Разработка урока по русскому языку на тему Дефис между частями слова в наречиях (7 класс)


Тема: Дефис между частями слова в наречиях
Цель: 1)знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;
2)формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис
Ход урока
1.Словарный диктант. (Повторение изученных орфограмм по теме «Наречие») на листочках
(Мы продолжаем изучение темы «Наречие», а какая конкретно будет сегодняшняя тема, вы попробуете сформулировать самостоятельно)
2. Пропускается строчка для последующей записи темы урока, записываются под диктовку предложения.
Падает на лес пушистый снег. Осторожно, боясь спугнуть тишину, идут фотоохотники по зимнему лесу мимо деревьев, разряженных в добрых и злых волшебников.
- Произведите синтаксический разбор предложений, назовите части речи.
- Объясните правописание слов разряженных, фотоохотники.
3. Мобилизующий этап.
На доске (слайде) записаны слова по группам:
1)юго-запад, кресло-кровать, летчик-испытатель, пол-арбуза, пол-Москвы (сложные сущ.)
2)юго-западный, темно-синий, плодово-ягодный
3)кто-то, что-либо, кто-нибудь, кое-кто.
-Объясните, по какому признаку распределены эти слова? (части речи)
-На какую орфограмму подобраны данные слова? Объясните постановку дефиса в словах.
Запишите примеры.
4.Читаем текст, подготовленный на доске (слайде). (Это продолжение того, что уч-ся записали под диктовку)
Тихо-тихо в лесу. Вот (не)слышно, (по)кошачьи, ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда (то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. (Не)вольно вспоминаешь самые страшные сказки.
-Объясните подчеркнутые орфограммы. (Слова записать в тетрадь)
-Объясните правописание наречий с НЕ, раскройте скобки.
-Какие еще наречия есть в тексте? Как они пишутся?
-Объясните правописание неопределенного наречия откуда-то по аналогии с неопределенными местоимениями. Значит, такие суффиксы как –либо, -нибудь и приставка кое- пишутся через дефис: откуда-нибудь, где-либо, кое-где. (Омонимичные части речи)
5.Формулирование и запись темы урока.
-Каковы будут цели нашего урока? Что мы должны будем узнать?
-Но самую большую трудность вызывает правописание приставок в наречиях.
-Как обычно пишутся приставки (в существительных, прилагательных, глаголах)? (Слитно).
-У наречий приставки пишутся и слитно, и раздельно, и через дефис, например: в одиночку, поодиночке, по-видимому. (запись наречий) Сегодня рассмотрим лишь дефисное написание приставок в наречиях.
6. Изучение нового материала
Чтение и анализ материала § 42.
- Прочитайте материал учебника и составьте краткую схему. Сформулируйте условия дефисного написания приставок в наречиях.
Дефис в наречиях
по- + -ому, -ему, -и (по-зимнему, по-кошачьи)
в-, во- + -ых, -их (во-первых)
кое- (кое-как)
-то, -либо, -нибудь (куда-то)
(тихо-тихо)
Исключения: бок о бок, с глазу на глаз.
7.Закрепление материала
1) Запись с объяснением.
Работать (как?) по-ударному, встретить по-дружески, поступить по-товарищески, тепло по-летнему, разделить по-братски, красив по-весеннему, во-первых.
2) Запись на доске: по-моему – по моему; по-зимнему – по зимнему.
- Чем отличаются данные пары слов? (в произношении? по значению?) Являются ли они омонимами? Как их отличить?
- Составьте с ними предложения и запишите. (по вариантам)
1 вариант: В этот раз все будет по-моему. По моему образцу все решили задачу.
2 вариант: Солнце светит по-зимнему неярко. Приятно идти по зимней дороге.
3) Запишите, объяснив написание изученной орфограммы. (Пособие Богдановой Г.А., с.132)
Поступать по-боевому (как?), по (какому?) боевому пути, идти по осеннему лесу, по-осеннему хмурые дни, по-настоящему испугаться, приветствовать по-дружески, по праздничному городу, по-праздничному пестрые флаги, соскучиться по настоящему делу, отдохнуть по-настоящему, устроиться по-походному, плакать по-ребячьи.
8. Итоги.
-Удалось ли справиться с поставленной задачей? (Что повторили, что выяснили?)
-Выставление оценок за урок.
9. Домашнее задание: § 42, упр.251