Отчет работы школьной библиотеки
Отчет - анализ работы
школьной библиотеки
МБОУ «Красногвардейская школа № 1»
за 2014/2015 учебный год.
Общие сведения о библиотеке.
Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана, утвержденный директором МБОУ «Красногвардейская школа № 1».
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
Формирование и удовлетворение потребностей учащихся и педагогов в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги;
Содействие учебно-воспитательному процессу и самообразованию путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов;
Формирование высоконравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности способной в дальнейшем участвовать в развитии общества, обладающей прочными знаниями по профильным дисциплинам;
Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников;
Воспитание культурного и гражданского самосознания;
Формирование комфортной библиотечной среды.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.
Количественная характеристика читателей
Всего читателей – 481 чел.
Из них:
Учащихся - 407
Учителя школы – 50
Другие - 24
Читателями библиотеки являются учащиеся и сотрудники школы.
Изучение читательских формуляров 1 классов показал, что 34 % учащихся записаны в библиотеку и читают художественную и программную литературу. Сравнительная диаграмма по количеству учащихся читающих художественную литературу и по программе.
В библиотеке систематически ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий. Так в посещаемость составляет 3194, а количество книговыдач – 17716.
1). Количество обучающихся в школе:
Всего 1кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
631 64 92 71 57 58 44 58 53 49 44 41
2). Количество педагогических работников 57 чел.
3). Число читателей 481 чел.
Число
читателей
по параллелям 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Всего
23 53 15 32 54 40 26 45 49 35 35 407
% от общего числа обучающихся36 58 21 56 93
90 45 85
100 80 85 68
Благодаря проведенным библиотечным урокам проведенным в 1-9 классах, количество учеников (407) записавшихся в этом учебном году превышает количество записанных в прошлом году (327).
Сравнительная диаграмма записавшихся учащихся классов в 2014\2015 уч. г. и в 2013/2014 уч. г.
4). Объем библиотечного фонда:
Книжный фонд библиотеки составляет - 37 691 экземпляров. Основной фонд библиотеки - это художественная, научно-популярная, методическая, справочная литература;
учебников – 22 962 экземпляра.
Книги в библиотеке расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту учащихся, отдельно расположена методическая литература, подписные издания, справочно-библиографические издания.
В библиотеке имеется и тематическая расстановка книг:
«Это мешает нам жить»;
«Крым – наша Родина, Крым – наш дом родной»;
«Зная о правах, помни об обязанностях»;
«Природа наша мать, надо ее оберегать»;
«Вам, родители!»;
«За страницами твоего учебника»;
«Секреты, советы, ответы для родителей»;
«Искусство быть читателем»;
«О дивный Крым, чудесный край!»;
«Ты дал мечту, ты веру дал и мудрости завет»;
«К нему не зарастет народная тропа!»;
«Что за прелесть эти сказки!»;
«Сто дорог – одна твоя».
Для обеспечения учета при работе с основным фондом ведется следующая документация:
Книга суммарного учета основного фонда;
Инвентарная книга;
Журнал учета изданий, не подлежащей записи в инвентарную книгу;
Журнал учета книг, принятых от читателей взамен утерянных;
Акты:
- на списание устаревшей литературы;
- на литературу, переданную в дар;
Накладные на книги;
Каталоги и картотеки.
Для обеспечения учета при работе с учебным фондом ведется следующая документация:
Книга суммарного учета учебного фонда;
Каталог учебников;
Накладные на учебники;
Акты на списание учебников;
Журнал выдачи учебников по классам.
III. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
1. В библиотеке имеется справочно-библиографический аппарат (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки)
систематический каталог ( составляется заново)
картотека «Тематическая картотека» - в помощь учителям в проведении внеклассных мероприятий
настольные ящики свободного выбора по содержанию:
-«Рассказы о животных»,
-«Стихи на русском языке»,
-Любить природу, значит любить Родину»,
-«Что за прелесть , эти сказки»,
-«Это мешает нам жить»,
-«Путь к себе»,
-«Земля и космос»,
-«За страницами твоего учебника».
рекомендательные списки:
- «Родной край»;
-«Мир-природа-жизнь».
2. Для ознакомления пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний проводятся библиотечные уроки, которые включают: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с каталогом, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями. Все библиотечные уроки проводились с использованием презентаций.
«Поговорим о книге» 1 классы
Экскурсии в библиотеку
«Знакомство с библиотекой»
2 классы
«Иллюстрации в книге» 3 классы
«Структура книги» 4 классы
«Необычные библиотеки мира» 5 классы
«Словари наши помощники» 6 классы
«Эти книги знают все» 7 классы
«Энциклопедия – книга, которая знает все» 8 классы.
IV. Воспитательная работа
В течение учебного года в библиотеке велась индивидуальная и массовая работа. Для педколлектива по требованию подбирался необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и других мероприятий. Также проводились рекомендательные беседы при выборе книг.
Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, сделав чтение первейшей потребностью. Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течении учебного года проведено следующие мероприятия:
Семинар районный
«Проектная деятельность в школьной библиотеке»
2.Устная газета по книгам-юбилярам А.Гайдара (80 лет произведениям «Военная книга» и «Судьба барабанщика»
3. Театрализованное представление
«Посвящение в читатели» 1 классы 16.04.2015 г.
Первоклассники познакомились со сказочными героями из любимых книг, которые проверили знания ребят и пригласили в город книг под названием библиотека.
4. История одной книги Д.Дефо «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо» (295 лет)
5.Литературное знакомство А.П.Чехов
6. Литературная игра по творчеству Э. Успенского
«Путешествие в Простоквашино»
В г. Успенскограде участники игры познакомились поближе с замечательным детским писателем Эдуардом Николаевичем Успенским.
Город художников.
Шапокляград. Поиграем
7. Вручение обложек на учебники «История России»
Игра – путешествие по сказкам Андерсена
(к 210-летию со дня рождения великого писателя)
3. Организация выставок.
Книжные выставки - хорошая форма работы по пропаганде книги, и библиотека широко использует эту форму работы.В библиотеке имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой .
Календарные даты.
85 лет со дня рождения Василия Шукшина, писателя и кинорежиссера времен СССР
265 лет со дня рождения А.Радищева, писателя, философа.
110 лет со дня рождения советского писателя Н.Островского
200 лет со дня рождения М. Лермонтова
220 лет со дня рождения А.С.Грибоедова, поэта, драматурга
90 лет со дня рождения Е.И.Носова, писателя
155 лет со дня рождения А.П.Чехова, писателя, драматурга
125 лет со дня рождения Б.Л.Пастернака, русского поэта
160 лет со дня рождения В.М. Гаршина, писателя
175 лет со дня рождения Эмиля Золя, французского писателя
270 лет со дня рождения Д.И.Фонвизина, писателя, драматурга
110 лет со дня рождения М.Шолохова
Книжно-иллюстрированные выставки:
Педагоги Дона педагогам Красногвардейска.
Педагоги России: инновации в образовании.
«Береги свою жизнь» - правила дорожного движения.
«Книги-юбиляры2014 года».
Н.Островскому – 110 лет со дня рождения.
155 лет со дня рождения А.П.Чехова.
160 лет со дня рождения В.М.Гаршина.
Детям о войне.
Чернобыльская трагедия.
270 лет со дня рождения Фонвизина.
Путешествие в Андерсенландию.
9 мая день Победы.
V. Информационная работа
Библиотекарь своевременно информирует педагогический коллектив о поступлениях новой литературы и учебников. И в индивидуальном порядке каждый учитель информируется о поступлениях новых учебников и другой литературы.
Библиотечный фонд располагает большим количеством дополнительной литературы по предметам. Работа ведётся со всеми учителями – предметниками. Учителя часто рекомендуют учащимся использовать дополнительную литературу по своему предмету. По заданию этих учителей дети обращаются в библиотеку за литературой для подготовки докладов, сообщений, рефератов и т.п. Библиотекарь рекомендует учащимся использовать для таких сообщений энциклопедии, энциклопедические словари, справочники, книги справочного характера.
В течение года ведётся работа с каталогом книжного фонда, с картотекой учебников. Большая работа проводилась библиотекарем с учебниками. Поступающие учебники своевременно оформляются (распаковываются, штампуются), в бухгалтерию своевременно подаётся отчёт. Ведётся картотека учебников и другая необходимая документация. Для складирования учебников имеется отдельное помещение. Два раза в прошедшем учебном году проводились смотры-рейды по сохранности учебников. Проверка состояния учебников показала, что многие учащиеся небрежно относятся к учебникам (нет обложек, вовремя не подклеиваются, подписываются). Это, в основном, относится к учащимся средних и старших классов.В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.Библиотекарь совместно с завучами и учителями внимательно и ответственно работает с бланками заказа на учебники.
VI. Повышение квалификации
Педагог - библиотекарь посещает все семинары, совещания, занятия и мероприятия.
-обменивается и использует опыты работы лучших школьных библиотекарей;
-ведется работа по самообразованию;
-осваивает информации из профессионального издания «Школьная библиотека».
Выводы:
Я считаю, что план работы библиотеки выполнен.
Главной задачей библиотеки на следующий год является 100% обеспечение учебниками. Привлечение читателей.