Статья «Планирование и содержание работы по проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО»
Из опыта работы.
Рекомендации по планированию и содержанию работы по проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО.
Авторы:
Ирина Владимировна Ложкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1542, Почётный работник общего образования РФ, e-mail: Lozhkova@yandex.ru
Анна Сергеевна Кукушкина, заместитель директора по экспериментальной работе государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1542 , Лауреат конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования, e-mail: anna.kuk@list.ruЛидия Петровна Максименко, учитель начальных классов государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1542, Почётный работник общего образования РФ, e-mail: Lida13m@yandex.ruВалентина Михайловна Жевлакова, учитель начальных классов государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы прогимназии № 1542, Отличник народного посещения, Почётный работник общего образования РФ, Лауреат премии президента РФ в области образования, e-mail: ya.valentinaz2012@yandex.ru
Александр Иванович Гарасько, учитель физической культуры государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1542 , Почётный работник общего образования РФ, победитель конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования, e-mail: 4352040@mail.ru
Аннотация: авторы данной статьи показали, что технология проектирования должна иметь применение в начальной школе с целью реализации ФГОС НОО. Для получения метапредметных результатов обучения учителю необходимо использовать в своей деятельности системно-деятельностный подход, учить детей добывать информацию самому не только из дополнительной литературы, но и посредством использования интернет-ресурсов, уметь слаженно работать в коллективе (группе). В статье описаны цели, задачи проектной деятельности в начальной школе, этапы и содержание проектной деятельности по возрастным показателям (классам), приведены примеры планирования отдельных проектов, дан полный конспект урока-проекта.
Ключевые слова: проектная деятельность в начальной школе, ИКТ-компетентность, мини-проект, социальная педагогика, содержание проектной деятельности, параллели.
В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.
Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд».
В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках.
Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходили из следующих положений:
Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько - нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе, как уже отмечалось, проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование;Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.
Основываясь на этих положениях, попытаемся разграничить работу над проектом по различным областям:
Наиболее яркие, значимые виды деятельности для младшего школьного возраста:
творческие;
социальные;
поисковые;
исследовательские.
Содержание проектов, учитывающее интересы младших школьников по предметам:
экологические;
филологические;
информационные;
художественные;
исторические и т. д.
Работа над проектами может подразделяться на:
индивидуальные;
групповые.
Выход на аудиторию:
классные;
школьные;
муниципальные;
окружные;
городские;
региональные и т.д.
По временным рамкам исполнения:
долгосрочные;
краткосрочные.
Защита проектов может проходить как:
научно-практическая конференция;
стендовая защита;
видеозащита;
и подразделяться на две формы: очная и заочная.
Предлагаем к рассмотрению последовательность работы над проектом:
Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы над проектом.
Сбор информации:
анализ предметной и дополнительной литературы;
опрос;
использование коммуникативных источников;
посещение музеев, выставок, библиотек.
Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
Защита проекта.
Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Для каждого класса определена своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
КЛАСС.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моё имя»
«Моя семья»
«Моё любимое животное» и т.д.
КЛАСС.
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не
только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой половине I триместра второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй половины I триместра второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. Вот один из вариантов работы над проектом «Мои друзья».
Проводится беседа с учащимися, где предлагается для рассмотрения несколько проблем по различным темам, которые предлагают дети:
У меня много знакомых, но это не значит, что каждый из них мой друг.
Все люди на планете знают, что надо беречь природу, но до сих пор существуют «Красная книга» и «Чёрная книга». Значит, недостаточно это знать, надо беречь.
Мы – москвичи. Но значит ли это, что мы знаем свой город.
В этой беседе учитель должен психологически тонко нацелить детей на выбор той проблемы, которая в данный момент актуальна. Для восьмилетних детей более значима и близка проблема отношений между сверстниками. Поэтому была выбрана эта проблема.
Проблема выбрана. Теперь выбираем тему проекта.
Дети предложили назвать проект «Мои друзья». Проходит обсуждение темы проекта. Беседа о дружбе.
Дети вместе с учителем составляют план работы над проектом:
Рисунки и письма к проекту «Мои друзья».
Создание рисунка в программе «ЛогоМиры» по теме «Портрет друга».
Ребята пишут мини-сочинение «Письмо другу».
Обсуждение плана действий по теме «Поход к другу на день рождения» (алгоритм похода, изготовление подарка другу, подбор стихов-поздравлений).
Проводится конкурс рисунков на тему «Мы с друзьями на прогулке».
Художественно-творческое оформление пословиц и поговорок о дружбе.
Работа с конструктором «Лего». «Детская площадка, на которой я гуляю с другом».
Создание проекта по этапам плана.
Выставка проектов.
Подведение итогов.
Защита проектов. Рефлексия.
КЛАСС.
В третьем классе работа над проектом более расширена и начинается с I триместра. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.Тема «Времена года» была выбрана гимназией. Цель этого проекта – посредством выбранной темы, обсуждения в группах, подбора материала, исследовательской работы, сравнительных характеристик времён года, природных явлений развивать и углублять знания детей природного характера.
Задачи проекта:
Развивать любознательность, стремление поиска интересных фактов и событий, желание воплотить свои замыслы в художественном исполнении: в рисунках, стихах, поделках, сочинениях.
Учить оценивать свой труд и труд своих товарищей, как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Продолжать нарабатывать навыки детей в работе с программой «ЛогоМиры» (рисунок, сканирование, переход с листа на лист, работа со звуком).
При работе над темой «Весенние праздники» стремиться сохранить традиции народных обрядов и обычаев, накопленных веками и передавать их потомкам.
Работа над этим проектом строится следующим образом:
Обсуждение выбранной темы, выработка примерного плана работы по данной теме. (1 час)
Рассматриваем растения, собранные в гербарий. Обсуждаем группы растений (по месту обитания: растения леса, растения поля, растения водоёмов, растения луга, садовые растения; по виду: цветы, травы, деревья, кустарники, злаки, овощи; по составу: корень, стебель, лист, плод, семена).Работаем в графическом редакторе ЛогоМиров: картину «жизнь леса», лесных животных рисуем в виде форм. (2 часа).
Конкурс рисунков по теме: «Что я видел летом», «Летняя природа». Вспоминаем раскладку клавиатуры. Делаем подписи под рисунками. «Оживляем» картину «жизнь леса». (1 час)
Разучиваем пословицы и поговорки о лете, о летних месяцах. Делаем из Лего-конструктора фигурки лесных зверей и птиц. (1 час)
Долгота дня. Измерение температуры. Практическая работа: измерение температуры воды с помощью температурного датчика Лего и программы Robolab. Работа в программе ЛогоМиры: «Путь Солнца на небе (летом и осенью)», работа проводится с использованием форм. Ввод текста: «Летом Солнце поднимается выше, чем осенью» (1 час)
Природа осенью. Месяца осени. Изменение цвета растений. Осенняя погода. Придумываем героев осенней сказки. (1 час)
Выставка портретов героев осенней сказки. Прочитай высказывания, отметь высказывания, являющиеся истиной. Осенняя сказка. Создаём осенние картины, героев осенней сказки (из природного материала). Стихи об осени, осенних месяцах. Рисуем в программе ЛогоМиры дворец королевы осени. (1 час)
Изменчивая дама погода. Пословицы и поговорки об осенней погоде. Сканируем картины осени, фотографируем осенних героев, помещаем их в поле форм программы ЛогоМиры. Украшаем дворец королевы Осени. (1 час)
Загадки на осеннюю тему. Вывод по осенней погоде. Из Лего-конструктора построить дворец королевы Осени. (1 час)
Зерновые растения. Хлеб – всему голова. Какие овощи и фрукты собирают осенью. Осенние грибы. Стихи, загадки об овощах, фруктах, грибах и хлебе. В программе ЛогоМиры оформить лист «На пиру у королевы Осени». (1 час)
Животные осенью. Оформление листов «Дворец королевы Осени», «На пиру у королевы Осени». (1 час)
Конкурс рисунков и сочинений «Здравствуй зимушка-зима». Природа зимой. Стихи о зиме. В программе ЛогоМиры рисуем портреты зимних месяцев. (1 час)
Зимние праздники. Обычаи празднования зимних праздников (Нового года, Рождества). В программе ЛогоМиры рисуем праздничную открытку. Работа со звуком. (Записываем стихотворение, пожелание, песенку.) (1 час)
Конкурс рисунков и сочинений на тему «Зимние каникулы». Ответы на вопросы после зимней экскурсии. Зима в жизни растений. Пользуясь электронным микроскопом, рассматриваем и фотографируем почку с зимней ветки. (1 час)
Животные зимой. Конкурс рисунков «Животные зимой». В программе ЛогоМиры рисуем и подписываем следы зверей на снегу. Готовим пирог для птиц. (1 час)
Пословицы, поговорки, загадки про снег. Удивительные свойства снега. Где и как рождается снег. Снежные пушинки. Делаем из бумаги снежинки. Сканируем, в программе ЛогоМиры готовим лист «Снегопад». (1 час)
Зимние виды спорта. В программе ЛогоМиры готовим интерактивную книгу о зимних видах спорта. Подарок папам, дедушкам ко Дню защитника Отечества. (4 часа)
Конкурс рисунков «Весенний пейзаж». Весенние праздники. «Весенние ромашки» – поделка из бумаги, мамам в подарок. В программе ЛогоМиры составляем алгоритм приготовления весеннего печенья. (1 час)
Весенние праздники. В программе ЛогоМиры оформляем листы «Весенние картины». (Весенние праздники, пробуждение природы). (5 часов)
Весенняя погода. Пословицы, загадки, поговорки о весне. Делаем из бумаги кораблики. Рисуем в графическом редакторе.
Поведение итогов.
Создание портфолио проекта (папки).
Защита проекта.
Рефлексия.
Для учащихся третьих классов Западным окружным управлением образования был объявлен конкурс проектов на свободную тему. Проект был краткосрочный. Ребята самостоятельно (без помощи учителя) выбирали проблему, давали тему своему проекту. Но каждый ученик обсуждал с учителем свой план работы над проектом, например: «Морское дно», «На даче», «Зоопарк». Эта работа очень интересная, но трудоёмкая для учителя.
КЛАСС.
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
После поездки на экскурсию в Музей истории Москвы ученики одного из четвёртых классов задали себе вопрос «А знаем ли мы свой город?». Этот вопрос подтолкнул детей на определение темы будущего проекта: «Мой город».
Работа над проектом проходила по следующему плану:
Выбор темы проекта. Обсуждение темы проекта. Беседа об истории нашего города. (1 час)
Конкурс рисунков на темы: «Московский дворик», «Достопримечательности Москвы». Работа с инструментами графического редактора в среде ЛогоМиры. (1 час)
Сочинение о Москве. (1 час)
Работа в среде ЛогоМиры. Создание титульного листа проекта. Знакомство с командой «Назови лист». (1 час)
Конкурс рисунков на тему: «История моего города». Работа с графическим редактором, готовыми формами и штампами в среде ЛогоМиры. (1 часа)
Создание рисунков для листа «История города Москвы» в графическом редакторе программы ЛогоМиры с использованием готовых форм и штампов. Редактирование и создание форм в среде ЛогоМиры. Работа в текстовом поле (2 часа).
Работа в среде ЛогоМиры. Работа со вставкой графических объектов. Начало мультипликации с использованием команд: новая форма, вперёд, жди. (1 час)
Беседа о московских градоначальниках. Работа с текстовым полем в среде ЛогоМиры. Создание листа «Московские градоначальники». (1 час)
Подбор стихотворений о Москве. Создание кнопки записи звука. Печать текста стихотворения. Создание иллюстрации. (2 часа)
Создание рисунков для листа «Современная Москва» в графическом редакторе программы ЛогоМиры с использованием готовых форм и штампов. (1 час)
Создание из конструктора Лего композиции на тему: «Улица моего города». (2 часа)
Сочинение о Москве. (1 час)
Компоновка проекта. Создание кнопок перехода с листа на лист в проекте. (1 час)
Выставка проектов.
Подведение итогов.
Защита проектов.
Рефлексия.
Мы рассмотрели примерные варианты планирования работы над проектом по параллелям, выделяя то главное, на наш взгляд, что необходимо учесть в работе над проектом с детьми разных возрастных групп.
Необходимо сказать о важной черте, которая объединяет работу над проектами во всех классах – это осуществление межпредметных связей. Работая над проектом, мы не можем ограничиться изучением материалов по одному предмету, знания в каждой предметной области переплетаются и дополняются знаниями из другой (или нескольких) предметных областей:Проект «Мои друзья» - представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – изобразительное искусство – информатика – технология;
Проект «Времена года» - представлены предметные области:
- природоведение – изобразительное искусство – технология – информатика – отечественная художественная культура;
Проект «Мы в походе» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – природоведение – физкультура – основы безопасности жизнедеятельности;
Проект «Народные весенние праздники на Руси» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – москвоведение – отечественная художественная культура – изобразительное искусство – музыка – этикет – технология – информатика.Один из важнейших и значимых для младших школьников этап – защита проекта. Защита проекта проходит после составления портфолио проекта. Подготовка к защите проводится под руководством учителя. Вместе с учителем дети составляют план выступления, выделяя основные моменты, которые должны быть обозначены в защите проекта. Представляем один из вариантов плана выступления учеников по защите проекта «На даче»:
Представление авторов проекта.
Актуальность выбранной темы.
План выполнения проекта.
Составляющие детали плана макета (из чего сделаны, как выполнялось изготовление деталей).
Источники получения дополнительных знаний.
Проведение экскурсии по макету дачного участка.
Для чего выполнялась работа. Вывод.
Надо отметить, что выступление на защите проекта должно быть не более 7 – 10 минут.
Также защита проекта может быть представлена в виде творческой работы (мини-спектакль, мини-опера и т.д.) либо в виде урока-проекта (например: урок – проект «Народные весенние праздники на Руси» - Приложение 1, урок – проект «Мы в походе» - Приложение 2)
Защита может проходить в несколько этапов в зависимости от целей её проведения:
- внутриклассный;
- внутришкольный;
- муниципальный;
- окружной;
- городской и т. д.
Обучающиеся гимназии ежегодно являются победителями в различных номинациях окружного конкурса научно - исследовательских работ «Начало», принимают активное участие и становятся дипломантами в городском конкурсе научно - исследовательских работ «Открытие».
Гимназия реализует содержание начального общего образования в интегрированных курсах образовательных областей, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения и воспитания. Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в ходе использования информационных технологий на предметных уроках, в проектной деятельности. Гимназия предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на реализацию дополнительных образовательных программ, программы социализации учащихся, воспитательной программы, то есть на всестороннее развитие младшего школьника.
Приложение 1.
Интеграция двух предметов
(москвоведение и информационные технологии) с использованием формы «работа двух преподавателей на уроке»
КЛАСС
Урок-проект «Весенние народные праздники на Руси»
(Проект в проекте «Времена года»)
Цель: Оживить календарь народных весенних праздников: Сретение, Масленицу, Евдокию-Весновку, Сороки, Алексея-теплого, с гор потоки, составить новую страничку календаря «Благовещение» – значимого, почитаемого праздника на Руси, сохраняя тем самым традиции народных обычаев, обрядов, накопленных поколениями, передавая их потомкам. Развивать у детей свое эмоциональное восприятие глубокой старины, воплощая его в рисунках, стихах, пословицах, загадках, песнях, сочинениях. Продолжать формирование у детей умений работать индивидуально и в группах в программе ЛогоМиры (рисунок, переход с листа на лист, сканирование, звуковые оформления) и оценивать свой труд и труд своих товарищей.
Оборудование: проектор, компьютеры, подготовленные презентации и проект «Весенние праздники», выполненный в программе ЛогоМиры, макет березы (выполненный детьми), кукла Масленица (изготовленная детьми), рисунок, изображающий славян в народных костюмах, предметы старины: скатерти, полотенца с орнаментами, деревянные ложки, трещотки национальные русские костюмы на детях - для создания атмосферы урока, выставка книг, печеные «жаворонки», надетые на палочки, цветная бумага для оригами, алгоритм складывания птички. Урок сопровождается показом проекта «Весенние праздники», выполненным в программе ЛогоМиры.
Ход урока:
1. Введение
Дети входят, приветствуют гостей и садятся за столы.
Учитель: – Праздники на Руси. Как бы пуста, безотрадна была бы жизнь народа среди суеты, гнетущих забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников.
- Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались?
- У меня в руках папка: проект «Весенние народные праздники на Руси». Это совместное творчество детей, учителей, родителей.
В этой большой исследовательской работе каждый найденный факт творчески переосмыслен и воплощен в пословицах, поговорках, рисунках, стихах, песнях. Это календарь проекта в программе ЛогоМиры.
И одежда у нас сегодня необычная – девочки в сарафанах, а мальчики в длинных подпоясанных рубахах.
Я предлагаю переместиться во времени, эдак на 200-300 лет назад и оживить календарь народных праздников.
- Устроим посиделки. Согласны? (Да)
2. Основная часть
Учитель: С какого праздника мы начали наш календарь?
Ученики: Сретенье
Учитель: Существовал обычай зажигать на Сретенье свечу. Считалось, что Сретенская свеча чудодейственная - оберегает дом ото всех несчастий. Давайте и мы зажжем свечу, пусть она горит, пока мы будем рассказывать о наших праздниках. Так, что это за праздник Сретенье, и какого числа его отмечали?
Маша: - С давних времен этот день 15 февраля считался первой встречей зимы с весной, в этот день они борются: кому идти вперед.
Катя: – На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о сретенских оттепелях)
Таня: - На Сретение солнце на лето, зима на мороз (о сретенских морозах)
Саша: - На Сретение кафтан с шубой встречались
Даша: - У дня больше света, а у ночи меньше стужи.
Саша:- Если солнце перед закатом выглянет сквозь облака – прошли последние морозы.
Тима: - Если солнце вовсе не покажется – ожидай строгих морозов.
Учитель: А каким, по нашим наблюдениям, было Сретенье в этом году?
Ученики: В этот день было пасмурно, с прояснениями, температура воздуха
(-5) – (-7) градусов.
Марина: Праздники на Руси проходили интересно и весело. Одним из таких праздников является Масленица. Название Масленица появилось потому, что мясо на этой неделе есть нельзя, а молочные продукты можно, вот люди и пекли блины масленые.
Учитель: Масленица справляется за семь недель до Пасхи. И пришлась в этом году на начало марта (с 3 по 8 марта). Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и всеми любимый праздник. Центральной фигурой являлась Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору. (Учитель выносит куклу Масленицу). Наша Масленица очень похожа на девушку, нарядную, пригожую. Встречала масленицу ряженая молодежь.
Таня: «Все на кониках вороных, все на саночках расписных»
Таня, Даша:
«Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем,
А мы, красные, ее привечаем»
Таня: - Этот праздник проводов зимы и встречи весны.
- Считалось, если не повеселишься на масленицу как следует, не погуляешь, то весь год будешь жить плохо и бедно.
Илья: - Про счастливую жизнь говорили: не житье, а масленица.
Настя: - Гуляется она в последнюю неделю перед Великим Постом. Мир веселья и смеха раскрывается в эти дни.
Саша: - Еще Масленица называлась сырной неделей. Перед Масленицей говорили: «Заговляюсь на сыр да на масло».
Елисей: Каждый день Масленицы имел свое название.
Ангелина: - Понедельник «Встреча» (гостевой понедельник). В этот день устраивались общественные горы - ледянки, каталки и дети начинали катание с гор.
Яна: - Вторник «Заигрыши». С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов, ходили в гости.
Дима: - Среда «Лакомка». Приглашали родственников на блины и угощенье, пели песни, веселились.
Елисей: Четверг «Разгул, Перелом, (Широкий четверг)». Катались по улицам на санях, пели песни, устраивали кулачные бои, веселились.
Саша: - Пятница «Тёщины вечерки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Тёма: Суббота «Золовкины посиделки». Молодожены приглашали родных к себе. Дети в этот день строили снежные городки с башнями и воротами и играли в игру «Взятие снежного городка»
Елисей: Воскресенье «Проводы Масленицы, Прощеное воскресенье». В этот день с песнями и весельем катали на санях чучело Масленицы, а затем везли на поле, где росли озимые и торжественно сжигали. Вечером просили друг у друга прощение.
Все дети, повернувшись парами друг к другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой»
Катя: - На Масленицу все катаются на лошадях, едят блины и сжигают чучело, чтобы весна скорее пришла.
Таня: -В нашей школе тоже проводили праздник Масленицы: веселились, проводили спортивные игры, ели блины и, конечно, катались на лошадях.
Учитель: – Если центральной фигурой на этом празднике считается Масленица то, что является Главным героем?
Ученики: Блин
Елисей: Без блинов нельзя представить Масленицы. - Блин – это символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
Таня: Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.
Даша: Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки, большие во всю сковородку, тонкие и легкие. К ним подавались: сметана, яйца, икра и варенье.
Дима: Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.
Ангелина и Марина поют частушки, остальные им подпевают и подыгрывают на ложках, трещотках:
-Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои,
Уж блиночки мои!
-Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах,
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица
-Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть
А сели семеро за этот стол,
Дали душеньке простор.
-Друг на друга поглядели
И…. блины-то все поели!
(Дети берут Чучело Масленицы обходят с ним по кругу).
Все:
А вот в это воскресенье
Наше кончилось веселье
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица,
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Учитель:- Итак, закончилось веселье, проводили Масленицу. Пришла Евдокия-весновка – 14 марта
Дима: - У Евдокии есть и другие названия: Евдокия – свистунья (начинают дуть и свистеть весенние ветра). Евдокия – плющиха (снег плющит настом).
Приметы: С Евдокии начинаются первые оттепели.
Марина: - Евдокия – замочи подол, под порогом мокро.
Настя: - На Евдокию снег к урожаю.
Тимофей: По нашим наблюдениям: 14 марта погода облачная, с прояснением, шел снег, t – 2,3
Все ученицы выходят и по очереди рассказывают заклички:
Даша:
Благослови, мати, весну закликати.
Рано, рано, весну закликати.
Весну закликати. Зиму провожати.
Рано, рано, зиму провожати.
Катя:
Благослови, боже, на взгорочку сести,
Весну загукати, Летечко отмыкати.
Зиму замыкати:
Таня:
Летечко тепленько,
Зима студеная, Летечко в каточку.
Зима в полозочку.
Марина:
Приди к нам, весна, Со радостью!
Со великою к нам со милостью!
Со рожью зернистою.
Ангелина:
Со пшеничкой золотистою.
С овсом кучерявыим.
С ячменем усатыим.
Даша, Настя:
Со просом, со гречею,
С калиною-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветочками лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Таня:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Учитель: – В этот день снежницу - талую водицу приносили в дом, умывали детишек, утирали больных, кропили стены, давали курам, чтобы они хорошо неслись.
Марина: В этот день девушки садились за ткачество и вышивку.
Учитель информатики и ИКТ (рассказ учителя сопровождается презентацией):
Главной одеждой славян была рубаха. Все от мала до велика носили рубахи, но по крою и отделке они различались. У каждого были повседневные и праздничные рубахи. Повседневные только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. В праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи.
Ребята вы посмотрели на украшенные вышивкой рубахи, на элементы узоров. Ответьте, что чаще всего вышивали наши предки?
Ученики: Природные элементы: цветы, траву, солнце. Геометрические фигуры…
Учитель информатики и ИКТ: Считалось, что языком узора человек передает Богу свои просьбы.
Я подготовила для вас в программе «ЛогоМиры» рисунки рубахи и сарафана и предлагаю украсить их каким-то узором.
(Далее работа на ноутбуках I-mac в программе ЛогоМиры. Учитель подводит итоги. Ученики сохраняют свои проекты.)
Учитель: – Прошла еще неделя, и наступили Сороки. 22 марта.
Марина: На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
Яна: Увидел скворца – весна у крыльца. На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
Саша: Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц и первая из них - жаворонок.
Тимофей: На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве
случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Пекли "жаворонков" из ржаной муки, глазки из сушеных ягод.
Учитель: Печеных жаворонков насаживали на длинные палки. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Ученики (взяв «жаворонков», насажанных на палки, и выбежав все вместе на середину):
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Учитель: С помощью «жаворонков» выбирался семейный засевальщик. Для этого в птичку запекалась монетка и тот, кому она попадется, независимо от возраста, разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
А нас с вами ждет уже следующий праздник - 30 марта. Алексей – теплый, с гор потоки.
Таня: На Алексея – сверху печет, снизу течет.
Даша: Когда действительно в этот день с гор вода бежит, то ожидается благоприятная весна, а с ней хороший урожай.
Тимофей: По нашим наблюдениям: была пасмурная погода, ветер, температура днем +1,-1.
Учитель: Звонкие весенние ручейки, тепло предапрельского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть дня они уже проводили на улице, затевали разные игры, водили хороводы.
Ученики (заводя хоровод, поют):
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, Люли проходит (2 раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, Люли, приводит (2 раза)
Прощай, зимушка – старушка,
Ты седая холодушка.
Люли, Люли холодушка (2 раза)
(Дети садятся на места. Раздается колокольный звон - Благовест) Учитель: Вот наступило 7 апреля – Благовещенье. Благовещенье - самый большой у Бога праздник.
Таня: Добрый, тихий праздник, когда никто никого не заставляет работать.
В то же время на Руси считается великим, почитаемым праздником. Почему?
Настя: В священном писании говорится, что Дух Святой явился на землю в виде голубя и принес благую весть о рождении Спасителя.
Учитель: Это единственный был на Руси Благотворительный праздник. Вывозили и выводили на улицу больных людей, немощных стариков и делали им подарки, давали подаяние не из жалости, благодарность за прожитую жизнь, за тяжелую, долголетнюю работу.
- С этим праздником связывают обычай. Какой?
Саша: – Отпускать птиц на волю ранней весной.
Учитель информатики и ИКТ: Мы с вами сегодня, следуя этому обычаю, тоже будем выпускать птиц на волю. Но птиц не простых, этих птиц мы сделаем из бумаги в знакомой нам технике оригами. (Дети, вместе с учителем, складывают птиц, используя алгоритм)
Настя: Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса.
Все: Благовещение – птиц на волю отпущение.
Тима: Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же отпускали их на волю.
Дети берут птичек со словами:
Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки ,Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте, вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
(Всех птичек дети сажают на дерево – берёзу.)
ИТОГ: Итак, мы завершили еще одну страничку календаря «Весенние праздники».
- Что каждому из вас дала работа над проектом?
- Нам всем?
Молодцы, ребята. Всем спасибо.
Приложение 2.
Интеграция трёх предметов (окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура) в рамках проектной деятельности с использованием новой формы - работы двух преподавателей на уроке.
4 КЛАСС
(опережающий метод обучения)
Тема: Проект «Мы в походе».
Цель: продолжение работы над проектом «Мы в походе» с ориентированием на выходе умения составлять план-схему условного лагеря.
Задачи.
Обучающие:
Закрепить знания учащихся об ориентировании на местности, о полезных и ядовитых растениях, грибах и ягодах, которые можно встретить в лесу, об умении оказать первую доврачебную медицинскую помощь, о сборе и укладке рюкзака.
Закрепить знания, умения и навыки учащихся по физкультуре при выполнении общеразвивающих упражнений по заданным тематикам.
Развивающие:
Развивать умение быстро и правильно ориентироваться на местности, навыки выполнения первой доврачебной медицинской помощи, умение составлять планы-схемы.
Развивать следующие качества: выносливость, ловкость, смекалку, игровые качества у учащихся по физкультуре.
Воспитательные:
Продолжать формировать дружный коллектив учащихся:
прививать внимание, аккуратность;
учить умению приходить товарищам на помощь;
Оборудование: Карточки с топографическими знаками; карточки по теме «Грибы», «Растения леса», «Ягоды»; малые магнитные доски; магниты; изображение в центре зала компаса; мягкие полумячи, имитирующие кочки; гимнастические скамейки; обручи; баскетбольные мячи; палатка; аптечка; рюкзак: кеды, верёвки, спальный мешок, личные вещи, продукты (сахар, консервы, крупа); гимнастическое бревно; шест; маты; барьеры. Организационный этап.
Дети заходят в спортивный зал - 1 мин.
Здороваются с учителями и гостями -1 мин.
Вступительное слово учителя – 3 мин.:
Сегодня у нас очередное заседание Клуба путешественников, и посвящено оно подготовке к походу, который состоится в конце мая. В походе нам встретятся различные трудности, но справиться с ними нам помогут знания по природоведению, основам безопасности жизнедеятельности и физкультуре.
В предстоящем походе мы с вами увидим и ощутим, как замечателен и красив наш Родной край. Почувствуем прохладу рассвета, услышим звонкие голоса птиц, увидим родник, который питает водой речку.
Туристы – это весёлые, любознательные, здоровые ребята. И самым ценным качеством у них является дружба и выручка. Сегодня вы покажете, как готовы к походу.
Мы с вами весь учебный год работали над проектом «Мы в походе». Наши исследования и творческие работы собирали в папку. Итогом нашей сегодняшней работы будет составление плана-схемы того места, где будет находиться наш условный лагерь. Эти планы-схемы мы тоже вложим в папку.
Но прежде чем испытать трудности на себе, надо к ним подготовиться. Проведём небольшую разминку.
Разминка – 3 мин.
Как ваше настроение? (бодрое, весёлое, хорошее)
Для того чтобы продолжить наше занятие, нам надо разбиться на 2 команды (назначение капитанов; отбор команд капитанами) – 3 мин.
Вы готовы к игре? (да).
Дети проходят к центру зала.
Основной этап.
Объяснение правил игры.
Итак, в игре нам встретятся 7 станций, которые каждая команда должна пройти, не совершая ошибок (а если совершает ошибки, как можно быстрее их исправить), чтобы на 8 станции собрать план-схему лагеря из условных знаков каждой станции. Эти условные знаки находятся в коробках, вы их должны выбрать и положить в планшет – 1 мин.
Как вы думаете, на что похоже изображение в центре зала? (на компас)
На нашем условном компасе показана только одна сторона горизонта – Север.
Какие ещё стороны горизонта вы знаете? (1 уч-к – основные стороны горизонта; 2 уч-к – промежуточные стороны горизонта)
Как ещё можно ориентироваться на местности? – 3 мин.
Мы сегодня работаем с вами по компасу.
Сейчас капитаны команд получат маршрутные листы, на которых будут указаны те направления, в которых должны двигаться команды.
(Каждая команда работает с одним из учителей. Учитель контролирует проведение каждого этапа. На различных этапах игры учителя могут меняться и продолжать ход урока с другой командой.)Ребята, на каждую станцию вы будете уходить от нашего компаса.
Капитаны, получите маршрутные листы у учителя физкультуры.
В добрый путь!
Игра.
Станция «Болото».
Нам надо его преодолеть.
Как мы это можем сделать? (обойти, по кочкам, по гати)
Выполнение задания.
Дети выбирают условный знак.
Станция « По грибы и ягоды».
Мы находимся в смешанном лесу. Здесь нам встречаются различные грибы, ягоды и растения.
Перед вами карточки, на которых нарисованы ягоды, грибы и растения. Выберите те карточки, которые можно (нельзя) употреблять в пищу.
Выполнение задания.
Почему вы выбрали именно эти карточки?
Выберите условный знак.
Станция «Родник».
В лесу мы не только выполняем какие-то обязанности, но и играем. На этой станции мы поиграем в игру «Ручеёк».
Объяснение правил игры:
Исходное положение «верхом на скамейке»; 1 игрок с мячом, по свистку передача сверху-назад следующему игроку и так до последнего в команде. Последний вбегает в обруч, делает передачу мячом в стену и с мячом садится первым на скамейку.Выполнение задания.
Выберите условный знак.
Станция «Медпункт».
Мы с вами на станции «Медпункт». В походе можно получить какие-то травмы. Надо уметь оказать первую доврачебную помощь.
Какие травмы можно получить в походе? (учащиеся перечисляют их)
Разбираем: укус клеща, порез.
Выберите условный знак.
Станция «Сбор рюкзака».
Мы с вами на станции «Сбор рюкзака».
Давайте вспомним, как нужно укладывать рюкзак.
Какие основные правила сбора рюкзака?
Учащиеся укладывают рюкзак.
Выберите условный знак.
Станция «Переправа через речку».
Мы с вами на станции «Переправа». Перед нами речка. Нам надо её перейти.
Какие способы переправы вы знаете? (обойти, по верёвке, по бревну, вброд)
Сегодня мы будем отрабатывать переправу через речку по бревну.
Учащиеся выполняют задание.
Выберите условный знак.
Станция «Овраг».
Мы с вами на станции «Овраг». Здесь очень трудно проходить. Давайте поиграем в игру «Преодолей препятствие» и покажем, что мы можем справиться с этим препятствием.
Объяснение правил игры:
Каждый участник игры делает 3 прыжка через обруч, затем пролезает под барьером, потом опять делает 3 прыжка через обруч и становится в конце команды и так, пока все члены команды не выполнят задание.
Учащиеся выполняют задание.
Выберите условный знак.
Станция «Топография».
Эта станция итоговая.
Сколько у вас собрано условных знаков? (7)
Все знаки вы выбрали?
Составьте план-схему нашего условного лагеря.
Выполнение учащимися задания.
Команды, поменяйтесь своими схемами.
Верно выполнили задание? (капитаны команд дают ответы)
Эти планы-схемы мы с вами вложим в нашу папку с работами.
Ш. Итог.
Вот и остались позади ваши преграды и задания, потрачено много сил. Каждая из команд показала дружбу и взаимопомощь.
Ребята, как вы думаете, справились мы со своими задачами?
Почему вы так считаете?
Как вы думаете, готовы мы с вами идти в поход? Это будет следующим этапом нашего проекта.
Молодцы! С такими ребятами можно смело идти в поход с уверенностью, что победа над преградами и препятствиями будет за нами. (Отметить лучших учеников. Хорошие ответы, активных).Солнце близится к закату, стихает дневной ветерок, закрываются цветы на лесной поляне. Пора и нам завершать наш поход, чтобы вновь готовиться и в утреннем тумане скрыться за поворотом.
Построение и уход из спортивного зала.
Приложение к проекту «Мы в походе».
Алгоритм работы учащихся на станциях условного лагеря.
Станция «Болото».
А) Выяснение способов преодоления болота.
Б) Выяснение, какими методиками можно пользоваться при пересечении болота.
В) Выполнение упражнения.
Г) Выбор условного знака данной станции.
Станция «Смешанный лес».
А) Выяснение, к какому типу леса относится данный лес. Почему?
Б) Выяснение, какие растения, грибы и ягоды являются ядовитыми, а какие полезными.
В) Выбор карточек с полезными или ядовитыми растениями, грибами и ягодами.
Г) Выбор условного знака данной станции.
Станция «Родник».
А) Спортивная игра. Объяснение правил игры «Ручеёк».
Б) Игра.
В) Выбор условного знака данной станции.
4.Станция «Сбор рюкзака».
А) Выяснение принципа укладки рюкзака.
Б) Выбор условного знака данной станции.
5. Станция «Переправа через речку».
А) Выяснение способов переправу через речку.
Б) Выполнение упражнения.
В) Выбор условного знака данной станции.
Станция «Медпункт».
А) Выяснение, какие травмы можно получить в лесу в походе.
Б) Выяснение способов оказания первой доврачебной медицинской помощи при порезах, укусе клеща, при переломах.
В) Выбор условного знака данной станции.
Станция «Овраг».
А) Спортивная игра. Объяснение правил игры «Преодолей
препятствие».
Б) Игра.
В) Выбор условного знака данной станции.
8. Станция «Топография».
А) Выяснение количества собранных карточек.
Б) Составление плана-схемы условного лагеря.
В) Взаимопроверка командами данного задания.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
Команда «Зелёные»
№ Направления. Условные знаки.
1. Северо-восток 2. Запад 3. Восток 4. Северо-запад 5. Север 6. Юго-восток 7. Юго-запад 8. Юг МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
Команда «Жёлтые»
№ Направления. Условные знаки.
1. Юго-запад 2. Север 3. Северо-запад 4. Северо-восток 5. Запад 6. Восток 7. Юго-восток 8. Юг Список литературы
Н.И. Решетников. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена, - 2005. – с.15 – 160.
Дж. И. Ниренберг. Искусство творческого мышления. – Мн.: Попурри, 1996.
А. Гин. Приёмы педагогической техники, - 2006. – с. 8 – 10, с. 332 – 38.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя, - 2010 – с. 51 – 64.