Рабочая программа по географии Начальный курс – 5 класс к учебнику Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И
Рабочая программа по предмету «География»
5 класс (35 часов)
(УМК Бариновой И.И. базовый уровень)
Структура программы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Результаты освоения учебного предмета
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование по предмету
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Приложения к программе
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год;
- Учебный план в 5 - х классах МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И.Платова на 2015 – 2016 учебный год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированность к самостоятельной учебной работе. При организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
II. Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии по отношению к курсу географии в основной школе. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на различные географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Готовит учащихся к практическим навыкам.
Цели и задачи программы:
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно - методические задачи:
познакомить с одним из интереснейших школьных предметов – географией,
формирование интереса к изучению предмета;
сформировать знания о географических объектах и явлениях, характерных для каждой земной оболочки;
формирование у школьников практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему творческих задач, проектирования и процессов наблюдения за состоянием окружающей среды;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
воспитание любви к своему краю, своей стране.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И.Платова.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
IV.Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения;
формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимать позицию другого, уметь различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Предметные результаты:
формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах;
овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
V.Содержание программы
Что изучает география (5 ч).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч).
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9 ч).
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч).
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 2. Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли (11 ч).
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Практическая работа № 4. Описание океанов по каре полушарий и карте океанов.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Часы по планированию (рабочей программе)
В том числе на:
Лабораторно-
практические
работы
Проверочные (контрольные)
работы
1
Тема 1. Что изучает география
5
-
1
2
Тема 2. Как люди открывали Землю
5
1
1
3
Тема 3. Земля во Вселенной
9
-
1
4
Тема 4. Виды изображений поверхности Земли
4
1
1
5
Тема 5. Природа Земли
11
2
1
итого
34
4
5
VI. Календарно-тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 34;
Плановых контрольных уроков – 5; Практических работ - 4.
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
моделями;
приборами;
коллекциями;
гербариями;
макетами;
картами;
картинами;
таблицами;
В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
В кабинете есть литература:
справочная;
научно-популярная;
учебники;
научно-методические пособия;
образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
подборки олимпиадных заданий и т.д.
В кабинете географии средства обучения систематизированы:
по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
по классам (6-10 классы).
В кабинете находятся раздаточные материалы:
для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
для проверки знаний, умений (карточки-задания);
для подготовки опережающих заданий;
атласы;
коллекции минералов и горных пород;
гербарии и т.п.
Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
Тематический план география 5 класс
№
п/п
Раздел
Общее
кол-во часов
Виды деятельности ученика
Что изучает география
5
Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;
Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.
Как люди открывали Землю
5
Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;
Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;
Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.
Земля во Вселенной
9
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;
Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;
Оценивать вклад отечественных ученых.
Виды изображений поверхности Земли
4
Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;
Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Природа Земли
11
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;
Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)
№
п/п
Тема урока,
Тип урока
Планируемые результаты
Домашнее задание
Дата
Предметные
Метапредметные:
познавательные УУД (П);
коммуникативные УУД (К);
регулятивные УУД (Р)
Личностные результаты
5а
5б
5в
5г
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)
1
(1)
Мир, в котором мы живём.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль
в освоении планеты человеком, понимать
уникальность планеты Земля
К: продолжить обучение в эвристической беседе.
Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
П: уметь объяснять особенности планеты Земля.
Развитие личностной
рефлексии,
толерантности
§1,
задания Рабочей тетради
стр. 3-5
2
(2)
Науки о природе
Комбинированный урок
Научиться объяснять значение понятий тело
и вещество
К: уметь отображать информацию в графической форме.
Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь выделять сходств естественных наук.
Формирование мотивации в изучении наук
о природе
§2,
задания Рабочей тетради
стр. 6
3
(3)
География–наука о Земле
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению
с другими науками; объяснять, для чего изучают географию
К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
Р: формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ.
П: уметь выявлять различия двух частей географии.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками
§3,
задания Рабочей тетради
стр. 7-8
4
(4)
Методы географических
исследований
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы
современных
географических
исследований и применяемые для этого приборы.
К: добывать недостающую
информацию с помощью карт атласа.
Р: применять методы информационного поиска.
П: показывать ценность географической информации для человечества
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
§4,
задания Рабочей тетради
стр. 9-10
5
(5)
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Проверочная работа
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тестиро-вание
Формирование
представлений
о географии, ее
роли в освоении планеты
человеком,
о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
и одноклассниками.
Р: уметь определять понятия,
строить умозаключения и делать выводы.
П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.
Формирование коммуникативной
компетентности в сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Индивидуальные задания.
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.)
6
(1)
Географические открытия древности и Средневековья
Важнейшие открытия
древности и Средневековья.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.
К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.
Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).
П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.
Формирование целостного мировоззрения.
§5,
задания Рабочей тетради
стр. 13-15
7
(2)
Важнейшие географические открытия.
Комбинированный урок
Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.
Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.
П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§6,
задания Рабочей тетради
стр. 16-18
8
(3)
Открытия русских путешественни-ков.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.
К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
§7,
задания Рабочей тетради
стр. 19-20
9
(4)
Открытия русских путешественни-ков.
Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.
Комбинированный урок
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.
К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Повторить
§ 5-7
10
(5)
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Р: применять методы информационного поиска.
П: воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)
11
(1)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.
П: объяснять представления древних людей о Вселенной.
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
§9,
задания Рабочей тетради
стр. 23
12
(2)
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться читать и понимать текст.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
Формирование навыков организации своей деятельности в группе.
§9,
задания Рабочей тетради
стр. 24-25
13
(3)
Соседи Солнца.
Комбинированный урок
Научиться составлять характеристику планет по плану.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять главное отличие Земли от других планет.
Формирование познавательного интереса к предмету изучения.
§10,
задания Рабочей тетради
стр. 26-28
14
(4)
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Комбинированный урок
Научиться выделять признаки планет.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§11,
задания Рабочей тетради
стр. 29-30
15
(5)
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Комбинированный урок.
Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять особенности различных небесных тел.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§12,
задания Рабочей тетради
стр. 31-33
16
(6)
Мир звёзд.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться находить на звёздном небе созвездия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
§13,
задания Рабочей тетради
стр.34-35
17
(7)
Уникальная планета – Земля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.
Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.
§14,
задания Рабочей тетради
стр.36-37
18
(8)
Современные исследования космоса.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться составлять презентацию о космонавтах.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: изучить важнейшие события в освоении космоса.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
§15,
задания Рабочей тетради
стр.38-38
19
(9)
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
20
(1)
Стороны горизонта
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться определять стороны горизонта.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§16,
задания Рабочей тетради
стр.41-42
21
(2)
Ориентирование
Урок комплексного применения ЗУН.
Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: формулировать алгоритм работы с компасом.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
§17,
задания Рабочей тетради
стр.42
22
(3)
План местности и географическая карта.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§18,
задания Рабочей тетради
стр.43-45
23
(4)
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Практическая работа № 2. Ориентирование по
плану и карте
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)
24
(1)
Как возникла Земля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§19,
задания Рабочей тетради
стр.48-50
25
(2)
Внутреннее строение Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.
К: устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.
Формирование устойчивой мотивации к исследова-
тельской деятельности, конструированию.
§20,
задания Рабочей тетради
стр.51-53
26
(3)
Землетрясения и вулканы.
Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
Комбинированный урок
Научиться обозначать объекты на контурной карте.
К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
§21,
задания Рабочей тетради
стр.54-57
27
(4)
Путешествие по материкам.
Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Урок комплексного применения ЗУН.
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§22,
задания Рабочей тетради
стр.58-62
28
(5)
Вода на Земле.
Комбинированный урок
Научиться подписывать реки на контурной карте.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§23,
задания Рабочей тетради
стр.63-65
29
(6)
Воздушная одежда Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».
Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности.
§24,
задания Рабочей тетради
стр.66-67
30
(7)
Живая оболочка Земли.
Комбинированный урок
Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§25,
задания Рабочей тетради
стр.68-69
31
(8)
Почва – особое природное тело.
Комбинированный урок
Научиться определять тип почв по натуральным образцам.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§26,
задания Рабочей тетради
стр.70
32
(9)
Человек и природа.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
§27,
задания Рабочей тетради
стр. 73-75.
Подготовиться к итоговому уроку.
33
(10)
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
Урок обобщения и систематизации знаний
Научиться самодиагностике.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.
Р: применять методы информационного поиска.
П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Индивидуаль-ные задания.
34
(11)
Обобщение знаний.
Проверочная работа
Урок обобщения и систематизации знаний
Научиться самодиагностике и самокоррекции.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.
Итого по программе: 34 часа.
VII.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
Авторская программа по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рабочая программа составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа).
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы
15