Программа внеурочной деятельности Основы проектной деятельности (ОПД)


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новоеловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО:
____________( Т.А.Баркова)
Протокол № ___от «__»___2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ
«Новоеловская СОШ»:
___________( Л.И.Бондаренко)
«__»___2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Новоеловская СОШ»:
_______________ (Т.В.Худова)
Приказ № ___ от «__»___2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление программы: социальное
объединение
Основы проектной деятельности
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-11 лет

Составил: педагог доп.образования
Бондаренко Н.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
СанПиН, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
Программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2013 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 10-11 лет. Реализует социальное направление.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Курс «Основы проектной деятельности» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Актуальность проектной деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне - профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.
Цель: создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1.     Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов, с разными видами представления результатов своей  деятельности.
2.     Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3.     Научить работать с различными источниками информации.
4.     Научить способам первичной обработки информации.
5.     Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
6.     Научить работать в группе, команде.
7.     Сформировать умение оценки своих и чужих результатов деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1.   Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
2.   Развивать у  учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3.   Развивать исследовательские умения.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность внеурочной деятельности как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2. Системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3. Непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектной деятельности;
4. Взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5. Принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Новоеловская СОШ» на проектную деятельность в 4 классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2016-2017 учебном году.
Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Учебно-тематический план

п/п Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий) Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы
Дата Тема урока, тип урока
Кол-во часов Элемент содержания
Требования к результатам (предметным и метапредметным) Контрольно-оценочная деятельность план факт Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид Форма Раздел 1. Введение. Понятие о проекте – 1 час
1 Вводное занятие. Твои новые интересы и увлечения.
Инструктаж по технике безопасности. 1 Ознакомление с приложением в конце тетради. Работа с текстом. Взаимопроверка. Формирование умения презентовать свои интересы и увлечения Научиться составлять план выступление. Уметь работать с памяткой. Знать и соблюдать требования к речи и форме
речи. Презентовать свое увлечение, достижения. текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.htmlРаздел 2. Виды и типы проектов. Основания для их классификации – 7 часов
2 Виды проектов. 1 Знакомство с видами проектов и терминологией проектов. Последовательностью выполнения проектов по «Пирамиде 5П» Различать виды проектов Определять вид проекта по своей теме текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html3 Исследовательский проект 1 Знакомство с видами проектов: исследовательски-творческий проект. Формирование умений научно-творческого исследования. Определение этапов проекта. Изучение исследовательских и творческих задач. Понимать смысл исследовательски-творческий проект Осознать, что такое научно-творческое исследование. текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html4 Творческий проект 1 Ознакомление с творческим проектом. Составления паспорта проекта. Оценивать свои возможности в творческом проекте. Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html5
Ролево-игровой проект 1 Ознакомление с ролево - игровым проектом. Инсценировка произведений. Мини-сценарий. Инсценировке произведений Распределять роли, составление мини-сценария текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html6 Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. 1 Работа над понятием постер. Изучение условий при создании постера. Выдвигать гипотезу по теме. Проводить самостоятельные исследования Систематизировать и анализировать полученные результаты текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО 7 Информационно-исследовательский проект 1 Ознакомление с информационно-исследовательским проектом. Научиться находить нужную информацию и исследовать её Уметь анализировать. Участвовать в дискуссии текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.kodges.ru/dosug/page/147/8 Практико-ориентированный проект 1 Ознакомление с практико - ориентированным проектом. Различать практико-ориентированные проекты Уметь распределять их на две группы текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/2696Раздел 3. Структура проекта. Основные характеристики проекта монопредметный, межпредметный – 5 часов
9,
10 Монопредметный проект 2 Ознакомление с монопредметным проектом. Различать виды монопредметных проектов Умение правильно заполнять таблицы текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269611,12 Межпредметный проект 2 Ознакомление с межпредметным проектом. Находить тесные связи между учебными предметами (учебными дисциплинами) Составлять минутку знакомства по теме своего проекта текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269613,14 Структура проекта. 1 Виды презентационных проектов Правильно выбирать форму презентации проекта текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/2696Раздел 4. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа над проектами – 11 часов.
15,16 Источники информации 2 Поиск необходимой информации Пользоваться источниками информации Самостоятельно находить необходимую информацию текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269617,18 Вид презентации проекта, в рамках исследовательской работы 2 Мини исследовательская работа в презентации Понимать смысл исследовательской работы Составление перечня требований к исследовательской работе текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.kodges.ru/dosug/page/147/19 Правильная подготовка презентации к проекту 1 Правила хорошей подготовки к презентации проекта Составлять презентации по своей теме проекта. Разработать памятку для начинающих проектантов текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269620, 21 Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления 2 Рекомендации к публичному выступлению Отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта Составлять памятку при подготовке публичного выступления текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269622, 23 Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом 2 Ознакомление с памяткой по составлению списка используемой литературы во время работы над проектом Составлять список используемой литературы Проводить рефлексию. текущий http://www.fsu-expert.ru/node/269624 Типичные ошибки проектантов 1 Типичные ошибки проектантов при подготовке и защите проекта Умение анализировать чужие ошибки и работы над ними Проводить рефлексию. текущий http://www.fsu-expert.ru/node/269625 Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся 1 Критерии оценивания проектной деятельности учащихся Критерии оценивания проектной деятельности учащихся Делать соответствующие выводы текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.kodges.ru/dosug/page/147/Раздел 5. Проектная деятельность учащихся – 6 часов
26, 27 Программа МРР. Формирование умения обработки фотографий и рисунков. 2 Программа МРР Работать с диаграммами Проводить рефлексию. текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.kodges.ru/dosug/page/147/28 Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. 1 Программа МРР Работать с таблицами Проводить рефлексию. текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269629 Практическая работа 1 Программа МРР Правильно заполнять таблицы Защищать свою работу. http://www.fsu-expert.ru/node/269630 Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации 1 Использование ресурсов Интернет при подготовке презентации Правильно пользоваться ресурсами Интернет Защищать свою работу. текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.fsu-expert.ru/node/269631 Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. 1 Программа Microsoft Office Word. Работать с текстом и настройками полей и абзацев текущий Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://www.kodges.ru/dosug/page/147/Раздел 6. Презентация проектов – 2 часа
32 Работа над проектом. Защита проекта. 1 Подведение итогов Подводить итоги своей работы контрольный Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html33 Защита проектов.
Советы мудрого Дельфина на лето. 1 Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам. Подводить итоги своей работы Прислушиваться к советам другим контрольный Самоконтроль/взаимоконтроль
УО http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.htmlРаздел 7. Итоговая контрольная работа - 1 час
34 Итоговое контрольная работа - тестирование 1 контрольный Самоконтроль
Всего: 34 часа
3.Содержание программы
Раздел 1. Введение. Понятие о проекте – 1 час
Содержание, цели и задачи курса. Понятие проекта, проектной деятельности.
Основные понятия: проект, проектная деятельность.
Практическая деятельность учащихся. Упражнение «Проблема».
Раздел 2. Виды и типы проектов. Основания для их классификации – 7 часов
Типология проектов (исследовательский, творческий, информационный, ролево-игровой, практико-ориентированный (социальный)). Классификация проектов (продолжительности проведения, по числу участников проектной деятельности).
Исследовательский проект. Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта.
Основные понятия: проект, исследование, гипотеза, объект, предмет исследования, аргумент, аспект, концепция, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез и др.).Творческий проект. Понятие, особенности проекта. Основные этапы выполнения творческого проекта. Выработка первоначальных идей, их анализ и выбор лучшей идеи, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов проектирования (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и др.)
Основные понятия: творческий проект, рефлексия.
Ролево-игровой проект. Особенность приключенческого проекта – сюжетно-ролевая игра (имитация социальных и деловых отношений, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и др.).
Основные понятия: проект, сюжетно-ролевая игра, имитация проблемных ситуаций.
Информационный проект. Особенность проекта. Работа с источниками информации. Оформление результатов информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеоматериал). Формы представления проектной работы – публикация, в т.ч. в сети Интернет, обсуждение на телеконференции и др.
Практико-ориентированный проект. Особенность проекта. Формы представления проектной работы.
Основные понятия: проект, информация, источники информации, доклад, видеоматериал.
Практическая деятельность учащихся: Сравнение различных проектов. Выбор проектов в зависимости от поставленной проблемы.
Раздел 3. Структура проекта. Основные характеристики проекта монопредметный, межпредметный – 2 часа.
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы Основные характеристики проекта. Алгоритм выполнения проекта (исследовательский, творческий, приключенческий, информационный). Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
«Строим пирамиду», составляем «звёздочка обдумывания», по «ступенькам» пирамиды идём к цели.
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Основные понятия: проект (исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный (социальный)), справочная литература.Практическая деятельность учащихся: Сравнение проектов по заданным критериям.
Раздел 4. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа над проектом - 11 часов
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно - популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе. Обработка информации. Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Вид презентации проекта, в рамках исследовательской работы. Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.
Основные понятия: таблицы, картосхемы, справочники, словари
Практическая деятельность учащихся: составление презентации мини-исследования необходимого по определённому образовательному предмету с акцентом на источники информации.
Раздел 5. Проектная деятельность учащихся – 6 часов.
Практическая деятельность учащихся: Выполнение творческих заданий на закрепление изученного материала, решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т. д.
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия. Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать.
Основные понятия: Понятие презентации. Виды презентаций (устное сообщение, защита проекта, театрализованное представление, слайд-шоу, видеоролик, презентация веб-сайта, конференция, школьная газета, круглый стол, выставка, спектакль и др.).Раздел 6. Презентация проектов – 2 часа.
Практическая деятельность учащихся. Индивидуальная работа по представлению результатов проекта.
Раздел 7. Итоговая контрольная работа - 1 час.
4. Предметные результаты освоения учебного курса
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;- выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:- принимать и сохранять учебную задачу;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;- планировать свои действия;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;- адекватно воспринимать оценку своей работы;- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;- проявлять познавательную инициативу;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;- преобразовывать практическую задачу в познавательную;- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.Формирование познавательных универсальных учебных действий:- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;- высказываться в устной и письменной формах;- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;- владеть основами смыслового чтения текста;- анализировать объекты, выделять главное;- осуществлять синтез (целое из частей);- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;- строить рассуждения об объекте;- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- строить логическое рассуждение, - использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия.

5. Формы контроля
Для регулярного контроля на учащихся заводятся диагностические карты, которые ведутся учителем. Карты оценивания, в которых сами учащиеся, обмениваясь картами, по каждой теме оценивают друг друга, выставляя балл соответствующий оценке: 5 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 4 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 3 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 2 – очень низкий (не выполнил).
Для отслеживания результатов используются задания, содержащие рефлексивные предложения, тесты и др.
Итоговая аттестация по изученному курсу проводится педагогом по результатам тестовой и итоговой работ (проекта), а также участие учащихся с проектами в школьных и районных конкурсах, либо представление результата работы.
Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать персональный проект.
6. Методические рекомендации
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.Для наиболее эффективной работы по курсу «Основы проектной деятельности» в 4 классе предполагается, что все учащиеся   класса попробуют себя в индивидуальной и групповой работе над мини-проектами всех типов (исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т.д.). На тему «Школа, в которой мне бы хотелось учиться».
7. Описание материально технического обеспечения
Книгопечатная продукция
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». 4 класс – М. : Издательство РОСТ, 2012.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 4 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства:
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Компьютер
4.Мультимедийный проектор
5.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи
6.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.