одни писали статьи, другие отвечали за подборку иллюстративного материала, третьи подготавливали заголовок для газеты. Конечным этапом работы было совместное оформление газет и защита. Далее ребята сделали вывод, чтобы оказать реальную помощь животным надо изготовить кормушки для птиц, развесить их и регулярно подкармливать – это и стало следующей задачей для ребят.
Проект «Все профессии важны» (Приложение 5)
Цель проекта: Расширить круг знаний учащихся о профессиях, показать важность, необходимость и уникальность каждой профессии.
В данном проекте ребята знакомились с профессиями своих родителей. Посетили библиотеку, столовую и кинотеатр, где познакомились с профессиями библиотекарь, повар, киномеханик. После этого ребята изготовили книжки-малышки об одной или нескольких профессиях.
Проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» (Приложение 6)
Цель проекта: Изучить особенности узоров на посуде, проанализировать, как узоры и орнаменты на посуде связаны с математикой, предложить свои варианты узоров для посуды.
Данный проект ребята выполняли по группам. Результатом работы были альбомы изготовленные детьми, каждый из учащихся был задействован в проекте.
Коллективный проект по русскому языку «И в шутку и всерьез»
Цель проекта: Раскрыть богатство и выразительность русского языка при помощи разгадывания ребусов, загадок, шарад, анаграмм и т. д.
Каждый ученик подобрал занимательные задания по русскому языку, оформил их на формате А4. Затем ребята оформили альбом «Занимательный русский язык»
Исследовательская деятельность для меня не нова. Если с проектами я начала работать с введением ФГОС, то исследовательской деятельностью с учащимися начальной школы занимаюсь в течение многих лет. Представлю несколько исследовательских работ моих учащихся.
Исследовательские работы
Исследовательская работа по теме: «Музей на краю города» была выполнена под моим руководством ученицей 3 класса Колесниковой Дарьей. В данной работе Дарья показала уникальность музея минералов Валерия Жигалова и доказала, что музей является достопримечательностью не только нашего города, но и известен далеко за его пределами. Данная работа заняла 2 место на районных ученических чтениях. (Приложение 7)
В следующей своей исследовательской работе «Костюм русского населения Прибайкалья» Колесникова Дарья исследует историю возникновения и развития традиционного русского костюма населения Прибайкалья. Результатом данного исследования стало освоение технологии изготовления элементов народного костюма, украшения из бисера – гайтана, вышивания бранным узором; создание костюма: рубахи, передника – запона. Дарья представляла данную работу на районных ученических чтениях, где заняла 1 место; на районной научно-практической краеведческой конференции школьников «Земли моей лицо живое» стала дипломантом этой конференции. (Приложение 8, 9)
Исследовательская работа «Тайна воды» выполненная учащимися 4 класса Бобровым Никитой и Маркарян Любовью заняла 1 место в школьной научно-практической конференции «Хочу все знать». В данной работе предметом исследования стала обычная вода. Ребята изучали литературу, проводили эксперименты и доказали, что вода бывает «живая» и «мертвая». (Приложение 10)
В 2013 году учащиеся 4 класса Горбунова Анна, Гришкова Валерия и Земляничкина Елизавета провели исследование «Тайна красной планеты». В данной работе ребята изучали информацию о планете Марс, с целью выяснения есть ли на данной планете жизнь; провели эксперимент и выяснили причину ржаво-красного цвета почвы на Марсе. Ребята доказали, что когда-то на планете было достаточное количество воды и кислорода. В результате проделанной работы пришли к выводу, что три с половиной миллиарда лет назад Марс можно было назвать не красной, а голубой планетой. Возможно, что на её поверхности текли реки и цвели сады, а может и жил кто-нибудь. Ну а вопрос о наличии жизни на Марсе в настоящее время до сих пор является открытым и спорным.
Данная исследовательская работа была отправлена на всероссийский конкурс исследовательских работ «Талантоха» и заняла в 1 место. (Приложение 11,12)
Заключение
Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствует развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие универсальные учебные действия.
Список литературы.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.